Ольга Матова
Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
"Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет. "
Я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет, коррекционная работа нашей группы строится в соответствии с ФГОС ДО:
Публикация «Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
1) обеспечении коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказании им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоении детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Поэтому в своей работе мы с учителем логопедом используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, что положительно отражается на коррекции имеющихся речевых нарушений и общем развитии дошкольников.
В своей работе мы выделили следующие направления :
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
- развитие внимания, памяти, словесно- логического мышления;
- развитие у детей артикуляционной и мелкой моторики, тесно связанных с речевой функцией.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы построена с учё том ФГОС ДО: содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. В группе имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития неречевых процессов и т. д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Выполняются следующие виды упражнений :
-закрепление поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
-повторение стихотворений, рассказов;
-упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
-активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы;
-закрепление зрительного образа буквы (моделирование буквы в лепке, аппликации, рисовании, моделирование буквы с помощью себя, выкладывание буквы из счётных палочек, зрительный образ буквы в окружающих предметах).
Всё это фиксируется в специальной тетради. В графе учёта я отмечаю освоенность материала детьми, у кого и в связи с чем возникали трудности.
Одной из форм нашего взаимодействия является совместная подготовка и проведение родительских собраний, на которых мы показываем занятия с детьми, подбираем материал для сообщений и докладов на различные темы по вопросу логопедической работы, поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устранения речевых нарушений.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате сделали вывод о целесообразности внедрения в практику метода проектов как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
При разработке проекта мы совместно с учителем логопедом :
определяли тему, цель и задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы;
намечали этапы и содержание работы;
в завершении анализировали результативность проекта и обсуждали дальнейшую перспективу.
Метод проектов мы используем на протяжении 2 лет. Мы реализовали проекты по темам :
«Овощная семейка»
«Все профессии нужны, все профессии важны»
«Книжное царство – мудрое государство»
«Кожлянская игрушка»,
«Морские обитатели»
«Добрый Дедушка Мороз»
«Эта удивительная посуда»
Выбор темы для проектов осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательной работы, интересами и потребностями детей, а также в связи с недостаточными знаниями по какой-либо теме. Например, в ходе работы над темой «Посуда» выяснилось, что дети не знакомы с такими предметами как сито, кувшин, чугун, дуршлаг, скалка, противень, шумовка. Расширить знания о предметах посуды, а также познакомить детей с историей ее появления мы решили в рамках проекта «Эта удивительная посуда», определили цель, наметили образовательные области в рамках которых будет осуществляться работа над проектом.
Одной из форм нашего взаимодействия с логопедом в проекте «Эта удивительная посуда» стала экскурсия в «Русскую избу», где дети рассмотрели старинную посуду, узнали назначение чугуна, сита, выяснили значение слов кувшин, ухват. В повседневной работе я провела игру «Что лишнее» для закрепления полученных знаний по теме «Посуда» и обогатила словарь детей.
В проекте «Добрый Дедушка Мороз» перед нами стояла задача уточнения и расширения знаний детей о Новогоднем празднике, знакомство с историей появления рождественской елочки, совершенствование грамматического строя речи и развитие связной речи. Эти задачи я реализовывала в разных видах детской деятельности. Детям было предложено схематично изобразить ёлочку и закрасить её штриховкой для развития мелкой моторики детей. Во время работы мною проводилась автоматизация звука «л» в речи. Дети проговаривали слова елочка, иголки, лапа, придумывали к ним определения. В ходе Д. и. «Найди игрушку» дети закрепили дифференциацию предлогов «на», «под».
Широко использовались в проектной деятельности комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, для пальчиковой гимнастики мы использовали гимнастику Суджок, самомассаж, упражнения на развитие речевого дыхания, которые были включены в различные формы непосредственной организованной образовательной деятельности.
Результатом нашей работы стало письмо для детей в далёкую Африку. Дети смогли составить описательный рассказ, использовали разнообразные определения и употребляли распространенные предложения.
С целью развития координации движений, правильного речевого дыхания были подобраны логоритмические упражнения «Самовар», «Угостим чаем», «Елочка-красавица», которые использовались мною во время работы над проектами.
Идея проекта «Морские обитатели» возникла после поездки одной из девочек группы в океанариум. Она рассказала о своих впечатлениях детям и показала фотографии. После этого ребятам захотелось больше узнать о морских обитателях и мы решили продолжать поддерживать интерес детей к этой теме, расширить представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи.
Знания, полученные самостоятельно в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они научились изображать внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.
В ходе осуществления проекта дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.
В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения, у детей обогатился предметный, глагольный словарь, и словарь признаков. Дети самостоятельно овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», «батискаф», «скафандр», что так же помогло их общению в ходе проекта.
У детей по результатам наблюдений появился интерес к труду моряков на корабле и профессиях связанных с морем.
Итогом реализации проекта «Морские обитатели» было развлечение «Морское путешествие» и изготовление рыбок из теста для аквариума, организованы выставки детских работ.
В процессе сюжетно-ролевых игр «Магазин посуды», «Встречаем гостей», «Детское кафе» осуществлялась активизация словаря детей и закрепление полученных знаний.
Мы сделали подборку дидактических игр по темам проекта, направленных на развитие речи и других психических процессов. Например, игра «Распредели предметы по вагонам», направленная на коррекцию слоговой структуры слова, «Сложи из геометрических фигур елочку», на развитие пространственного мышления и закрепление знания геометрических фигур», «Выложи по контуру» на развитие тонкой моторики.
Широко использовались в проектах и игры на формирование фонематического восприятия «Найди елочку для игрушки», «Распредели посуду по полочкам», «Найди посуду с заданным звуком», «Составь слово», «Найди первый звук».
Анализ результативности реализованных нами проектов позволяет сделать вывод, что использование этого метода в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Проектная технология дает возможность осуществлять интеграцию коррекционной работы в образовательную деятельность логопедической группы. Мониторинг развития детей показал, что педагогическая работа в данном направлении способствует положительной динамике в коррекции имеющихся речевых нарушений и общем развитии дошкольников.
Таким образом, использование проектного метода в системе коррекционной работы с детьми с ОНР способствует успешному формированию личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.
2. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / – Тольятти: ТГУ, 2007.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.