Волненко Татьяна Николаевна
Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе (4–5 лет) на 2018–2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОО.
Публикация «Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Федеральный Закон от 29.2.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Устав МБДОУ «Калининский детский сад № 12 «Солнышко», утвержденный 11 ноября 2011года;
• Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Калининский детский сад № 12 «Солнышко» на 2015 -2020 учебный год.
Программа направлена на организацию работы по изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.
Цели:
Задачи:
• Расширять представления детей и растениях и животных. Продолжить знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
• Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др., о земноводных (на примере лягушки).
• Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.).
• Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
• Учить и отличать по внешнему виду? Овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики и др., ягоды (малина, смородина и др.).
• Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
• Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).
• Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения
Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. ;
Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы; ярче светит солнце,, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Расширять представление детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело –появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
Лето. Расширять представление детей о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.
Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Основные принципы программы:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа нацелена на творческую инициативу педагогов и создает простор для творческого использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.
Условия реализации программы
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется воспитателем группы, в групповом помещении.
Программа реализуется через средства познавательного развития: игрушки, картинки (предметные и сюжетные, дидактические игры и упражнения. В групповом помещении имеется «Центр природы, в котором находятся:
• картины- пейзажи по временам года.
• Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды.
• Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония.
• Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин.
• Реалистические игрушки – животные (петушок, корова)
• Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко, редис)
• Материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, тряпочки для протирания листьев, пластмассовые ведерки)
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор, магнитофон, фланелеграф.
Методическое обеспечение
Образовательная деятельность реализовывается основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Мозаика –Синтез», 2014 г. ;
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» младшая группа «Мозаика – Синтез», Москва 2015
Наглядно-дидактические пособия:
Серия наглядных пособий «Мир в картинках»: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты»,»Насекомые», «Деревья и листья», «Ягоды садовые», «Домашние птицы», «Животные –домашние питомцы»- М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Плакаты: Овощи; Фрукты; Птицы; Домашние животные; Домашние питомцы; Домашние птицы; Форма;.
Формы реализации программы
Ознакомление с природой в детском саду в младшей группе происходит на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. Занятия по ознакомлению с природой в детском саду в младшей группе проводятся е 1 раз в месяц, 9 занятий в год.
В ходе занятия необходимо поддерживать желание младших дошкольников заниматься, поэтому ведущей деятельностью является игра
Планируемый результат освоения программы.
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
• Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
• Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают ребенка.
• Оценка максимально структурирована.
Педагогическая диагностика художественно-эстетического развития дошкольников проводится в начале сентября (первая половина октября) и в конце года в мае каждого учебного года с целью определения уровня развития творчества детей (приложение диагностических карт прилагается). Содержание диагностики включает в себя нормативы, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и настоящей рабочей программой.
Целевые ориентиры:
• Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
• Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
• Проявляет бережное отношение к природе
• Знает и называет некоторые фрукты и овощи.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей.
Взаимоинформирование через стендовую информацию (рекомендации по наблюдениям в природе, рекомендации для родителей по развитию наблюдательности у детей, тематические папки-передвижки, семейные праздники, проектная деятельность, тематические родительские собрания