Малых Мария Сергеевна
Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 120
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии № 120
Научно-методического совета ___/ Писклова И. А. /
от «___» ___ 2017 г.
Приказ №___от «___» ___2017 г.
CОГЛАСОВАНО:
Руководитель кафедры
___ /___/ «___» ___ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
по дополнительной общеобразовательной программе
в области декоративно- прикладного искусства
для 1-4 классов
и 5 –8 классов
Исполнитель:
Педагог дополнительного образования
Малых Мария Сергеевна
г. Екатеринбург
Публикация «Программа кружка „Творческая мастерская“ для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях права ребенка в Российской Федерации», редакция от 13.07.2015 г.
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3 «Образование», редакция от 08.08.2009 г.
4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) — М. : Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО, 2010 г.
7. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ гимназии №120 (ООП СОО).
8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470).
9. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 N ПК-2).
10. Региональные требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ.
11. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03).
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает любознательность и расширяет круг интересов, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческих способностей, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством психического развития ребёнка
Программа кружка разработана на 1 год занятий с детьми 1-4 классов и 5-9 классов и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к декоративно- прикладному искусству, имеющему широкое распространение в России. Работа с разными материалами - творческий процесс, требующий воображения, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Работая в разных техниках у учащихся есть возможность определить собственные предпочтения. Кроме того формируются и закрепляются практические трудовые навыки. На занятиях создаются условия для развития усидчивости, аккуратности, творческой активности, художественного вкуса.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется познавательная активность. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях активным творчеством.
Цель:
создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия декоративно-прикладным творчеством.
Программа способствует:
• развитию разносторонней личности ребенка
• помощи в его самоопределении;
• освоению различных техник при работе с бумагой, тканью и нитками.
• обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности,
• созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания;
• обучению навыкам и приемам работы с инструментами и материалом;
• знакомству с историей материалов и техник, используемых на занятиях
Задачи:
Обучающие:
• формировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного
творчества;
• формировать умения обрабатывать бумагу, текстильные материалы, работать с акриловыми
контурами и бисером с целью создания изделий;
• формировать умения работать с различными инструментами и приспособлениями для
обработки используемых материалов
• познакомить детей с историей техник.
Развивающие:
• развивать память, внимание, творческие способности, фантазию, воображение,
самостоятельность, абстрактное мышление, мелкую моторику рук, глазомер;
• развивать умение планировать собственную деятельность
• создать условия для возникновения интереса к познанию;
• развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость;
• воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Социальные:
• создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;
• помочь ребёнку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами;
• учить детей интересно и полезно организовывать свой досуг, ориентироваться на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.
Основной формой работы является учебно-практическая деятельность учащихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, моделей и т. п. При выполнении практических работ дети приобретают навыки экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.
Планируемые результаты
Освоение детьми разделов программ «Веселая мастерская» и «Интерьерные мелочи» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут создаваться условия для формирования:
• учебно- познавательного интереса к декоративно- прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
• навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
• способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
• основ социально ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
• устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
• эстетических предпочтений, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
• эмоционально- ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут учиться:
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
• адекватно воспринимать оценку своих работ и производить самооценку;
• работать с бумагой, тканью, нитками в 1-4 классах и акриловыми контурами, бисером, бумагой и тканью в 5- 9 классах, приобретая навыки создания панно;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
• приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
• осваивать особенности художественно- выразительных средств, материалов и техник, применяемых в работе с бумагой, тканью акриловыми контурами и бисером;
• развивать художественный вкус и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
• художественно -образному, эстетическому, абстрактному типу мышления,
• формированию целостной картине мира;
• развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
• развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно- прикладного искусства.
• создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
• понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их;
• более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно -творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять совместную продуктивную деятельность;
• сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
• формировать собственное мнение и позицию.
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, линейки, угольника; вырезать строго по разметке;
• прочно соединять детали между собой, применяя нитки, клей;
• находить оптимальные композиционные решения;
• разрабатывать эскизы, учитывая закономерности цветовых сочетаний;
• изготавливать изделия из бумаги, ткани и нитей, работать с акриловыми контурами и бисером используя изученные техники
Требования к уровню подготовки
В результате освоения программы кружка ученик должен
знать/понимать
• теоретические основы декоративно- прикладного творчества; назначение различных декоративных изделий; закономерности цветовых сочетаний, построения орнамента; историю изученных техник;
• названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда, приёмы и правила пользования ими;
• названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
• основные понятия при работе в технике «Квилинг», «Изонить» и работе с фетром (1-4 классы);
• основные понятия при работе в технике «Точечная роспись», работе с бисером и тканью (5-9 классы)
• простейшие правила организации рабочего места;
• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
• приёмы разметки (линейка, шаблон);
Уметь
• правильно организовывать своё рабочее место;
• пользоваться простейшими инструментами ручного труда;
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
• создавать правильно оформленные и логически законченные работы
• делать презентацию своих работ
Календарно-тематическое планирование раздела кружка
«Волшебная мастерская»
1-4 класс
№ Тема урока Кол-во часов
Бумагопластика
1. Вводное занятие 1
2-4. Плоская аппликация. Путешествие в подводный мир. 3
5-10. Оригами (основные приемы). Журавлики счастья 4
11-17. Объемная аппликация (нетрадиционные методы)
- стран «Макарония»
- аппликация из ватных дисков
- карандашница улитка 8
Квилинг
18-19. «Тугая и свободная спираль». «завиток» 2
20-21. «Капля глаз лист» 2
22-23. «Полукруг. Квадрат, Стрелка, Треугольник» 2
24-27. Составление однорядного панно 4
28-31. Изготовление новогодней открытки 4
Работа с нитками. Изонить
32-33. Заполнение угла. «Одуванчики» 2
34-35 Заполнение окружности. «Цыпленок, мышка, зайка» 2
36-37 Игрушки из помпонов 2
38-41 Выполнение подвески в смешанной технике 4
Работа с тканью. Фетр
42-43 Аппликация из фетра. «Мудрая сова» 2
44-45 Сшивные изделия. Шов «Вперед иголкой» 2
46-47 Обметочные швы 2
48-51 Выполнение сшивной игрушки 4
Волшебная паутинка
52-53 Игрушка из шара 2
54-55 Изделия с разрезной техникой 2
Коллаж
56-61 Выполнение панно в смешанной технике 6
Итоговая работа
62-68 Выполнение изделия на выбор 6
Календарно-тематическое планирование раздела кружка
«Интерьерные мелочи»
5-8 класс
№ Тема урока Кол-во часов
Точечная роспись
1. Вводное занятие 1
2-4 Знакомство с техникой. Выполнение контура по готовому рисунку 3
5-6 Роспись по прозрачной основе. «Подсвечник» 4
7-10 Роспись по непрозрачной основе (тарелка, кружка) 4
11-16 Роспись изделия на выбор. Самостоятельная разработка эскиза 4
Бисер
17-20 Вышивка бисером 6
21-22 Знакомство с основными видами плетения 2
23-26 Цветы из бисера. (тюльпаны) 4
27-30 Сувенир «Новогодняя елочка» 4
31-34 Плетение сложных объемных изделий 4
35-38 Ювелирные изделия из бисера (браслет) 4
39-42 Выполнение изделия на выбор 4
Интерьерные игрушки
43 Знакомство с историей игрушек. 1
44-45 Игрушка из фетра 2
46-47 Простая игрушка - подушка 3
48-52 Игрушка «Тильда» 4
Декупаж[b]
]53-54 Знакомства с техникой. Изготовление вазы 4
55-58 Декупаж коробки 2
59-62 Папье-маше 4
Итоговая работа
63-68 Выполнение изделия на выбор 6
Список используемой литературы
1. Каменская С. Б. Авторская программа кружка «Бисероплетение».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 сентября»
2. Кожина О. А. Декоративно-прикладное искусство. - В сб. : Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.); под ред. В. А. Горского - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011, с. 30-32.
3. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы / авт. -сост. Е. А. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.
4. Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1—4 классы / авт. -сост. В. А. Мураева. - Волгоград: Учитель, 2011. -127 с.
5. А. В. Козлина. Уроки ручного труда. Конспекты занятий. 2000
6. Бегун Т. А. «Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет» Программа кружка рукоделия. -СПб. :КАРО,2008.-80с. :ил.
7. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997
8. Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка» «ЭКСМО-Пресс» 2002г
9. Материалы сети Интернет