Оксана Радионова
Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ ЦР ДС
«Сказка»
Т. Н, Колесникова Приказ № ___
от «___» ___ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)
2016 -2017 учебный год
(Срок реализации)
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Программа составлена с учётом программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Нищевой Н. В.
Автор программы : Радионова Оксана Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда (далее - Программа) разработана с целью организации коррекционной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет в МБДОУ «Сказка» (далее – Учреждение) в соответствии со статьёй 48 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г» №273 –Ф3.
Программа разработана в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами в системе образования:
-Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г № 273 –Ф3 «Об образовании в Российской федерации;
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 Москва (с изм. от 04.04. 2014г) «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа является составным компонентом Адаптированной программы Учреждения и обеспечивает речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению «Развитие речи»
Программа разработана на основе «Программы коррекционн - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Н. В. Нищевой.
Парциальные программы
Типовыми программами коррекционно - логопедической работы являются разработанные авторским коллективом Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»
Цель: создание единого коррекционно – образовательного пространства ДОУ, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников при взаимодействии и активном участии членов семьи ребёнка.
Задачи:
• провести логопедическое обследование детей группы;
• составить пакет индивидуальных коррекционно – развивающих планов работы;
• осуществлять реализацию коррекционно – развивающего процесса в группе;
• анализировать результативность логопедической работы на каждом этапе;
• выполнять методическую работу и самообразование.
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи сформирована из детей, имеющих недоразвитие речи I-III уровней, с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом, рассчитана на 2 года коррекционного обучения.
Цель программы
Цель данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общем недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию, взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников, устранение речевого дефекта и предупреждение возможных трудностей в усвоении чтения и письма, обусловленных речевым недоразвитием.
Задачи
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками,
- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
- развитие навыков связной речи.
-формирование готовности к школьному обучению.
Характеристика группы.
Коллектив подготовительной группы (6 -7лет) сформирован в 2015 – 2016 учебном году.
Физическое развитие соответствует норме.
Количественный состав – 21 ребёнок
В настоящее время контингент группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по заключениям ПМПК от___ мая
составляют дети:
ОНР III уровень речевого развития – 18
Дизартрия – 5
Дислалия – 1
ФФН - 1
Таким образом, преимущественный состав воспитанников – дети с общим недоразвитием речи III уровень речевого развития.
Особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость
замен (в разных словах звук произносится по-разному, сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу,
нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении. В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с ереносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Часто дети излишне возбудимы, не реауют на замечания, и с трудом сосредотачиваются на выполнении задания.
Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.
Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к
отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных оераций, слабому овладению грамматикой. Для обесечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.
Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся сверстникам. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения
Содержание образовательной деятельности
Система фронтальных логопедических занятий
Группа Длительность занятий
(мин) Количество занятий по периодам
I период (сентябрь-ноябрь) II период
(декабрь-март) III период
(апрель-май)
Подготовительная
группа
30 - 35 1 - Ф
1 – ОГ
1 ГЛ 2 – ОГ
1 - ЛГ 2 – ОГ
1 -ЛГ
Ф - фронтальное фонетическое занятие
ЛГ – лексико – грамматическое занятие
ОГ – фронтальное занятие по обучению грамоте
Фронтальные занятия проводятся:
В старшей группе в I-- периоде 2 раза в неделю.
В подготовительной группе в - – периоде 3 раза в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю с каждым ребёнком по 15 минут.
Занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие
рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять
слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Планируемые результаты освоения Программы
Требования к уровню подготовки детей подготовительной группы :
o совершенствование произносительной стороны речи;
o совершенствование лексико- грамматической стороны речи;
o развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;
o овладение элементарными навыками чтения и письма.
В итоге логопедической работы дети должны уметь :
- свободно составлять рассказы;
- владеть навыками творческого высказывания;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;
- понимать и использовать в самостоятельной речи лексико – грамматические категории слов;
- владеть навыками словообразования разных частей речи;
- овладеть правильным звуко – слоговым оформлением речи.
Должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- фонематическое восприятие;
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза
- графо – моторные навыки
- элементарные навыки письма и чтения.
Система мониторинга
Цель, задачи обследования детей
• определение речевых расстройств;
• постановка заключительного диагноза учителем – логопедом;
• выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учётом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
Диагностика помогает определить уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребёнка.
Обследование проводится логопедом 3 раза в год.
Выделяют 3 уровня речевого развития:
- высокий
- средний
- низкий
Характеристика уровней
Низкий Средний Высокий
Не проявляет интерес к учебной деятельности;
речевой негативизм;
повышенная утомляемость;
плохая зрительная и слуховая память;
затруднения в обобщении и классификации;
системное нарушение речи;
представления об окружающем мире не сформированы Проявляет интерес к учебной деятельности;
иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях;
учебные навыки сформированы;
усидчив, распределяет внимание на протяжении всего занятия;
хорошая память, устойчивое внимание;
нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
ограниченные речевые возможности из – за нарушения звукопроизношение. Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия;
активен на занятиях;
поведение организованное;
усидчив;
внимание устойчивое;
самостоятельно рассуждает, классифицирует,
делает обобщения и выводы;
речевые навыки сформированы;
речь соответствует речевой норме данного возраста
Разделы обследования речи
• звукопроизношение;
• словарный запас;
• грамматический строй;
• состояние связной речи;
• навыки чтения;
• исследование фонематических процессов
• исследование фонематических процессов (фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления)
Список литературы
1. Альбом для логопеда. О. Б. Иншакова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДРС, 2003. – 280с. : ил.
2. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд, перераб. и доп., Фомичева М. Ф. - М. : Просвещение, 1980. – 240с.
3. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Фомичева М. Ф. - М. : Просвещение, 1989. – 239с.
4. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. Т. А. Ткаченко. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999. – 112с.
5. Если дошкольник плохо говорит. Ткаченко Т. А. - СПб., 199
6. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М, 1998. – 127с.
7. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. – 2-е изд, перераб. - М., 1990с.
8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: наглядно - методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004 – 72с.
9. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л] : пособие для логопедов. – СПб. : КАРО,2006. – 256с. + 32 с. цв. вкл.
10. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина – Москва, 1993. – 232с.