Наталья Коршунова
Рабочая программа учителя-логопеда (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка…. …. 3
Объём образовательной нагрузки….6
Перспективно-тематическое планирование (ОНР 1-2 уровня….10
Перспективно-тематическое планирование (ФФНР, ОНР 3 уровня
старшая группа…. 23
Перспективно-тематическое планирование (ФФНР, ОНР 3 уровня
подготовительная группа….…. 38
План логопедической коррекционной работы при коррекции дислалии….56
План логопедической коррекционной работы при коррекции дизартрии…. 59
Социальное партнёрство с родителями…67
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть первая)» размещена в разделах
Список литературы …70
Пояснительная записка
Овладение правильной речью является одним из очень важных звеньев в развитии ребёнка. К 5-6 летнему возрасту заканчивается процесс становления речи, формируется такие её компоненты, как звукопроизношение, грамматический строй, связная речь. Однако благополучное её формирование происходит далеко не всегда. В последнее время наблюдается тенденция к стремительному увеличению детей с нарушениями речи, в том числе и сложными.
Оказание логопедической помощи детям дошкольного возраста во многих регионах нашей страны осуществляется на логопедических пунктах, созданных при образовательных организациях. В связи с увеличением количества дошкольников с нарушениями речевого развития, и невозможностью оказания им коррекционно-педагогической помощи в рамках логопедических групп, возрастает роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных организаций, как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.
К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. У логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.
При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедических пунктах обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Эти расхождения и несоответствия касаются:
- перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети
- количества одновременно занимающихся на логопункте детей;
- и, как следствие, рекомендованная частота индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;
Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.
Существующие коррекционные программы для детей дошкольного возраста предусматривают работу в условиях специальных логопедических групп, поэтому не могут быть полностью реализованы в работе с детьми, обучающимися на логопедическом пункте детского сада.
Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой позволит педагогу рационально организовать коррекционно-развивающую работу с детьми-логопатами, детям с ОВЗ и детям «группы риска» максимально полно приблизиться к освоению образовательной программы дошкольной организации.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана с целью оказания реальной логопедической помощи дошкольникам, имеющим различные речевые нарушения, в условиях логопедического пункта дошкольной организации.
Программа разработана в соответствии с :
-Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
-Постановлением от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
-Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н. В. Нищевой;
-Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой
-Уставом ДОУ.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, включающую в себя определённый алгоритм организации коррекционно - развивающего процесса, тематическое перспективное и календарное планирование работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста с разными речевыми диагнозами. Данная программа обеспечивает максимальное возможное, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешной его социализации.
В основе создания данной программы так же использован многолетний личный опыт работы педагога.
Теоретической и методологической основой программы являются : положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
Объем образовательной нагрузки
Изучение опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов Кондинского района и личный опыт, показывают, что наиболее приемлемой и эффективной формой работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей на логопункте и выраженности недостатков развития речи.
Индивидуальное или подгрупповое занятие учебного плана может иметь следующую структуру:
1. Состоять из 2 частей. В первой части решаются задачи постановки правильного произношения, во второй, задачи формирования грамматического строя, словарного запаса и связной речи в соответствии с лексической темой данной недели.
2. Материал для постановки правильного произношения звуков на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, формированию грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
В первой половине сентября и второй половине мая проводится обследование детей.
После обследования на каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт, составляется индивидуальный коррекционный маршрут. На основе этих маршрутов учитель-логопед разрабатывает перспективное и календарное планирование в соответствии с тематическим планированием дошкольного учреждения.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по необходимости и усмотрению логопеда.
Частота проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность коррекционно-развивающих занятий от 10 до 25 минут.
Весь процесс обучения подразделяется на три периода.
Первый период : сентябрь, октябрь, ноябрь
Второй период: декабрь, январь, февраль
Третий период: март, апрель, май
Индивидуальная,
подгрупповая работа Примерное количество
в неделю Примерное количество
в месяц Примерное количество
в год
Коррекционно-развивающие
занятия
1-2
4-8
29-58
Характеристика детей с ОНР 1 уровня
На этом уровне у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи.
Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов, которые часто сопровождаются жестами («би» — машина поехала, «ли» — пол). Лепетные слова либо включают фрагменты слова (петух — «угу», киска — «тита», дедушка — «де», либо звукосочетания, не похожие на правильное слово (воробей — «ки»). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («пать» — спать, «акыть» — открыть).
Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово «лапа» обозначает и лапы животных, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола). В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами (жук — «сюк», «тля-кан», «теля», «атя»). Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов (открывать — «древ», играть в мяч — «мяч») и наоборот (кровать - «спать», самолет — «летай»).
На этом этапе у детей, как правило, отсутствует фразовая речь. Дети используют однословные слова-предложения.
Звукопроизношение детей характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произнесения многих звуков.
У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. Чаще всего дети воспроизводят односложные звуковые комплексы (кубики — «ку», карандаш — «дас») либо повторяющиеся слоги («би-би», «ту-ту»). Звуковой анализ слова представляет для детей невыполнимую задачу.
Характеристика детей с ОНР 2 уровня
На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают.
У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет», особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т. п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например, "«Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко.
Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т. к. они носят отвлеченный характер.
У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР.
Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы
с детьми ОНР 1-2 уровня (средняя группа)
Развитие экспрессивной речи
Развитие экспрессивного словаря Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Туалетные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы и животные», «Дикие птицы и животные», «Транспорт», «Цветы», «Насекомые». Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.
Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.
Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, свойства (сладкий, кислый, величину (большой, маленький, оценку (хороший, плохой).
Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).
Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь, сравнение (больше, меньше, количество (много, мало, оценку действий (хорошо, плохо, ощущения (тепло, холодно, вкусно).
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот—коты, мяч—мячи, дом—дома, кукла—куклы, нога—ноги).
Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского рода в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции, затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-, -ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен-, -ят-).
Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите, инфинитива (стоять, петь, глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят).
Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали).
Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).
Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).
Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко).
Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч, правильно употреблять местоимения меня, мне.
Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик, фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.) Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)