катя бровина
Работа ДОО по взаимодействию с семьями воспитанников и социумом
▼ Скачать + Заказать документы
Работа ДОО по взаимодействию с семьями воспитанников и социумом.
Е. Е. Бровина (воспитатель)1
OED’s work on interaction with the families of pupils and society.
E.e. Brovina (educator) 1
1MBDOU "kindergarten No. 23, Gus-khrustalniy
There is a need to develop and implement a system of work for active inclusion of parents and society to preschool life. All this allows us to treat the work as an essential condition for the successful Preschool teaching activity at the present stage of modernization of the education system. To solve the problem of innovation is to change the system, to bring it into line with the desired model. If changes are qualitative in nature, the solution to the problem of the system.
Темочки:
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский
Вопросы взаимодействия ребенка с окружающими его миром актуальны не только в условиях детского сада, но и внутри семьи и социума. Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком, а порой не достает и соответствующих знаний и умений, необходимых для полноценного общения и понимания ребенка.
Семья и социум – это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, социум помогает обогатить опыт “жизни среди людей”.
И, так как свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, очень важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ найти контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения.
В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного учреждения - воспитать гармонично развитую личность - без взаимодействия с социумом. Детскому саду необходимо сформировать новый уровень взаимодействия с социальными институтами города, выйти за территориальную границу учреждения, стать социально доступным звеном образовательной системы.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Очень важно у детей дошкольного возраста сформировать не только определенный уровень знаний и умений, но и развивать личностные качества, базовые способности, социальные и культурные навыки, заложить основы экологической культуры, здорового образа жизни, безопасного поведения.
Поиск новых форм сотрудничества педагога с родителями и социумом является важнейшим направлением обеспечения качества дошкольного образования дошкольников.
Детский сад должен быть, прежде всего, открытым учреждением для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых, расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями.
Моя задача, как педагога: раскрыть перед родителями важные стороны развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. И, конечно, очень важно обеспечить успешную социализацию подрастающего поколения.
Родители сегодня ориентированы на обучение своих детей престижным знаниям и навыкам. Дети, становятся заложниками амбиций и личностных устремлений собственных родителей, которые мало, а то и совсем не берут во внимание желания и возможности детей для занятий любимым делом.
Главная мысль моей работы- через грамотно организованную совместную деятельность в ДОУ можно с успехом добиваться создания единого пространства развития личности ребенка.
Для меня, как для воспитателя с внедрением стандарта актуальной стала организация выездных мероприятий, которые не только создают условия для повышения педагогической компетентности родителей, но и учат их разным игровым приёмам общения с детьми, а выступления в СМИ позволяют осветить отчёты- благодарности о проделанной совместной работе на муниципальном уровне.
Важной составляющей области взаимодействия с семьями воспитанников считаю пропаганду всестороннего развития личности, где помимо традиционных форм используются и инновационные, такие как дистанционные формы взаимодействия. Они могут быть представлены страничкой музыкального руководителя на сайте образовательного учреждения, собственным блогом или сайтом, на которых размещаются различные статьи. Здесь же родители могут узнать о том, какие учреждения дополнительного образования, расположенные в непосредственной близости от детского сада помогут еще эффективнее развить у ребенка певческие, танцевальные, физические и прочие навыки.
Наиболее интересной инновационной формой развития интереса у детей и родителей к различным занятиям могут стать размещаемые на сайте образовательного учреждения слайдовые презентации, посвященные интересным событиям, проходившим в детском саду.
Важно отметить, что подобные материалы помогают родителям быть информированными, чем занимается их ребенок в детском саду, в каком направлении развиваются его интересы, что можно дополнительно узнать по пройденной теме.
Наряду с этим активно используется метод проектов. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода. В детском саду для реализации проектной деятельности нужно обязательное участие родителей и социума.
Для успешной реализации проекта мною были разработаны этапы взаимодействия семьи и детей по проблемам игровой деятельности дошкольников и позитивной социализации :
– «Наблюдатели» (накопление впечатлений).
Данный этап работы включает в себя пассивное участие родителей в праздниках, в образовательной деятельности и игровой самостоятельной деятельности детей как наблюдатели.
– «Преодолевая себя» (спонтанное выражение творческого начала).
На этом этапе, родители, преодолевая стеснение, выполняют игровые действия по предложению педагогов во время праздников, игровой деятельности.
– «Играем вместе» (индивидуальное и совместное творчество в игре с детьми и для детей).
Проявление родителями желания возобновить игровые традиции. Внести игры своего детства в жизнь детей в ДОУ став непосредственными их участниками.
– «Я автор» (разработка игр педагогами, родителями)
На этом этапе разрабатываются игры для совместной деятельности детей и родителей как в ДОУ, так и в домашних условиях. Авторами игр могут быть педагоги и родители воспитанников.
А наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников и социумом является совместная культурно-досуговая деятельность. Данное направление может быть представлено такими формами как праздники, вечера досуга, игры-путешествия и т. д.
В организации совместной деятельности самое главное - это активное включение родителей и различных организаций в проводимое мероприятие. Они должны стать активными участниками, а не пассивными зрителями. Опыт ведущих педагогов практиков и мой собственный показывает, что когда родители или представители из школы, библиотеки и т. д. активно участвуют в мероприятии, они, во-первых, почти всегда положительно настроены по отношению к происходящему, что очень важно, т. к. только позитивный настрой помогает эффективно решать поставленные задачи; во-вторых, участники лучше понимают, как нелегко ребенку выполнить то, или иное задание, ведь подчас дети справляются даже лучше с поставленной задачей; в-третьих, такая совместная деятельность детей и приглашенных позволяет создать настоящий творческий процесс, который непременно позитивно скажется на оптимизации взаимоотношений.
Организация творческого взаимодействия может осуществляться посредством организации конкурса между взрослыми и детьми, посредством объединения усилий взрослого и ребенка, а также посредством распределения ролей, взаимодополняющих и обогащающих друг друга.
Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет, является открытой образовательной системой, сотрудничающей с объектами социокультурного назначения в нашем городе. Каждый год у нас проводится ряд мероприятий, способствующих социальной адаптации детей в обществе. Например, экскурсии в музей, библиотеку, школу искусств. Выступления на творческих конкурсах в доме культуры. Выступление артистов цирка и театров в ДОУ. Всё это способствует духовно – нравственному и эстетическому становлению ребёнка.
Таким образом, воспитатель в своей работе может использовать как хорошо известные, проверенные временем, традиционные формы работы с семьей и социумом, так и новые, найденные в результате творческого поиска и технических инноваций.