Асмик Могровян
Рабочая логопедическая программа для обучающихся 1–4 классов с ЗПР
▼ Скачать
Пояснительная записка
Основными направлениями в коррекционной работе с обучающимися с ЗПР являются : удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Публикация «Рабочая логопедическая программа для обучающихся 1–4 классов с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа логопедических занятий разработана на основе Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для детей с ОВЗ» разработана на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с изменениями, с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития и образовательных потребностей участников образовательных отношений. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению обучающимся 1- 4 классов.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Место курса. С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 1 раз в неделю. Продолжительность группового занятия 35 - 40 минут, продолжительность индивидуального занятия -15-20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся. Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется, какой из компонентов языковой системы нарушен. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Логопедическая диагностика учащихся
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи.
Обследование фонематического слуха.
Обследование лексического строя речи.
Обследование грамматического строя.
Обследование процесса письма и чтения.
Коррекционная работа
Подготовительный этап
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Основной этап
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1) На фонетическом уровне;
2) На лексико - грамматическом уровне;
3) На синтаксическом уровне.
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
-уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
-дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
-уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;
-развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются : умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь :
- различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь :
- различать предложение, словосочетание, слово;
-анализировать слова по звуковому составу;
-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
-писать под диктовку предложения и тексты;
- правильно читать вслух целыми словами;
- соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
-устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь :
-производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
-подбирать к слову родственные слова;
-владеть навыками словообразования и словоизменения;
-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
-дифференцировать предлоги и приставки;
-составлять распространенные предложения;
-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
По окончании 4 класса :
-должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова
(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
- уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной, а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 1-2-х классов.
№ Тема занятия
1 Диагностика письменной речи
2 Гласные звуки и буквы
3 Согласные звуки и буквы
4 Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
5 Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
6 Звуки [г], [г ]. Звуки [к], [к ].
7 Различение [Г] - [К] в устной и письменной речи
8 Звуки [х], [х ].
9 Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи
10 Звуки [д], [д ], буква «Д»
11 Звуки [т], [т ], буква «Т»
12 Звук [ж], буква «Ж»
13 Звук [ш], буква «Ш»
14 Различение [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи
15 Звуки [з], [з ], буква «З»
16 Звуки [с], [с ], буква «С».
17. Звук [щ], буква «Щ».
18 Дифференциация «свистящих»
19 Дифференциация «шипящих»
20 Звук [ч], буква Ч.
21 Звук [ц], буква Ц.
22 Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.
23 Звуки [р], [р ], буква «Р»
24 Звуки [л], [л ], буква «Л»
25 Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи
26 Диагностика устной и письменной речи
Тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 3-х классов.
№ Тема занятия
1 Диагностика письменной речи
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов
2 Предложение и слово. Связь слов в предложении
3 Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении
4 Упражнение в выделении предложений из рассказа.
5 Связь слов в предложении.
6 Синонимы
7 Антонимы.
8 Работа с деформированными предложениями
9 Составление предложений по опорным словам
Состав слова. Словообразование
Родственные слова. Корень
10 Родственные слова. Корень слова.
11 Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.
12 Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.
13 Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.
Приставка
14 Общее понятие о приставках и употреблении их в речи.
15 Тренировочные упражнения в выделении приставок
16 Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.
17 Разделительный твердый знак.
18 Разделительный мягкий знак.
Суффикс
19 Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.
20 Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.
21 Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.
Словоизменение. Согласование слов
22 Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.
23 Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
24 Согласование прилагательных и существительных в падеже.
25 Согласование глагола и существительного в числе и роде.
26 Согласование глагола и существительного во времени.
Предлоги
27 Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи.
28 Тренировочные упражнения в выделении предлогов
29 Дифференциация предлогов и приставок.
30 Диагностика устной и письменно речи
Тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 4-х классов.
№ Тема занятия
1 Диагностика письменной речи
Повторение
2 Текст. Предложение. Слово.
3 Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов
Повторение «Состав слова»
4 Корень. Родственные слова.
5 Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов
6 Приставка. Образование новых слов.
7 Окончание.
8 Разбор слов по составу.
9 Правописание безударных гласных в корне слова
10 Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов
11 Дифференциация твердых и мягких согласных
12 Непроизносимые согласные в корне слова.
13 Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.
14 Дифференциация предлогов и приставок.
15 Разделительный Ъ и Ь
Части речи
16 Имя существительное. Изменение существительных по числам.
17 Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода.
18 Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа разных падежей.
19 Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе.
20 Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
21 Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе.
22 Согласование существительных и глаголов в роде.
23 Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
24 Понятие о неопределенной форме глагола.
25 Согласование глагола и существительного в роде, числе
26 Согласование глагола и существительного во времени.
Предложение
27 Связь слов в предложении.
28 Упражнение в установлении связей слов в предложении.
29 Составление предложений из данных слов.
30 Работа с деформированными предложениями.
Текст
31 Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности.
32 Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения
33 Диагностика устной и письменной речи
Литература
1. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.
2. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. -М. : "Творческий центр" 2005г.
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
4. Каше Г. А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М. : "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.
5. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
6. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
7. Логопедия : учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л. С. Волкова. - 2- е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
8. Филичёва Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989. г.
9. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
10. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г