Наталья Коршунова
Рабочая программа учителя-логопеда (часть 4)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа учителя-логопеда (часть 4)
Автоматизация поставленных звуков в речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
[с] – [ш], [з] – [ж];
[р] – [л];
в прямых и обратных слогах;
в слогах со стечении-
ем трёх согласных;
в словах и фразах;
в коротких текстах и стихах;
закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.
Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть 4)» размещена в разделах
Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение количества
и порядка слогов в слове. Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, сумочка, вазочка, прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т. д.)
Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала
к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома).
Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом).
Образование существительных
от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать).
Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.
Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.
Составление рассказов
с элементами творчества.
Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т. д.
Оформление речевых
высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.
Календарное планирование работы учителя-логопеда с детьми с ФФНР, ОНР 3 уровня (старшая группа).
Месяц Неделя Тема Занятие
1 период обучения
Сентябрь
1-2
Обследование речи детей
3-4 Обследование речи детей
Октябрь 1-2
«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»
«Огород. Овощи» Л. Н. Смирнова
(стр. 26)
(стр. 20)
3-4 «Сад. Фрукты»
«Лес. Грибы и лесные ягоды» (стр. 22-23)
(стр. 25,29)
Ноябрь
1-2 «Одежда»
«Обувь» (стр. 32)
3-4 «Игрушки»
«Посуда» (стр. 30)
(стр. 33)
2 период обучения
Декабрь 1-2 «Зима. Зимующие птицы»
«Домашние животные зимой»
(стр. 37, 41)
(стр. 50)
3-4 «Дикие животные зимой»
«Новый год» (стр. 52)
(стр. 39)
Январь 1-2 Каникулы
Каникулы
3-4 «Мебель»
«Грузовой и пассажирский транспорт»
(стр. 44)
(стр. 46)
Февраль 1-2 «Детский сад. Профессии»
«Ателье. Закройщица»
(стр. 19)
(стр. 61)
3-4 «Наша армия»
«Стройка. Профессии строителей»
О. И. Крупенчук Научите меня говорить правильно
(стр. 127)
(стр. 120)
3 период обучения
Март 1-2 «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»
«Комнатные растения»
(стр. 65)
(интернет ресурсы)
3-4 «Пресноводные и аквариумные рыбы»
«Наш город»
(интернет ресурсы)
(стр. 63)
Апрель 1-2 «Весенние работы на селе»
«Космос»
(интернет ресурсы)
(интернет ресурсы)
3-4 «Откуда хлеб пришел?»
«Почта»
(стр. 70)
(интернет ресурсы)
Май 1-2 «Правила дорожного движения»
«Лето. Насекомые»
(интернет ресурсы)
(стр. 72)
Рекомендуемые игры и упражнения: «Слушай внимательно» (звучание нескольких игрушек, «Угадай-ка» (высокие и низкие звуки, «Петушок и мышка» (тихие и громкие звуки, «Сложи радугу», «Помоги гномам» (цвета спектра, «Геометрическое домино», «Геометрическое лото», «Круглое домино», «Живые буквы», «Подними сигнал», «Слушай и считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого больше?».
Рекомендуемые картины для рассматривания и обучения рассказыванию: «Повара», «На перекрестке», «На стройке», «Золотая рожь», «В пекарне», «Зима в городе», «Мы дежурим», «Мы играем в магазин», «На почте», «На прививку», «На музыкальном занятии», «Корова с теленком», «Лошади и жеребята» и др.
Рекомендуемые серии картинок: «Котенок», «Воришка», «Подарок».
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Центр речевого развития в кабинете логопеда
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Скамеечка или 3—4 стульчика для занятий у зеркала.
3. Комплект зондов для постановки звуков.
4. Комплект зондов для артикуляционного массажа.
5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
6. Спирт.
7. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.)
8. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
9. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения.
10. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
11. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
12. «Мой букварь».
13. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
14.«Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.
15. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
16. «Играй-ка 1», «Играй-ка 2», «Играй-ка 3», «Играй-ка 5», «Играй-ка-грамотейка».
17. Альбомы «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире животных», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Наш детский сад».
18. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
19. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
20. Картотека словесных игр.
21. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования
грамматического строя речи.
22. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов).
23. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.).
24. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
25. Разрезной и магнитный алфавит.
26. Алфавит на кубиках.
27. Слоговые таблицы.
28. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.
29. Наборы игрушек для инсценировки сказок.
30. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.
31. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
32. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.
33. Кубики с картинками по всем темам.
34. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам.
35. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камешками).
36. Массажные мячики разных цветов и размеров.
37. Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов (10 шт.).
38. Флажки разных цветов (10 шт.).
39. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
40. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
41. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.
42. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
43. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.
44. Игрушка «Лицемер».
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).
2. Звучащие игрушки-заместители.
3. Маленькая ширма.
4. Кассета с записью «голосов природы» (шелеста листьев, морского прибоя, летнего дождя, вьюги, пения птиц и т. п.).
5. Предметные картинки с изображениями зверей и птиц.
6. Предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.
7. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам.
8. Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»).
9. Настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения («Радуга», «Разноцветные букеты», «спрячь бабочку» и т. п.).
10. Палочки Кюизенера.
11. Блоки Дьенеша.
12. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений («Тактильные кубики», «Тактильные коврики»).
13. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластиковыми игрушками.
Характеристика структурных компонентов речи
детей 7-го года жизни с ОНР III уровня
В составе группы детей с ОНР второго года обучения по состоянию устной речи условно выделяют две неравные подгруппы. К первой подгруппе относится 70 – 80%, ко второй – 20 – 30% детей.
Фразовая речь
1-я подгруппа. Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются.
Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения.
2-я подгруппа. Дети этой подгруппы в сравнении с первой имеют более ограниченный опыт речевой деятельности и низкий уровень автоматизированности речевых навыков, что обусловлено недостаточностью овладения языковыми средствами.
В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослых. Их высказывания чаще носят фрагментарный характер; отмечаются нарушения модели предложений; инверсии, пропуск главных и второстепенных членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.
Понимание речи
1-я подгруппа. У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.
2-я подгруппа. У детей понимание обращенной к ним речи находится на предикативном уровне. Они недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем? кому? с кем? и др.).
Словарный запас
1-я подгруппа. Словарный запас детей на втором году обучения значительно возрастает, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно.
Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.
2-я подгруппа. Количественный диапазон употребляемых детьми слов невелик. Словарный запас у них значительно беднее, чем у детей 1-й подгруппы, не только по количественным, но и по качественным показателям.
Дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не различают изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь, профессии и др.). Нередко заменяют родовые понятия видовыми – словами (вместо деревья – елочки, словосочетаниями или предложениями (вместо грядка – огурчики тут растут). Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов детям этой подгруппы недоступны.
Грамматический строй речи
На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи.
1-я подгруппа. Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний.
В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.
2-я подгруппа. Дети допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение
1-я подгруппа. Эта сторона речи у детей ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров.
2-я подгруппа. Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут оставаться различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие замены.
Слоговая структура
1-я подгруппа. Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.
2-я подгруппа. Уровень воспроизведения слоговой структуры у детей этой подгруппы ниже, чем у детей 1-й подгруппы. Они могут правильно повторить за логопедом трех-, четырехсложные слова, но нередко искажают их в самостоятельной речи, допуская сокращение количества слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов – перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных, уподобления.
Фонематическое восприятие
1-я подгруппа. Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.
2-я подгруппа. У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два, фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).
Связная речь
1-я подгруппа. У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.
2-я подгруппа. Уровень развития связной речи у детей этой подгруппы гораздо ниже. При составлении рассказов по картинке, пересказе им требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами и короткими фразами. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого.