Волненко Татьяна Николаевна
Рабочая программа по лепке в средней группе на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОО.
• Федеральный Закон от 29.2.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
Публикация «Рабочая программа по лепке в средней группе на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Устав МБДОУ «Калининский детский сад № 12 «Солнышко», утвержденный 11 ноября 2011года;
• Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Калининский детский сад № 12 «Солнышко» на 2015 -2020 учебный год.
Программа направлена на организацию работы по изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.
Цели: содействовать развитию эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности; формированию элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Задачи:
• Формировать интерес к лепке. Закреплять представление детей о свойствах глины, пластилина и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
• Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
• Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).
• Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
. Основные принципы программы:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа нацелена на творческую инициативу педагогов и создает простор для творческого использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.
Условия реализации программы
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется воспитателем группы, в групповом помещении.
Программа реализуется через средства художественно-эстетического развития: игрушки, картинки (предметные и сюжетные, дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика. В групповом помещении имеется «Центр ИЗО деятельности, в котором находятся альбомы с рисунками или фотографиями произведений народно-прикладного искусства.
• Заготовки для рисования, вырезанные по какой либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные).
• Бумага тонкая и плотная, картон.
• Цветные карандаши (6 основных цветов, гуашь (6 основных цветов).
• Круглые кисти (беличьи, колонковые).
• Цветные мелки, восковые мелки.
• Емкость для промывания ворса кисти от краски.
• Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для просушивания кисти после промывания и приклеивания готовых форм.
• Готовые формы для выкладывания и наклеивания.
• Сюжетные картинки.
• Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников.
• Портреты писателей и поэтов.
• Книжки- раскраски.
• Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, 30-30 см для вытирания рук во время лепки.
• Палочки для нанесения рисунка на глине.
• Линолеумная доска.
• Фоны разного цвета, размера и формы (прямоугольник, круг, овал)
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор, магнитофон, фланелеграф.
Методическое обеспечение
Образовательная деятельность реализовывается основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Мозаика –Синтез», 2014 г. ;
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа «Мозаика – Синтез», Москва 2015
Наглядно-дидактические пособия:
Серия рабочих тетрадей «Народное искусство – детям» : «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Сказочная гжель» - М. :Мозаика- Синтез, 2015.
Серия наглядных пособий «Мир в картинках»: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», наглядно- дидактическое пособие для занятий с детьми 3-5 лет
Плакаты: Овощи; Фрукты; Птицы; Домашние животные; Домашние питомцы; Домашние птицы; Форма;.
Формы реализации программы
Лепка в младшей группе происходит на специально организованных занятиях и в повседневной жизни Занятия по рисованию проводятся 1 раз в 2 неделю, 2 раза в месяц и 18 в год.
В ходе занятия необходимо поддерживать желание младших дошкольников заниматься, поэтому ведущей деятельностью является игра
Планируемый результат освоения программы.
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
• Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
• Тесты проводят педагоги, специалисты, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают ребенка.
• Оценка максимально структурирована.
Педагогическая диагностика художественно-эстетического развития дошкольников проводится в начале сентября (первая половина октября) и в конце года в мае каждого учебного года с целью определения уровня развития творчества детей (приложение диагностических карт прилагается). Содержание диагностики включает в себя нормативы, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и настоящей рабочей программой.
Целевые ориентиры:
• Свободно раскатывать глину между ладонями прямыми движениями;
• Свертывать палочки в кольцо, в завиток (бублики, колесики, булочки и т. п.); соединять палочки (самолеты, лесенки и др.);
• Лепить предметы округлой и дискообразной (сплющенный шар) формы; ягодки, шарики, орешки. Лепешки, пряники, блюдечки, куколка-неваляшка, грибы и др. ;
Основные направления и формы взаимодействия с семьей.
Цель: привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.
Задача родителей и педагогов в определении значимости развития интереса к изобразительной деятельности состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами и собственным творчеством, бережно относится к первым росткам детского творчества.
Изобразительная деятельность доступна всем детям, она способствует развитию мелкой моторики, познавательных процессов, самостоятельности, эмоционально-волевой сферы. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.
В работе по формированию интереса к изобразительной деятельности в практике семьи используют индивидуальные беседы с детьми и их родителями, наблюдение родителей за занятиями по изобразительной деятельности в детском саду, анализ детских работ и педагогической документации.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Виды работы с родителями по формированию интереса к изодеятельности разнообразны:, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки;
Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть - в зависимости от условий - самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ.
Собрания для родителей на тему «Самостоятельные действия ребенка».
Беседы с родителями «Учим ребенка наблюдать природу», «Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности»
Консультации по будущим темам запланированных занятий по изобразительной деятельности «Моя любимая игрушка», «Высокий - Низкий».
Консультация по созданию альбома «Мое творчество"
Консультация "Рисование для дошкольников"
Рекомендация по проведению игр "Радуга", "Колобок"
Беседа с воспитателем.
Цель: определить формы работы в повседневной жизни по изобразительной деятельности с детьми данной группы; определить формы взаимодействия воспитателя с родителями по художественному воспитанию детей в семье.
Беседа содержит следующие вопросы:
1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с изобразительным искусством?
2. Какое отношение детей к изобразительному искусству у ваших воспитанников?
3. Какие качества личности можно сформировать в процессе приобщения детей к искусству?
4. Какие виды изобразительной деятельности интересны детям вашей группы?
5. Какую работу в повседневной жизни вы проводите с детьми по изобразительной деятельности?
6. Практикуете ли вы в группе художественную деятельность по интересам?
7. Осуществляете ли вы методическое руководство художественной деятельностью в семьях своих воспитанников?
8. Ваши предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду и семье?
Анкетирование родителей.
Цель: выявить компетентность родителей в вопросах организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи.
Анкета для родителей содержит ряд следующих вопросов:
1. Фамилия, имя ребенка, возраст.
2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры – их возраст).
3. Профессия родителей.
4. Проявляете ли вы интерес к искусству (к каким видам?
5. Привлекаются ли дети к совместным занятиям со взрослыми (членами семьи, и в чем проявляется их участие?
6. Каким видом изодеятельности любят заниматься ваши дети (рисованием, лепкой, аппликацией?
7. Есть ли дома место для занятий ребенка любимым видом изодеятельности? Какое участие в организации изодеятельности принимают родители и другие члены семьи?
8. Созданы ли условия в семье для изодеятельности? (наличие красок, глины, пластилина, цветной бумаги, карандашей и т. д.)
9. Считаете ли вы, что в детском учреждении должны даваться методические рекомендации воспитателем, для организации процесса изодеятельности в семье?
Календарный план
Дата Тема, содержание ООД Часы Примечание
Сентябрь
7.09.2018 Диагностика
Тема: Лепка «Овощи».
Задачи: Учит детей лепить предметы круглых, конусовидных,удлиненной формы, совершенствовать навыки применения уже освоенных приемов лепки. 1
Диагностика 1
21.09.2018. Тема: Лепка «Рыба»
Задачи:Упражнять в лепке фигур яйцевидной формы, умении скатывать тонкие жгутики, расплющивать их, лепить с помощью большого и указательного пальца маленькие шарики. Учить аккуратно и прочно присоединять мелкие детали к основной и сглаживать места соединения. Упражнять в оформлении поделки стекой. 1
Октябрь
05.10.2018 Тема: Лепка «Домики»
Задачи: Упражнять детей в лепке тонких жгутиков. Учить создавать изображение налепом, украшать рельефом (с помощью стеки). Упражнять в навыках лепки. Развивать фантазию, воображение, творчество. 1
19.10.2018 Тема: Лепка «Чайный сервыз»
Задачи: Упражнять детей в лепке округлых форм, тонких жгутиков, в сплющивании, защипывании, сглаживании поверхности, умении украшать предмет налепом и рельефом. 1
Ноябрь
2.11.2018 Лепка «Коты»
Задачи. Упражнять в лепке длинных конусообразных форм. Учить приему вытягивания и прищипывания. Побуждать передавать в лепке фигурок животных несложные движения и позы. 1
16.11.2018 Тема: Лепка «Цветочный узор»
Задачи: Упражнять в умении раскатывать тонкие жгутики, сплющивать их по всей длине двумя пальцами и, скручивая спирали, мастерить розочки для декоративного панно. 1
30.11.2018 Тема: Лепка «Дымковские птички»
Задачи: Учить приему вытягивания, аккуратного соединения частей, прищипывания. Совершенствовать усвоенные навыки лепки. Подводить к созданию художественного образа. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. 1
Декабрь
14.12.2018 Тема: Лепка. «Девицы-красавицы».
Задачи: Упражнять в лепке фигурки девочки в длинной одежде. Формировать навыки лепки. Развивать фантазию и творчество. 1
28.12.2018 Тема: Лепка: «Мой любимый мишка».»
Задачи: Упражнять в способе вытягивания из целого куска и в прищипывании. Учить создавать образ игрушечного медведя, передавая относительные пропорции его тела и изменяя позу (стоит-сидит). Формировать навыки лепки. 2
Январь
25.01.2019. Тема: Лепка «Магазин игрушек»
Задачи: Упражнять детейц в лепке предметов, в передаче образов. Учить соотносить части предметов по величине. Упражнять в навыках аккуратной лепки и в приемах лепки разным способом. 1
Февраль
8.02.2019 Тема: Лепка «Зверюшки-циркачи»
Задачи: Учить изображать образы животных, применяя новый прием лепки (изготовление заготовки). Формировать навыки лепки. 1
22.02.2019 Тема: Лепка «Петушок и мышки»
Задачи: Упражнять в лепке птиц. Побуждать к созданию художественного образа. Упражнять в усвоении навыков лепки. Побуждать к созданию сюжетной композиции. 1
Март
15.03.2019 Тема: Лепка «Ежики проснулись»
Задачи: Побуждать детей к созданию сюжета в лепке. Упражнять в навыках работы с пластическим материалом. Развивать воображение, творчество. 1
29.03.2019 Тема: Лепка «Три поросенка»
Задачи: Продолжать учить изображать животных. Формировать навыки лепки. Подводить к созданию художественного образа. 1
Апрель
12.04.2019 Тема: Лепка «На комочек посмотрю-что хочу, то и слеплю»
Задачи: Учить создавать замысел и воплощать его в лепке, применяя усвоенные приемы. Развивать творческие способности, образные представления. Учить выделять способы выразительного решения изображений. Проявлять дружелюбие при оценке работ сверстников. 1
26.04.2019 Тема: Лепка «Цветик-семицветик»
Задачи: Упражнять в лепке цветка с лепестками. Закреплять умение называть цвета, Развивать глазомер. 1
Май
24.05.2019 Диагностика
Тема: Рисование по замыслу
Задачи: Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. 1