Наталья Коршунова
Рабочая программа учителя-логопеда (часть 6)
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» ,«Поймай и раздели», «Подскажи словечко», «Помоги Незнайке», «Веселый повар», «У кормушки», «Кто спрятался в джунглях?», «Подбери слова», «Повтори за мной», «Что лишнее?», «Расставь по загонам»
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть 6)» размещена в разделах
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Центр речевого развития в кабинете логопеда
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Скамеечка или несколько стульчиков для занятий у зеркала.
3. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.
4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
5. Спирт.
6. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).
7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
10. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
13. «Играй-ка 1», «Играй-ка 2», «Играй-ка 3», «Играй-ка 5», «Играй-ка -грамотейка», «Играй-ка - различай-ка», «Играй-ка -читай-ка».
14. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
15. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
16. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
17. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
18. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т. п.)
19. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т. п.).
20. Разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа.
21. Слоговые таблицы.
22. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.
23. «Мой букварь».
24. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования и активизации математического словаря).
25. Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.
26. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе («Волшебная яблоня», «Составь слова», «У кого больше слов», «Буква потерялась», «Скоро в школу», «Собери портфель» и т. п.).
27. Альбом «Все работы хороши».
28. Альбом «Кем быть?».
29. Альбом «Мамы всякие нужны».
30. Альбом «Наш детский сад».
31. Альбом «Знакомим с натюрмортом».
32. Альбом «Знакомим с пейзажной живописью».
33. Альбом «Четыре времени года»
34. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №1, №2.
35. Ребусы, кроссворды, изографы.
36. Музыкальный центр, CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки
для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных игр.
37. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.
38. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (8 — 12 частей).
39. Кубики с картинками по изучаемым темам (8 — 12 частей).
40. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.
41. Массажные мячики разных цветов и размеров.
42. Массажные коврики и дорожки.
43. Мяч среднего размера.
44. Малые мячи разных цветов (10 шт.).
45. Флажки разных цветов (10 шт.).
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
1. Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).
2. Звучащие игрушки-заместители.
3. Маленькая настольная ширма.
4. Магнитофон, кассеты с записью «голосов природы», бытовых шумов.
5. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы».
6. Палочки Кюизенера.
7. Блоки Дьенеша.
8. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
9. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ ДИСЛАЛИИ
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе :
1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- шипящий Ш
- сонор Л
- шипящий Ж
- соноры Р, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики) :
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка»,
«Желобок», «Щеточка», «Футбол»,
«Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р' : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,
«Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа
по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых
слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах
со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем
в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога
и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.
V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ.
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Воспитание потребности к правильной речи.
2. Развитие и уточнение пассивного словаря ребёнка (то, что ребёнок понимает) :
- проводится с использованием сюжетных и предметных картинок, которые логопед называет и просит ребёнка повторить.
3. Преодоление сенсорных нарушений (восприятия, внимания, памяти) :
- проводится в виде развития слухового и зрительного внимания и восприятия, и т. д.
4. Формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза:
- работа аналогична работе над дислалией.
5. Создание условий над ритмом речи, слоговой структурой слова:
- условия создаются в процессе упражнений на развитие восприятия и воспроизведение различных ритмических структур, как простых, так и акцентируемых.
6. Создание условий для формирования обще - двигательных и артикуляционных умений и навыков, условий для формирования и коррекции дыхательной и голосовой функций:
- эти условия создаются в процессе проведения медикаментозного и физиотерапевтического воздействия, проведение лечебной физкультуры, массажа, пассивной и активной гимнастики.
Работа по развитию артикуляционного аппарата,
ей предшествует:
- проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса.
Основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация. Характер выполнения движений так же будет определяться состоянием мышечного тонуса.
- одновременно с проведением дифференцированного массажа проводится работа по развитию мимических мышц лица.
С этой целью ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т. д. По мере выполнения таких заданий постепенно развивается их дифференцированность и произвольность.
- проведение работы по борьбе с солевацией.
1. Ребёнку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3. Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребёнка откинуть голову назад и возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
4. Ребёнку перед зеркалом предлагается жевать твёрдую пищу, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (т. о. из непроизвольных движений в произвольные).
5. Произвольное закрытие рта, за счёт пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно, одна рука логопеда - под подбородком ребёнка, другая – на его голове, путём надавливания и сближения руками челюсти ребёнка смыкаются – движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребёнка, затем активно без помощи рук, с помощью счёта, команды.
В случае выраженной дизартрии развитие речевой моторики начинается с пассивной гимнастики, с широким использованием непроизвольных движений.
Работа по развитию подвижности губ.
1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ).
2. Намазать губы сладким («слизывание») - поднятие кончика языка вверх или вниз).
3. Поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребёнка вперёд).
После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах - движения будут выполняться не в полном, не в точном объёме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка,«хоботок», чередование их).
Работа по развитию подвижности языка.
Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения.
1. Помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов.
2. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад.
3. Стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путём рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.
4. Выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игры, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения. Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной в том случае, когда она будет сочетаться с развитием общей и особенно ручной моторики. С этой целью при выраженной дизартрии методист по лечебной физкультуре развивает у ребёнка опорную, хватательную деятельность рук, а так же дифференцированные движения пальцев. Эта же работа проводится и логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, и подготавливается рука к письму. Так же можно использовать различные дидактические пособия и такие виды работ, как сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т. д.