Татьяна Чудаева
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» комбинированного вида» структурное подразделение «Детский сад № 4» Рузаевского муниципального района
Принято на педагогическом Утверждено
совете ДОУ приказ от ___ №___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
учителя-логопеда
Чудаевой Т. В.
на 2015-2016 учебный год
Рузаевка, 2015
Содержание.
1. Целевой раздел рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
1.2. Целевые ориентиры
2. Содержательный раздел рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы учителя-логопеда
2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
3. Организационный раздел программы
3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
1. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя-логопеда Чудаевой Татьяны Владимировны предназначена для детей с 5 до 7 лет с общим недоразвитием речи, посещающих старше-подготовительную к школе группу компенсирующей направленности для детей с ОНР (далее логопедическую группу).
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.
Программа составлена в соответствии с :
• Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
• Конвенцией ООН о правах ребенка;
• Декларацией прав ребенка;
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
• Программой МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» структурное подразделение «Детский сад № 4» разработанной на основании проекта образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО «Радуга».
• Положением о логопедических группах ДОУ;
• а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ Чудаевой Татьяны Владимировны на 2015-2016 учебный год составлена на основе типовой базовой программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой. (Гном и_Д, 2000 г.)
Целью данной рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в старше-подготовительной к школе логопедической группе для детей с нарушениями речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
• принцип природосообразности, т. е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
• онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принципы интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
• принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
• принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие, индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника, педагога-психолога музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО :
А) овладение речью как средством общения и культуры;
Б) обогащение активного словаря;
В) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
Г) развитие речевого творчества;
Д) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Е) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
Ж) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
1.2. Целевые ориентиры.
2. Планируемые результаты
Как уже отмечалось, главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
К целевым ориентирам дошкольного образования охватываемого возраста детей в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
• Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
• Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
• Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
• Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
• Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
• Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
• Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
• У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих коррективов в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка. Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
В конце обучения в логопедической группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие» :
- Понимание речи;
- Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.
- Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;
- Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
- Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
- Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
- Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
- Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
- Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник, цвета, формы, вкуса, материала и другое.
1. Содержательный раздел рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
СЮДА ОТ ТАТ,АНАТОЛЬЕВНЫ
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы логопеда
Исходя из целей и задач рабочей программы учителя-логопеда Чудаевой Татьяны Владимировны, были составлены следующие документы, регламентирующие работу в старшей и подготовительной к школе логопедической группе на 2015-2016 учебный год:
- Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми, план по самообразованию.
- Перспективный план работы в старшей и подготовительной к школе логопедической группе на 2015-2016 учебный год
- Календарный план работы в старшей и подготовительной к школе логопедической группе на 2015-2016 учебный год.
Годовой план работы
учителя-логопеда Чудаевой Татьяны Владимировны
на 2015-2016 учебный год.
Цель всего педагогического процесса в ДОУ: создание организационно-методических условий по внедрению и реализации Федерального Государственного образовательного стандарта ДО
Задачи:
1. Разработка поэтапного плана перехода к реализации ФГОС ДО
2. Организация предметно-развивающей среды с учетом ФГОС ДО
3. Организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Основные направления работы учителя-логопеда в 2015-2016 учебном году.
1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п Содержание работы Сроки
1 Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей старшей и подготовительной к школе логопедической группы, определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей
Сентябрь, май
2 Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ, направление детей на ПМПК для зачисления в логопедическую группу
Февраль-май
3 Участие в ПМПК на уровне ДОУ
По графику работы ПМПК
2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
№ п/п
Содержание работы
Сроки
Выход
1. Проведение фронтальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей подготовительной к школе логопедической группы
В течение учебного года
Тематическое планирование, календарное планирование
2. Проведение подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи с детьми, имеющими ЗПР.
В течение учебного года
Календарно-тематическое планирование
3. Проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности В течение учебного года
Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД, конспекты индивидуальных занятий
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
№ п/п
Содержание работы
Сроки
Выход
1 Комплектование группы, утверждение списка группы До 1 сентября Список подготовительной к школе логопедической группы
2 Составление и утверждение у заведующего ДОУ циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, регламента логопедической НОД на год
До 15 сентября Циклограмма, регламент
3 Составление годового плана работы учителя-логопеда До 15 сентября
Годовой план
4 Составление перспективного и календарного плана работы на учебный год
До 15 сентября Перспективный и годовой план
5 Планирование логопедической фронтальной, подгрупповой, индивидуальной НОД
В течение года Ежедневные планы работы, конспекты НОД
6 Ведение речевых карт, индивидуальных перспективных планов работы, индивидуальных домашних тетрадей детей
В течение года Речевые карты, индивидуальные перспективные планы работы на каждого ребенка, индивидуальные домашние тетради
4. Консультативно-информационная работа.
№ п/п Содержание (Тема) Сроки
1. «Организация индивидуальных занятий с ребенком»
Сентябрь
2. «Методика проведения артикуляционной гимнастики»
Октябрь
3. «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка» Ноябрь
4. Создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах В течение года
5. Консультации по запросам В течение года
3. Организационный компонент программы
3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
Оснащение логопедического кабинета
1. Настенное зеркало – 1шт;
2. Стол для детей – 2 шт;
3. Стулья детские – 4 шт;
4. Стол для логопеда – 1 шт;
5. Стулья для взрослых – 1 шт;
6. Мольберт - 1 шт;
7. Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;
8. Полка настенная для книг – 1 шт;
9. Полка напольная для пособий – 1 шт;
10. Полка детская для картотек и игрушек – 1 шт;
11. Палас – 1шт;
12. Стенды для наглядности – 2 шт;
13. Коробки и папки для пособий.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
ПОСОБИЯ
Для проведения логопедического обследования:
1. Обследование звукопроизношения;
2. Обследование понимания речи;
3. Обследование связной речи;
4. Обследование грамматического строя речи;
5. Обследование состояния словарного запаса;
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
7. Обследование слоговой структуры слова;
8. Счетный материал для обследования;
9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
10. Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
1. Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Профили звуков;
3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
4. Пособия для работы над речевым дыханием;
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;
6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
4. Тексты на дифференциацию звуков
Для обучения грамоте (чтению и письму) :
1. Магнитный алфавит;
2. Настенный алфавит;
3. Бумажный алфавит;
4. Схемы для анализа предложений;
5. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
6. Логопедические буквари;
7. Касса букв.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
1. Предметные картинки
• Ягоды;
• Головные уборы;
• Мебель;
• Птицы;
• Растения;
• Обувь;
• Продукты;
• Грибы;
• Одежда;
• Посуда;
• Игрушки;
• Насекомые;
• Профессии;
• Деревья;
• Животные и их детеныши;
• Инструменты;
• Времена года;
• Овощи
• Фрукты
2. Предметные картинки на подбор антонимов;
3. Предметные картинки на подбор синонимов;
4. Многозначные слова;
5. Предметные картинки «один-много»;
6. Схемы предлогов;
7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
8. Пособия на согласование слов;
9. Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок;
2. Сюжетные картинки;
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов