елена михайлова
Рабочая программа «Развитие речи» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы.
Содержание данной программы направленно на овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми и формирование интереса и потребности в чтении через решение следующих задач: развитие свободного общения с детьми и взрослыми; развитии всех компонентов устной речи; практическое овладение нормами речи; приобщении к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Актуальность.
Публикация «Рабочая программа „Развитие речи“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
Цель: развивать речь, как средство общения, обогащать пассивный и активный словарь детей; учить слушать литературные произведения и по возможности договаривать слова и фразы из знакомых произведений.
Задачи:
- Развитие понимания детьми речи и активизировать словарь на основе расширения ориентировки детьми в ближайшем окружении.
- Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, различных частей речи несложных фраз.
- Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
- Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги.
- Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы без показа, помогать отвечать на вопросы.
- Способствовать освоению диалогической формы речи, учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.
Возраст детей : 2-3 года.
Сроки реализации программы : программа рассчитана на один год обучения.
Форма обучения по данной программе :
- фронтальные занятия;
- подгрупповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- досуг;
- интегрированные занятия.
Количество занятий: общее –75, в неделю –1, длительность одного занятия – 15 минут.
Прогнозируемые результаты освоения программы :
- может поделиться информацией, пожаловаться на неудобства и действия сверстников;
- сопровождает действия игровые и бытовые действия;
- слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
- слушает небольшие литературные произведения и при повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы;
- рассматривает иллюстрации в знакомых книжках.
Формы подведения итогов реализации программы :
- диагностика речевого развития ребенка;
- итоговое занятие.
Календарно – тематическое планирование
Дата Регламентированная деятельность Реализация тем в нерегламентирован-ной свободной
деятельности
месяц неделя Тема организованной обра-
зовательной деятельности Программные задачи Методическое
обеспечение
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
1 Путешествие по территории участка. Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их. Ист. 1с. 26 д/и «на нашем участке».
Рассматривание иллюстраций.
Повторение знакомых потешек. Напомнить детям знакомые потешки, вызвать желание слушать их еще раз. Ист4с. 7—9
2 Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко. Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы, поупражнять в проговаривание фраз, произносимых при прощании с мамой. Ист1,с29
Знакомство с куклами.
Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко.
(Повторение). Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы, поупражнять в проговаривание фраз, произносимых при прощании с мамой. Ист1,с29
3 Узнай и назови овощи. Учить детей узнавать овощи, называть их, активизировать в речи детей слово много. Ист. 3№17с. 49 д/и «Что растет на грядке».
Чтение «Огуречик – огуречик…»
Овощи. Развивать навык фразовой речи, учит отвечать на вопросы, способствовать усвоению обобщающего понятия овощи. Ист. 2 №1с. 17
4 Сказка «Репка». Д/у «Кто что ест?» «Скажи «а» Напомнить детям сказку «Репка», вызвать желание рассказывать ее, уточнить представление детей о том, какое животное что ест, активизировать в речи глаголы лакать, грызть, есть, учит отчетливо произносить [a] Ист. №3c.33 д/и «Поручение», «Лошадки»
речевая п/и «Помидор»
Овощи. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и правильно выполнять его инструкции, отвечать на вопросы, вызывать речевую активность. Ист. 1№3с. 19
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1 Фрукты. Развивать навык фразовой речи, учит отвечать на вопросы, способствовать усвоению обобщающего понятия фрукты, вслушиваться в рифмованную речь педагога, формировать фонетико – фонематическую базу. Ист. 2№2с. 22
Д/и «Предметы и картинки»
Фрукты. Активизировать речевую деятельность детей, учить выполнять двухступенчатые рифмованные инструкции, формировать фонетико – фонематическую базу. Ист. 2№3с. 22
2 Спала кошка на крыше
Л. Н. Толстой Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения, упражнять в отчетливом произношении [и,а,иа]. Ист. 1№5с. 36
Д/и «На нашем дворе»
Чтение песенки «Разговоры» Закрепить правильное произношение [у]. Ист. 1№7с. 37
3 Осень. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия осень. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, обращать внимание на сезонные изменения в природе. Ист. 2№1с. 23 Чтение стихотворений об осени.
т/и «Листочки в садочке»
Осень. Развивать навык фразовой речи, усвоений понятий один, два, много, ни одного. Учить координировать речь с движениями. Ист. 2№3с. 25
4 Рассматривание картины «Спасаем мяч» Учить детей понимать, что изображено на картинке, отвечать на вопросы. Ист. 1№8с. 38. т/и «Коза рогатая».
Чтение К. Ушинский «Васька», Берестов «Коза».
Л. Н. Толстой «Был у Пети и Миши конь». Совершенствовать умение детей слушать произведение без наглядного сопровождения. Ист. 1№6с. 37.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1 Д/и «Это я придумал». Чтение «Пошел котик на торжок…» Закрепить умение детей объединять действием 2-3 любые игрушки, развивать навык фразовой речи, познакомить с народной потешкой. Ист. 1№3с. 43. д/и «Коровка дай молочка».
Сюжетно-ролевая игра «Обитатели нашего двора».
Д/у «Ветерок», чтение А, Барто «Кто как кричит» С помощью султанчиков учить медленно выдыхать воздух через рот, познакомить детей со стихотворением загадкой. Ист. 1№2с. 42.
2 Чтение «Козлятки и волк» Познакомить с новой сказкой, вызвать желание поиграть в сказку. Ист. 1№5с. 45. Рассматривание картин «Дом. животные».
Рассматривание иллюстраций.
Домашние животные и их детеныши.
Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу?»
Развивать навык фразовой речи, учить строить предложения с предлогом с, побуждать детей к активному высказыванию.
Познакомить детей с новым произведением. Ист. 2№!с. 35.
Ист. 1№2с. 53.
3 Рассматривание картины «Таня и голуби». Учить детей понимать, что изображено на картинке, отвечать на вопросы. Ист. 1№7с. 47. н/т «Курочка ряба».
т/и «Выходили утята на лужок».
Д/и. «Кто пришел? Кто ушел?» Чтение «Наши уточки с утра…» Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, учить различать и называть птиц. Ист. 1№1с. 41.
4 Одежда. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия одежда, учить выполнять двухступенчатые рифмованные инструкции, правильно употреблять предлог в. Ист. 2№1с. 57. С-р/и. «Куклы пришли с прогулки»
Воронько «Обновки»
Одежда. Развивать речь в процессе выполнения действий с предметами, обогащать словарь существительными в уменьшительно-ласкательной форме. Ист. 2№2с. 58.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1 Л. Н. Толстой «Три медведя». Познакомить детей с новым произведением. Ист. 1 №1с. 60. Д /и. «Кто за елкой?»
Д /и. медведь чинит автомобиль».
Дикие животные. обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь и запоминать короткий текст, развивать навык фразовой речи. Ист. 2№1с. 35.
2 Рассказывание без наглядного сопровождения. Развивать способность понимать содержание без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте. Ист. 1№3с. 61. Т /и. «Звери встречают Новый год»
Чтение «Теремок»
Дикие животные и их детеныши. Развивать навык фразовой речи, учить строить предложения с предлогом с, побуждать детей к активному высказыванию. Усвоений понятий один, два, много, ни одного.
Ист. 2№2с. 42.
3 Кто позвал? Д/и. «Зима». Учить различать на слух звукоподражательные слова, узнавать сверстников по голосу, рассматривать картинки. Ист. 1№3с. 61. Суриков «Зима».
Д /и. «Разные кружки для лисы и зайца»
Зима. обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь и запоминать короткий текст, развивать навык фразовой речи. Способствовать усвоению обобщающего понятия зима, обращать внимание на сезонные изменения в природе. Ист. 2№1с. 47.
4 Чтение стихотворений про Новый год. Познакомить детей с новыми произведениями. Ист3.
Новогодний праздник.
Нарядим елочку. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь Ист. 2№3с. 52
Я
Н
В
А
Р
Ь
1 Зимние забавы. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить строить предложения с предлогом на. Ист. 2№1с. 50. Тайц «Поезд».
«Ледяное царство.»
Зимние забавы. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, помогать правильно употреблять существительные в дательном падеже. Ист. 2№2с. 51.
2 Корзина с игрушками. Способствовать усвоению обобщающего понятия игрушки, развивать навык фразовой речи. Ист. 2 №1с. 8 Д /и. «Знакомство с матрешкой».
Д /и «Машина везет мебель в новый дом».
Мы на стульчиках сидим, на игрушки глядим. Способствовать усвоению обобщающего понятия игрушки, развивать навык фразовой речи. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя. Ист. 2№1с. 12
3 Игрушки в гостях у ребят. Формировать способность к диалоговой речи, учить отвечать на вопросы. Ист. 5№3с140 Игра «Прятки с игрушками».
А. Барто «Игрушки».
Выбираем игрушки для прогулки. Учить внимательно слушать и наблюдать, обогащать словарь по теме. Ист. 5№3с192
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1 Потешка «Наша Маша маленька…», С. Капутикян «Маша обедает». Познакомить детей с новыми произведениями. Ист. 1№3с67. Д /и. «Моем посуду».
«Федорино горе».
Посуда. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия посуда, учить внимательно слушать рифмованную речь Ист. 2№1с53.
2 Д /и. «Устроим кукле комнату». Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия мебель. Ист. 1№4с62 Д /и «Матрешки ложатся спать»
Конструирование «стол и стул»
Мебель в нашей группе. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия мебель. Ист. 5№1с144.
3 Дикие животные жарких стран. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь. Ист. 2№2с45 Д /и «Зоопарк».
С. Маршак «Зоосад»
Дикие животные жарких стран. Развивать навык фразовой речи, закреплять названия экзотических животных. Ист. 2№3с46
4 Д /у. «Чья мама? Чей малыш?» Учить детей правильно называть дом. животных и их детенышей, угадывать животное по описанию. Ист. 1 №7с65 К. Ушинский «Петушок с семьей».
Т /и. «Мамины помощники».
Рассматривание картины «В гостях». Учить детей понимать, что изображено на картинке, отвечать на вопросы. Ист. 1№7с58
М
А
Р
Т
1 Добрый вечер мамочка. Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, что сказать ей. Ист. 1№6с45 Е. Благина «Посидим в тишине».
Т /и. «Мама согревает».
Чтение стихотворений о маме. Познакомить детей с новыми произведениями. Ист. 3
2 Транспорт. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия транспорт, учить координировать речь с движениями, запоминать рифмованный текст. Ист2№1с81 Т /и. «Вот поезд наш едет».
Т /и. «Плывут кораблики».
Транспорт. Учить координировать речь с движениями, запоминать рифмованный текст. Учить конструировать машину. Ист. 2№2с82
3 Рассматривание картины «Чудо – паровозик». Учить детей понимать, что изображено на картинке, отвечать на вопросы. Ист. 1№2с74. Наблюдение за машинами.
Д /и. «Машина хочет быть чистой».
Как машина зверят катала. Продолжать учить участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, отчетливо произносить [э] Ист. 1№6с77.
4 Что делает шофер? Познакомить с профессией шофера, Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь ист. 5№1с222 Б. Заходер «Профессии».
С-р /и. «Почтальон принес посылку».
Профессии. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению представлений о профессиях. Ист. 2№2с79.
А
П
Р
Е
Л
Ь
1 Профессии. Познакомить с профессией строителя, учить внимательно слушать рифмованную речь. Ист. 2№3с80 Д /и «Делаем покупки».
К. Чуковский «Путаница» Познакомить детей с новыми произведениями. Ист. 1№3с75
2 Кому что нужно? Упражнять детей в название предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией. Ист. 4№99с111 Рассматривание предметов труда.
д /и. «Где предметы?»
Предметы труда. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь. Закреплять знания по теме. Ист. 2№3с77
3 Дом и предметы быта. Развивать навык фразовой речи, закреплять названия предметов домашнего обихода, учить отвечать на вопросы, координировать речь с движениями. Ист. 2№2с73 Игра «Домашние заботы».
С-р/и. «Кому что?»
Купание куклы. Развивать навык фразовой речи, закреплять названия предметов, действий, качеств. Ист. 1№6с83
4 Сельская песенка. Закреплять знания по теме, развивать навык связной речи, познакомить детей с новыми произведениями. Ист. 5 №2с203
Здравствуй весна.
Плещеев «Травка».
Весна. Закреплять знания по теме, развивать навык связной речи, учить координировать речь с движениями. Ист. 2№2с85
М
А
Й
1 Ч. Янчаровский «Друзья». Познакомить детей с новым произведением. Ист. 1№4с81 Рассматривание иллюстраций.
А. и П. Барто «Девочка ревушка» Познакомить детей с новым произведением. Ист. 1№1с85
2 Растения. Способствовать усвоению обобщающего понятия растения, запоминать рифмованный текст. Ист. 2№1с88
Наблюдение за растениями на прогулке.
Игра «Что растет в лесу.
Растения. Развивать навык фразовой речи, усвоений понятий один, два, много, ни одного, учить внимательно слушать рифмованную речь. Ист. 2№3с89
3 Комнатные растения в нашей группе. Помочь запомнить и правильно называть части растений, объяснять, что растения растут, «пьют» воду, что с ними следует обращаться осторожно. Ист. 5№1с79 А. Толстой «Колокольчики мои…»
Рассматривание одуванчиков.
Рассматривание комнатных растений. Помочь запомнить и правильно называть части растений, объяснять, что растения растут, «пьют» воду, что с ними следует обращаться осторожно. Ист. 5№3с198
4 Насекомые. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь. Ист. 2№3с92
Наблюдение за насекомыми.
В. Бианки «»Лис и Мышонок». Познакомить детей с новым произведением. Ист. 1№6с89
Список литературы.
1 Гербова В. В. Занятия по развитию речи. - М., Мозаика—Синтез, 2008.
2 Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 – 3 лет. - М., Мозаика—Синтез, 2007.
3 Гербова В. В., Ильчук К. А. Книга для чтения в д/с. и дома – М. Оникс,2005.
4 Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – м., Просвещение, 1986.
5 Власенко Н. П. Комплексные занятия. – В. ; Учитель, 2010.