Мосенцева Елена
Рабочая программа кружка «Мой край родной» для детей 5–6 лет на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одна из важнейших проблем в наше время – патриотическое воспитание дошкольников. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Публикация «Рабочая программа кружка „Мой край родной“ для детей 5–6 лет на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Цель:
Создание условий для познавательного развития детей с речевыми нарушениями в процессе использования регионального компонента.
Задачи:
- развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей, развитие артикуляции, мелкой и общей моторики;
- дать знания детям о родном селе : история, символика, достопримечательности;
- развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края;
- воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, ДОУ, в социуме на примере национальных традиций и обычаев.
- развивать у родителей творческое отношение к проблеме нравственного воспитания дошкольников.
Предполагаемый результат:
- освоение детьми доступных знаний об истории своей малой Родины, Донском крае;
- формирование познавательно-созидательного отношения к Донскому краю, родному селу;
- проявление устойчивого интереса к истории своей семьи;
- укрепление эмоционального контакта между детьми, педагогами и родителями;
- активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности;
- приобретение детьми старшего дошкольного возраста опыта социального взаимодействия со взрослыми;
- создание методической копилки по данной проблеме;
- повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности.
Программа разработана на 1 год обучения.
Программа предназначена для системных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, начиная со старшей группы.
Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут, 4 занятия в месяц,1 занятие в неделю по вторникам. Занятия проводятся во второй половине дня. Место занятий МБДОУ детский сад №3 «Ивушка» с. Лопанка Целинского района РО.
Тематическое планирование кружка «Мой край Родной»
Раздел 1. «Моя родословная»
1 Введение в краеведение. Беседа,
просмотр презентации дата Рассказать детям о краеведении, ее целях и задачах, поговорить о технике безопасности на занятиях, просмотр презентации "Ростовская область".
04.09
2 Имя твое Беседа 11.09 Побеседовать с детьми об именах, рассказать откуда произошли их имена.
3 Фамилия, герб семьи Беседа, рисование 18.09 Обсудить с детьми фамилии, нарисовать герб своей семьи.
4 Моя семья. Семейные традиции Беседа 25.09 Обсудить с детьми их семейный досуг, рассказать о том, что такое родословная
5 Моя семья. Семейные традиции Беседа, рисование 02.10 Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке.
6 Семейные гербы Беседа 09.10 Познакомить детей со знаменитыми гербами России, Ростовской области.
7 Семейные гербы Беседа, рисование 16.10 Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Ростовской области, нарисовать герб своей семьи.
8 Летопись Семьи Беседа 23.10 Рассказать детям о том, что такое летопись семьи, для чего ее ведут.
9 Летопись семьи. Генеалогическое древо Беседа, рисование 30.10 Рассказать детям о генеалогическом древе, нарисовать генеалогическое древо своей семьи.
10 Биография моей семьи. История моей семьи- история моего села. Беседа 06.11 Обсудить с детьми историю возникновения своей фамилии, своей семьи.
Раздел 2 «Малая родина»
11 Мой детский сад- мой дом. Беседа 13.11 Обсудить с детьми режим в детском саду, нравится ли им ходить в детский сад.
12 Мой детский сад. Конкурс рисунков о детском саде. Беседа, рисование 20.11 Продолжать знакомить детей с детским садом, рассказать им о работниках детского сада.
13 Воспитатели детского сада Беседа 27.11 Рассказать детям о труде воспитателя.
14 Мой край на карте Родины Беседа 04.12 Составление небольших рассказов о своей малой родине.
15 Мой край на карте Родины Беседа 11.12 Составление небольших рассказов о своей малой родине.
16 Экскурсия музей села. Экскурсия. 18.12 Изучить историю с. Лопанка, прививать любовь к родному селу.
17 Экскурсия по памятным местам села. Экскурсия. 25.12 Изучить историю своего села, прививать любовь к родному селу.
18 Мой двор, моя улица. За что люблю. Беседа 15.01 Составление небольших рассказов о своем дворе
19 Мой двор, моя улица. За что люблю. Беседа, рисование 22.01 Составление небольших рассказов о своем дворе, нарисовать родную улицу.
20 Улицы села Беседа, поиск 29.01 Сбор информации о названиях улиц с. Лопанка.
21 Улицы города Ростова Беседа, поиск Сбор информации о названиях улиц города.
Раздел 3 «Начальные навыки туризма»
22 Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу. Практическая работа : укладывание рюкзака Беседа,
практическая работа 05.02
Рассказать детям о походах, о туризме, о том, что необходимо брать с собой в поход.
23 Гигиена туриста. Правила техники безопасности. Беседа 12.02 Рассказать детям о правилах безопасности в походах, рассказать о правилах доврачебной помощи.
24 Инструктаж по технике безопасности в лесу, горах, около воды Беседа 19.02 Обсудить с детьми правила поведения в лесу, в горах, около воды.
Раздел 4 «Охрана природы»
25 Растительность нашего края. Беседа, 26.02 Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах.
26 Растительность нашего края. Экскурсия Беседа, экскурсия 05.03 Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах.
27 Животный мир нашей местности. Беседа 12.03 Сбор информации о животных Ростовской области.
28 Красная книга родного края. Беседа 19.03 Обсудить с детьми о вымирающих животных нашего края, о редких растениях нашего края.
Раздел 5 «Поиск»
29 Наш край в годы Великой Отечественной войны Беседа 26.03 Рассматривание фотоматериалов, записей.
30 Наш край в годы Великой Отечественной войны Беседа 02.04 Рассматривание фотоматериалов, записей.
31 Мы Победили! Конкурс рисунков 09.04 Предложить детям нарисовать День Великой Победы.
32 Герб Ростова, Герб Целины Беседа, рисование 16.04 Рассмотреть герб области, герб района, предложить детям нарисовать их.
33 Герб с. Лопанка Беседа 23.04 Рассмотреть герб нашего села
34 Гимн Целины, гимн Лопанки Беседа 30.04 Прослушивание торжественных песен. (И. Дзреев)
35 Подготовка к фотовыставки Беседа 07.05 Сбор фотографий с видами села.
36 Фотовыставка “Процветай, мой край Родной!" Беседа, выставка 14.05 Сбор фотографий с видами села. Организация выставки. Показ выставки подготовительной группе и родителям.
Литература:
Закон 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании» 01.09.2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 01.01.2014.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015 (ФГОС).
Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», Линка – Пресс, Москва,2014
Елжова Н. В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ», Феникс, Ростов-на-Дону, 2013
Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. «Проектный метод организации воспитательно- образовательной работы в ДОУ», Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2015
М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская, М. Н. Бакрева «Доноведение».
М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская «Природа и история родного края».
Материалы журнала «Дошкольное воспитание».
Ресурсы интернет-сайтов.