Виктория Викторовна Симонова
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Содержание:
1. Целевой раздел…. 4
1.1. Пояснительная записка…. 4
1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы…6
1.2.1. Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия…. 7
1.2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 11
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы…12
Публикация «Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Целевые ориентиры в речевом развитии. Старшая группа (с 5 до 6 лет….13
Целевые ориентиры в речевом развитии. Подготовительная группа (с 6 до 7 лет….…. 14
1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с ОНР…15
2. Содержательный раздел…22
2.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи…22
2.2. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность в образовательной области «Речевое развитие»…23
Старшая группа (с 5 до 6 лет). 23
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…. 27
2.3. Тематическое планирование коррекционной-образовательной деятельности…. 31
Старшая группа (с 5 до 6 лет…31
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…32
2.4. Тематическое планирование просветительской работы с педагогами и родителями….…33
Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет…33
Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с родителями в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет…. 34
Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в старшей логопедической группе (с 5 до 6 лет….35
Вариативное календарно-темаитческое планирование по взаимодействию с педагогами в подготовительной логопедической группе (с 6 до 7 лет….36
2.5. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи….37
3. Организационный раздел…. 46
3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности…. 46
3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности…. 46
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование….….48
Старшая группа (с 5 до 6 лет…49
Подготовительная группа (с 6 до 7 лет…54
3.4. Методический комплект к программе…. 58
3.5. Специальная и методическая литература….59
3.6. Специальное оборудование и дидактические пособия…. 65
Приложения….70
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда (далее «Программа») составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии; разработана на основе :
o Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. — М., 2015
o Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Нищевой Н. В., - СПб, 2015
o Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб, 2014
o Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Филичевой Т. Б., Тумановой Т. В., Чиркиной Г. В., - М., 2009.
Программа обеспечивает образовательную деятельность в старшей и подготовительной группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с основной образовательной программой ДОО (Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»)
Программа содержит описание задач и содержание коррекционно-педагогической работы, учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи. В программу включены тематическое планирование работы, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.
В Программе присутствует система педагогической диагностики индивидуального речевого развития детей с ОНР, схемы обследования.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с пяти- или шестилетнего возраста с третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными развивающими игровыми упражнениями.
В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.
1.2. Цели и задачи программы.
Педагогические принципы построения программы
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, начальными элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.