Наталья Коршунова
Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
1. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем
лексическим темам.
2. Разрезные картинки и пазлы по изучаемым лексическим темам.
3. Кубики с картинками по изучаемым темам.
4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски.
5. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.
6. Деревянные и пластиковые пирамидки разных цветов.
7. Массажные мячики разных цветов и размеров.
8. Яркие прищепки и игрушки из них.
9. Игрушки-шнуровки.
10. Игрушки-застежки.
11. Средняя и крупная мозаики.
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3)» размещена в разделах
12. Средний и крупный конструкторы типа «Lego» и «Duplo».
13. Развивающие игры из ковролина (Конструктор «Космос», «Разноцветные овальчики», конструктор «Заборчики» и др.).
14. Крупные бусины, косточки от счетов, яркие крышки от пластиковых бутылок с отверстиями для нанизывания.
15. Мяч среднего размера.
16. Малые мячи разных цветов.
17. Флажки разных цветов.
18. Магнитные рыбки и удочки.
19. Игрушка «Лицемер».
20. Маленькие массажные коврики.
21. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки).
22. Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном и т. п.)
23. Маленькая ширма.
24. Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» (СПб. : ОЛМА-ПРЕСС, 2012) или крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц. (СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013).
25. Книжки - раскладушки «Что это?» (М. : «Линг», 2010) или крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.
26. Лото «Цветные фоны» (для маленьких) с простыми предметными картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
27Игра «Раскрась картинку» (контурные изображения предметов и объектов и фишки четырех основных цветов).
28. Палочки Кюизенера.
29. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями — меховой, бархатной, шелковой, наждачной и т. п.).
30. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных.
31. Рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру.
32. Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластиковые стаканчики).
33. Яркий пластиковый поднос с тонким слоем манки для рисования.
34. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью, морскими камешками) и мелкими игрушками.
35. Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.
36. Деревянная доска и цветные мелки.
37. Мягкие цветные карандаши.
38. Белая и цветная бумага для рисования.
39. Коврограф.
40. Мольберт.
Характеристика основных компонентов речи
детей 6-го года жизни с ОНР III уровня
Фразовая речь
Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.
Понимание речи
Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.
Грамматический строй речи
Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение
Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.
Слоговая структура слова
Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов.
Фонематическое восприятие
Недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы
с детьми с ФФНР, ОНР 3 уровня (старшая группа)
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания,
растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.
Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.
Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.
Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).
Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.
Перспективное планирование работы с детьми с ФФНР, ОНР 3 уровня
(старшая группа)
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Лексические темы:
«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»,
«Огород. Овощи»,
«Сад. Фрукты»,
«Лес. Грибы и лесные ягоды»,
«Одежда»,
«Обувь»,
«Игрушки»,
«Посуда».
Произношение Фонематическое восприятие Развитие речи
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных, имеющихся в речи детей.
Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
Постановка отсутствующих в речи звуков
(в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.
Воспитание правильной ритмико-интонационной
и мелодической окраски речи.
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых
и неречевых звуков.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно
произносимых звуков.
Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за счёт одного звука.
Различение односложных
и многосложных слов.
Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.
Выделение среднего звука в односложном слове (мак).
1. Множественное число имен существительных с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает воспитатель).
2. Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы, -и (нет руки, нет воды).
3. Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).
4. Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя (мужской и женский род).
5. Множественное число имен существительных с окончаниями -а (дома, глаза).
6. Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет — идут, согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспи-татель).
7. Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал)
8. Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).
9. Согласование имен существительных с глаголами прошед-шего времени в роде (надел'— надела).
10. Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх — низ и др.).
11. Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным, их согласование в числе и роде в именительном падеже.
12. Первые упражнения в образовании относительных прила-гательных ( темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дом»).
Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на ( на вопросы: куда? где); без ( с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и т. д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, -и: у Вовы, у Коли).
II период (декабрь, январь, февраль)
Лексические темы:
«Зима. Зимующие птицы»,
«Домашние животные зимой»,
«Дикие животные зимой»,
«Новый год»,
«Мебель» ,
«Грузовой и пассажирский транспорт»,
«Детский сад. Профессии»,
«Ателье. Закройщица»,
«Наша армия»,
«Стройка. Профессии строителей».
Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.
Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.
Постановка отсутствующих звуков.
Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах.
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием)
в обратных слогах;
в слогах со стечением двух согласных;
в словах и фразах.
Определение наличия звука в слове.
Распределение картинок, названия, которых включает:
дифференцируемые звуки;
определённый заданный звук.
На том же материале:
определение места звука в слове;
совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости;
анализ и синтез прямого слога;
выделение согласного звука в начале слова;
выделение гласного звука в конце слова.
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания)
в обратных слогах;
в слогах со стечением двух согласных;
в словах и фразах;
составление предложения с определённым словом
анализ двухсловного предложения
анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. Закрепления в самостоятельной речи навыка:
согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
согласование порядковых числительных с существительными.
Закрепление умения:
подбирать однокоренные слова;
образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад);
составлять предложения
по демонстрации действий, картине, вопросам;
распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями;
составлять предложения по опорным словам;
составлять предложения
по картине, серии картин,
пересказывать тексты
насыщенные изучаемыми
звуками.
Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
Распространение предложений за счёт введения
однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.
Составление предложений по картине, по вопросам.
Закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графичесий планы).
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
III период (март, апрель, май)
Лексические темы:
«Весна. Приметы весны. Мамин праздник»,
«Комнатные растения»,
«Пресноводные и аквариумные рыбы»,
«Наш город»,«Весенние работы на селе»,
«Космос»,«Откуда хлеб пришел?»,
«Почта»,
«Правила дорожного движения»
«Лето. Насекомые»