Лариса Максимова
Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года. Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию программу, по которой дети будут заниматься в течение двух лет. Программа раскрывает содержание и организацию коррекционной, образовательной и воспитательной деятельности с детьми нашей группы. В программе определены цели, задачи работы с детьми, пути их реализации. Данная программа составлена на основе двух программ :
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
• Примерной общеобразовательной программы Д О «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» / под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Цель программы – коррекция речевых нарушений, гарантирующая воспитанникам группы успешно освоить общеобразовательную программу дошкольного образования и успешной адаптации к школьной программе и социализации в целом.
Основными задачами коррекционно – развивающей работы с детьми данной группы являются :
• Формирование правильного звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха (умение узнавать и различать звуки речи)
• развитие навыков звукового анализа и синтеза (умение разложить слово на звуки или составить из звуков слово, подготовка к обучению грамоте
• уточнение, расширение и обогащение лексического запаса воспитанников (адекватно использовать при общении существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и т. д.)
• формирование грамматического строя речи ( умение грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка: падежные, родовые окончания слов должны чётко проговариваться, предлоги – правильно употребляться, применять навыки словообразования)
• развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи (уметь вести диалог, беседовать, составлять рассказы, уметь пересказывать)
Т. е. к концу дошкольного образования ребёнок должен успешно овладеть устной речью, что поможет ему освоить общеобразовательную программу и в дальнейшем хорошо учиться в школе.
Так же для успешного обучения ребёнка в школе, к концу дошкольного периода, у него должны быть сформированы целевые ориентиры:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты
• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире
• Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
• Обладает чувством собственного достоинства
• Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
• У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, контролирует свои движения и управляет ими
• Может следовать социальным поведения и правилам в разных видах деятельности, способен к волевым усилиям
• Достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности
Вся коррекционно – развивающая работа проводится последовательно, поэтапно по принципу от простого к сложному и условно делится на три периода. В каждом периоде решаются определённые задачи по развитию речи (подробная информация на стенде)
Основной формой коррекционно – развивающей деятельности являются занятия.
Занятия фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.
Первый год обучения проводятся занятия двух видов:
- по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи
- по формированию произношения (фонетика)
На втором году обучения проводятся ещё занятия по грамоте.
Количество занятий в зависимости от периода обучения разное:
1 – й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 2 занятия в неделю по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи
2 – й период (декабрь, январь, февраль, март) – 2 занятия в неделю по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи и 1занятие по произношению (фонетике)
3 период (апрель, май) – 3 занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 занятия по произношению (фонетике)
На втором году обучения остаётся та же модель, что и в 3 – м периоде (фронтальные занятия проводятся ежедневно, только одно занятие по произношению заменяется подготовкой к обучению грамоте.)
Подгрупповые занятия проводятся по подгруппам 3 раза в неделю (каждая подгруппа занимается 1 раз в неделю) – на этих занятиях мы повторяем лексико – грамматические, фонетические упражнения, работаем над формированием связной речи и отрабатываем упражнения артикуляционной гимнастики.
На индивидуальных занятиях мы занимаемся постановкой звуков. Индивидуальные занятия с каждым ребёнком проводятся 3 раза в неделю (согласно графику индивидуальных занятий)
Весь изучаемый лексический материал разделен на тематические циклы:
В 1- м периоде изучается лексика по таким темам, как: «Наше тело, предметы ухода за телом», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Дом и его части» и отрабатываются грамматические категории (последовательность изучения лексических тем – на стенде). Каждая лексическая тема изучается в течение 2 – 3 недель. Начинает изучение темы воспитатель, как ознакомление с окружающим, а затем логопед на основе данной лексики отрабатывает с детьми грамматические категории, работает над формированием связного высказывания. Так же соответственно изучаемой теме проводятся подвижные игры, игры на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика. Такие занятия воспитателя как рисование, лепка, аппликация тоже проводятся соответственно лексическим темам. Логопед и воспитатели группы работают в тесном взаимодействии. На каждом занятии воспитатель решает как общеобразовательные задачи, так и задачи коррекционные.
Что касается специалистов, каждый специалист на своих занятиях кроме своих задач реализует и коррекционные, а также включает в свою работу игры и упражнения соответственно изучаемым лексическим темам. Средства и методы, используемые специалистами: дидактические игры и упражнения на развитие всех компонентов речи, экскурсии, наблюдения, беседы, речевые ситуации, ознакомление с произведениями художественной литературы, сюжетные игры, соревнования.
Специфика работы в логопедической группе – все участники работают в тесном взаимодействии. Успех коррекционной логопедической работы зависит от взаимодействия всех участников коррекционно – развивающего процесса. Предлагаю вашему вниманию схему взаимодействия специалистов
Хотелось бы подробнее остановиться на сотрудничестве логопеда, воспитателей с родителями. Никакая самая тщательная работа всех специалистов детского учреждения не исключает необходимости выполнения рекомендаций логопеда дома с детьми. Рекомендации логопеда направлены на закрепление умений и навыков, которые были приобретены ребёнком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексики, грамматики, обучению грамоте и звукопроизношению, т. е. по всем направлениям развития речи ребёнка, предусмотренным коррекционно – образовательной программой. Используя рекомендации логопеда по исправлению речевых недостатков у ребёнка, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т. е. в повседневной жизни.
Успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько ответственно родители относятся к выполнению рекомендаций логопеда, воспитателей.
Только тесный контакт родителей и специалистов ДОУ может способствовать успешному устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и успешному школьному обучению.