Надежда Мусаева
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи во второй младшей группе, разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования согласно приказа Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155,
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Речевое развитие“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. 2014г,
СанПиН 2.4.1-3049. -13 от 15 мая 2013г №26
Во второй младшей группе проводится одно занятие в неделю (32 занятий в год) продолжительностью от 10 до 15 минут.
Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь- входящий, декабрь- промежуточный, май- итоговый).
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
- Гуманизации;
- Дифференциации;
- Принцип непрерывности и системности образования.
Цели:
Формирование словаря: учить детей различать и называть части предметов, качества предметов, различать и называть некоторые сходные по назначению предметы; понимать обобщающие слова.
Активизация словаря:
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. НРК
-Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Звуковая культура речи: продолжать учить внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
Грамматический строй речи: Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять в речи в, на, под, за. Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, форму множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; форму множественного числа существительных в родительном падеже; составлять предложения с однородными членами.
Связная речь: продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, картин, и др.
Задачи:
- Продолжать развивать речь детей : обогащать словарь, формировать умение строить предложения;
- Добиваться правильного и четкого произношения слов;
- Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми и взрослыми (что и где видел; кто купил обновку);
- Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе, упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.
- Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.
Содержание программы :
Программа по речевому развитию включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Планируемые результаты:
К концу года дети второй младшей группы могут :
- Рассматривать сюжетные картинки;
- Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения;
- Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
Учебно-методический комплект, дополнительная литература:
- Картины;
- Игрушки;
- Муляжи;
- Примерная образовательная программа «От рождения до школы»
Е. Н. Веракса;
- В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе
детского сада»;
- О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» с. 7-59;
Технические средства:
- DVD;
- Интернет сайты «Дошколенок», «Воспитатель».
№ Тема НОД: Цель: Количество
занятий Тип НОД Используемые пособия
(средства обучения) Литература Дата
1 НРК. Наша группа Вспомнить правила проведения в групповой комнате, этику общения и приветствия.
Развивать ориентировку в группе, игровых зонах.
Воспитывать дружелюбие. 1 Получение новых знаний Игровые зоны, игры и игрушки. В. В. Гербова. с. 31
2 Что нам осень подарила?
(овощи, фрукты) Обратить внимание детей на приметы осени- пасмурно, идет дождь, падают листья, холодно. Развивать речь детей, логическое мышление, творческое воображение.
Учить уважать труд людей. 1 Игровое Картины, ИКТ. В. В. Гербова с. 36
3 Пересказ сказки «Курочка Ряба» Учить пересказывать короткий по содержанию текст, упражнять в произношении звука «А»
Развивать умение ориентироваться на признаки объекта.
Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам. 1 Получение новых знаний Книга «Курочка Ряба», DVD, игрушка О. С. Ушакова, с. 16
4 НРК. Описание внешнего вида –национальной одежды куклы Фатимы. Учить описывать внешний вид и предметы одежды куклы. Сформировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ.
Развивать навыки правильного произношения.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 1 Игровое Кукла О. С. Ушакова,
с. 25
5 Рассматривание и рассказывание об игрушке – петушок. Чтение потешки «Петушок». Подводить детей к составлению описательного рассказа; учить составлять короткий рассказ об игрушке.
Учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества.
Уточнить и закрепить правильное произношение звука [y] (в звукосочетаниях, словах); учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком; обратить внимание детей на наличие звука[y] в словах.
Развивать речь детей.
Воспитывать любовь к животным. 1 Комбинированное Игрушка петушок, ИКТ. О. С. Ушакова, с. 18
6 Описание игрушки –лошадка. Д. игра «Кто как кричит». ИКТ (звуки) Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка» Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ (1-2 предложения) об игрушке.
Учить образовывать наименования детенышей животных.
Учить различать слова с противоположным значением (большой- маленький).
Развивать диалогическую речь детей.
Воспитывать усидчивость. 1 Комплексное Игрушка лошадка, ИКТ. О. С. Ушакова с. 20
В. В. Гербова с. 42
7 Дидактическая игра «Кого привезла машина». Чтение стихотворения А. Барто «Мишка» Учить детей составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ.
Учить правильно называть игрушки, их качества (цвет, величина, формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий -- низкий, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе.
Уточнить и закрепить правильное произношение звука [э] (изолированный, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание детей на слова с этим звуком.
Развивать и активизировать словарь детей.
Воспитывать умение играть в коллективе. 1 Получение новых знаний Игрушки (машина, мишка) О. С. Ушакова с. 29
8 Рассматривание картины «Мы играем в кубики». Закрепление звукопроизношения звуков [а], [у], [и]. Учить детей рассматривать картину; формировать умение отвечать на вопросы (по картине) и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ.
Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (строит- строят, играет-играют, везет-везут).
Закреплять правильное произношение звуков а, у, и, изолированных и в словах, учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко.
Развивать речевой выдох.
Воспитывать усидчивость. 1 Получение новых знаний Картина, игрушки. О. С. Ушакова с. 23
В. В. Гербова
с. 61
9 Знакомство с новой куклой. Д. игра «Кукла Оля одевается». Учить детей рассматривать кукол, сформировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ.
Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительное с прилагательными в роде и числе.
Уточнить и закрепить правильное произношение звука [о] в словах.
Развивать логическое мышление детей.
Воспитывать дружелюбие. 1 Получение новых знаний Игрушка-кукла, кукольная одежда О. С. Ушакова с. 25
В. В. Гербова
с. 96
10 Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Рассказывание об игрушках Учить детей правильно называть качества предметов (величина, цвет, отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий рассказ.
Упражнять в образовании форм родительского падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе.
Развивать логическое мышление, речь и память детей.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 1 Комбинированное, игровое Игрушки, чудесный мешочек О. С Ушакова с. 52 В. В. Гербова,
с. 95
11 Рассматривание картины «Елка в детском саду».
Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
Развивать речь, фантазию и логическое мышление детей.
Воспитывать умение правильно и отчетливо произносить звук [ё] в словах и предложениях.
1 Получение новых знаний, комбинированное ИКТ, картина с изображением ёлки. В. В. Гербова
С. 48
12 Пересказ сказки «Репка» Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки.
Учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных.
Развивать речь детей.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам. 1 Получение новых знаний Иллюстрированная книжка О,С. Ушакова, с. 38
В. В. Гербова, с. 39
13 Рассматривание предметных картинок «Котенок с клубочком».
НРК. Чтение стихотворения «Ди к1ущэ» Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине;
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
Развивать творческое мышление.
Воспитывать умение правильно и отчетливо произносить звук [з] в словах и предложениях. 1 Получение новых знаний Картинки, ИКТ О. С. Ушакова,
с. 55
Сабиигъуэ,
с. 11
14 Рассматривание картины «Купаем кукол» Чтение р. н. п. «Водичка, водичка» Проект Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
Помочь запомнить и учить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать умение детей соблюдать общепринятые правила поведения на занятии. 1 Комплексное Картина, ванночка, кукла, мыло, губка В. В. Гербова, с. 89
15 Игра инсценировка «Будем учиться заваривать чай» Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию (насыпать чай в заварочный чайник, залить кипятком, проверить как дети называют и различают предметы чайной посуды и их части, рассказать о назначении некоторых предметов.
Развивать интерес к учебной и познавательной деятельности.
Воспитывать умение детей соблюдать общепринятые правила поведения на занятии. 1 Игровое Чайная посуда, ИКТ, В,В,Гербова, с. 44
16 Рассказывание по игрушкам – заяц, кошка. Чтение р. н. п. «Котенька -коток» Учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями на картинках.
Развивать речь, память, творческое воображение детей.
Воспитывать желание помогать животным в трудных ситуациях. 1 Получение новых знаний Картина, DVD О. С. Ушакова с. 31
17 Рассказывание детям «Жил был зайчик» Учить слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном вариантах.
Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения.
Воспитывать интерес к жизни животных. Получение новых знаний ИКТ В. В. Гербова, с. 74
18 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение на произношение звуков [д] - [д']. Учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении. Учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова, отрабатывать произношение звуков д, дь.
Учить употреблять в речи глагол «лежать» в повелительном наклонении «ляг».
Развивать речь, расширять словарный запас, фантазию и логическое мышление детей.
Способствовать воспитанию интереса к занятию, бережного отношения к предметам мебели, заботливого внимания к людям. 1 Комплексное, игровое DVD, картинки В. В. Гербова с. 48
19 Рассматривание картины «Зимой на прогулке» или «Катаемся на санках». Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; составлять рассказ вместе с воспитателем.
Закреплять в активном словаре названия предметов одежды, качеств (величина, цвет). Учить использовать слова с противоположным значением (тепло – холодно, широкий - узкий).
Закреплять произношение звуков [т],[т`]; учить детей произносить словосочетание (топ,топ,топ) в различном темпе, с различной скоростью.
Развивать интерес к учебной и познавательной деятельности.
Воспитывать желание дружно играть. 1 Получение новых знаний Картина О. С. Ушакова с. 47 В,В. Гербова,
с. 68.
20 Предметы мебели. Комната куклы Кати.
НРК. Чтение стихотворения «Гуащэ ц1ык1у»
Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, около; закреплять правильное произношение звуков [с], [с*].
Учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью. Развивать речь, фантазию и логическое мышление детей.
Воспитывать самостоятельность детей. 1 Комбинированное Детская мебель В,В. Гербова,
с. 62
О. С. Ушакова,
с. 81
Сабиигъуэ,
с. 11
21 Составление описательного рассказа об игрушках лисенке, медвежонке.
НРК.
Животные нашего края. Чтение стихотворения «Бажэ ц1ык1у» Учить по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.
Активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов.
Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Развивать речь, память, творческое воображение детей.
Воспитывать чувство сострадания, желание помочь детенышам животных. 1 Комплексное Игрушки: лисенок, медвежонок О. С. Ушакова, с. 66
Сабиигъуэ,
с. 10
22 Рассматривание картины «Едем в автобусе» Уточнить представления детей о некоторых транспортных средствах: легковых и грузовых автомобилях, автобусах. Активизировать в речи слова: кабина, руль, колесо, шофер, салон.
Развивать умение слушать и воспринимать рассказ воспитателя, составленный по картине.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. 1 Комплексное Картина В. В. Гербова с. 100
23 Беседа о маме. Чтение Я. Акима «Мама» Д/и «Назови детеныша». Продолжать учить детей четко, громко произносить слова; закреплять умение детей отвечать на вопросы воспитателя; правильно подбирать прилагательные и глаголы; называть домашних животных (коза,свинья,корова,кошка,собака) и их детенышей (козленок,теленок,котенок,щенок).
Дать понятие о том, что у мам праздник и их нужно обязательно поздравить.
Развивать кругозор детей.
Воспитывать любовь к маме. 1 Получение новых знаний DVD, ваза с цветами, карандаши, бумага Ушакова О. С.
с. 45
24 Описание посуды. Игра «Закончи предложение» Учить составлять вместе со взрослыми короткий рассказ.
Учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции; знакомить с производными словами (сахар – сахарница.)
Закреплять правильное произношение звука [с]; учить определять на слух наличие и отсутствие данного звука в словах. Развивать логическое мышление.
Воспитывать усидчивость. 1 Игровое, получение новых знаний Посуда, картинки,DVD. О. С. Ушакова с. 78
25 Описание кукол Даши и Димы. Учить составлять рассказ по вопросам воспитателя, правильно называть предметы, их качества и действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные: большой и маленький.
Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 1 Игровое, комплексное Куклы, одежда О. С. Ушакова,
с. 47
26 Рассматривание картины «Коза с козлятами».
Помочь детям понять содержание картины; рассмотреть козу и козлят, охарактеризовать персонажей.
Развивать умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, а при повторном прослушивании –активно ему помогать рассказывать.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным. 1 Получение новых знаний, комплексное Картина, игрушка -коза В. В. Гербова, с. 47
Карпухина
с. 176
27 Беседа о весне. Чтение стихотворения О. Высоцкой «Одуванчик».
НРК. Цветы на нашем участке Обогатить и уточнить представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчик).
Научить узнавать и называть их, различать по цвету, строению (цветок и стебель одуванчика).
Развивать творческое мышление.
Учить любоваться красотой родной природы. 1 Интегрированное DVD, цветок- одуванчик В. В. Гербова,
с. 117
28 Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке. Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке.
Учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов, используя предлоги: в, на, под, около, перед.
Развивать творческое воображение, речь детей.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам. 1 Игровое Игрушки- мишка, мышка, картинки, ИКТ О. С. Ушакова,
с. 43
29 Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят».Дидактическое упражнение «Позови цыпленка».
Учить детей правильно и четко произносить звук [ц] в словах и слогах.
Учить детей понимать сюжет, изображенный на картине, отвечать на вопросы по содержанию изображенного, слушать пояснения воспитателя и товарищей.
Активизировать в речи детей слова клюв – клювик – клевать, курица – курочка, блюдо – блюдце.
Развивать монологическую речь.
Воспитывать усидчивость. 1 Получение новых знаний Картина, игрушки- цыпленок, курица В. В. Гербова
с. 86
30 Рассматри -
вание картины «Курица с цыплятами». Помочь детям понять содержание картины, осмыслить взаимоотношения между персонажами.
Учить делать самостоятельные выводы; умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, при повторном рассказывании добавлять отдельные слова и фразы.
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её. Воспитывать интонационную выразительность речи. 1 Игровое DVD, картинки с изображением домашних птиц, картина В. В. Гербова,
с. 44
31 Описание предметов: морковь, огурец, помидор. Учить детей составлять описание предметов, упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде и числе.
Активизировать в речи детей прилагательные.
Развивать вкусовые качества.
Воспитывать у детей воображение. 1 Получение новых знаний, вкусовые качества Муляжи – огурец, помидор, морковь. Натуральные овощи (на вкус, на цвет) О. С. Ушакова,
с. 45
32 Дидактическая игра «Кто, что ест». Чтение потешки «Травка –муравка»
НРК. Какие животные живут рядом с нами? Уточнить представления детей о том, кто что ест (птицы, зайцы, мыши).
Активизировать в речи детей слова зерно – зернышки, капуста, корочка.
Развивать у детей познавательный интерес.
Воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы. 1 Игровое, комплексное DVD, ИКТ В. В. Гербова с. 140