Получи документы

Рабочая программа по экологии «Окно в природу»

Елена Повтарь
Рабочая программа по экологии «Окно в природу»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума

Содержания по познавательному развитию детей дошкольного возраста

С учетом приоритетного экологического направления работы.

Публикация «Рабочая программа по экологии „Окно в природу“» размещена в разделах

Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми средней группы. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течении года (сентября 2011 – сентября 2012)

Занятие по экологическому воспитанию проводится 2 раза в неделю (первое – теоретическое, второе практическое). Всего 64 занятия в год.

Теоретическая часть Практическая часть

З0 часов 34часа

наблюдение аппликация лепка рисование

23

4

2

5

Учебно-тематический план

на год

Задачи:

1. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе;

Формировать экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.

2. Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

Исследовать функциональные особенности жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

3. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, отражать полученные знания опытным путем, изучать влияние деятельности человека на жизнь дерева.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1. «Художественно-эстетическое развитие», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.

2. «Речевое развитие», где используются художественные произведения о природе.

3. «Физкультурное развитие», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, развлечения на улице.

Цель:

Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой, а также природоохранная деятельность.

Перспективный план работы на год

Тема занятия Примерная

программа Предварительная

работа Наблюдения,

опыты Сопутствующие формы

работы Дата

проведения

1. Беседа о деревьях Выяснить представление детей о растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой Дидактическая игра «Назови и покажи дерево» Наблюдение на участке «Чем деревья отличаются от других растений»

2. Экскурсия по участку детского сада Выяснить какие деревья растут на территории детского сада Рассматривание «находок» нашего участка Аппликация «Береза»

3. В гостях у Лесовичка Обогащать и уточнять представления об окружающем мире (лес, вид деревьев, их строение Дидактическая игра «Оденем дерево» Рассмотреть опавшие листочки, уточнить с какого дерева

4. Деревья родного края (сравнение березы и осины) Познакомить детей с новым для них деревом осиной (в сравнении с березой).Учить сравнивать два дерева по внешнему виду. Чтение художественной литературы (стихи).

Дидактическая игра «Разрезные картинки» Сравнение коры и листвы деревьев Сбор листьев и коры. Оформление гербария

5. Деревья родного края (сравнение ели и сосны) Продолжать учить сравнивать деревья по внешнему виду. Рассматривание герба Брянской области. Сравнить шишки, иголки, стволы деревьев. Сбор листьев, плодов и коры. Оформление гербария

6. Дерево и куст Учить выделять общие признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия. Вместе с родителями определить деревья и кустарники, которые произрастают около двора, на собственном участке. Рисование «дерево и куст для Незнайки.

7. Наше дерево Выбрать на участке дерево, которое нравится всем детям. Показать, что разные деревья имеют разную специфику сезонного развития, у них разные требования к свету, теплу. Дидактическая игра «Найди силуэт дерева». Наблюдение за внешним обликом дерева (изменение окраски листьев, количество их на дереве). Домашнее задание: придумать имя нашему дереву.

8. Наше дерево (оформление дневника наблюдений) Учить детей оформлять (зарисовывать, делать коллаж, создавать гербарии и т. д.) свои наблюдения. Чтение стихов о березе. Нетрадиционное рисование «Дерево» (ладонь-ствол, крона-губкой)

9. Знакомство с деревом Предложить детям познакомиться с новым другом. Ненавязчиво подвести к тому, что главное дерево нашей страны -береза и именно за ней мы будем наблюдать в течении всего года. Задание: познакомится со своим деревом (обнять его, шепнуть свое имя, потрогать кору, послушать дерево) Измерение толщины и высоты ствола.

10. Соседи нашего дерева Выяснить, кто живет рядом с нашим деревом: насекомые, черви, птицы. Изготовление кормушек Наблюдение за «соседями нашего дерева» Рисование «Соседи нашего дерева»

11. Для чего нужны дереву птицы. Расширить представление детей о том, какую пользу приносят птицы. Дидактические игры «Угадай, что за птица?», «Третий лишний», «Воробушки». Наблюдение за птицами Сбор корма для зимующих птиц

12. Муравьи-помощники дерева Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев. Уборка опавших листьев на участке. Обследовать на «экологической тропинке» муравейник. Убедиться в том, что на зиму муравьи заделали все входы. Подбор материала по теме «Муравьи»

13.»Насекомые» Расширять представления детей о насекомых. Подвижные игры: «Пчелки», «Жуки» Рассматривание книги «Как появилась бабочка» Рисование «Насекомые»

14. Дождевой червь Дать детям представление об обитателях почвы, их роль в формировании почвы. Дидактическая игра «Деревья и червяки». Наблюдение за дождевыми червями после дождя. Лепка «Червячки»

15. Что нужно нашему дереву? Предложить детям обдумать и обсудить: что нужно дереву для жизни, без чего оно не сможет прожить (свет, вода, воздух, тепло, ветер, земля. Моделирование макета «воздух» Наблюдение за деревьями, их место произрастания (светолюбивое, тенелюбивое) Оформление дневник наблюдений.

16. Может ли дерево прожить без помощи человека? Подвести к тому, что жизнь дерева невозможна без природных факторов. Дидактическая игра «Выбери предметы ухода за деревьями». Наблюдение за деревом в разную погоду (мороз, оттепель, снегопад) Изготовление дождемеров.

17. Возраст деревьев Дать детям понять, что деревья растут всю жизнь. Определить возраст по годичным кольцам. Дидактическая игра «Если бы я был деревом…». Наблюдение и экспериментирование: рассмотреть и определить возраст спиленного дерева. Сделать зарисовки пня с кольцами

18. Куда исчезают опавшие листья? Объяснить, что листья постепенно превращаются в почву и таким образом питают наше дерево. Отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных (совсем старых, до совсем свежих (недавно упавших). Рассортировать листья по степени старости, зарисовать.

19. Мхи и лишайники Выяснить, есть ли на деревьях нашего участка мхи и лишайники; на каких деревьях они чаще всего селятся; объяснить, что лишайники –это индикаторы окружающей среды. Дидактическая игра «Раз,два, три к дереву беги». Наблюдение и исследование: есть ли на коре мхи и лишайники (потрогать, определить цвет) Зарисовка наблюдений в дневнике

20. Грибы Обратить внимание детей на роль грибов в природе. Подбор иллюстраций (трутовик, гриб чага, подберезовик)

Дидактическая игра «Что лишнее?». Наблюдение и исследование: есть ли на нашей березке мхи и лишайники Пополнение коллекции новыми экспонатами

21. Раны на коре Закрепить знания детей о том, что кора – это защитный слой ствола. Дидактическая игра «Я видел на нашем дереве…» Наблюдение и исследование: есть ли раны на коре, кем оставлены. Природоохранная работа «Вылечим деревья» замазать порезы воском или пластилином.

22. Как растения готовятся к зиме? Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни растений: расцвечивание листьев, плоды, листопад, замирание жизни Дидактическая игра «Чьи детки?» Аппликация: «Осенний пейзаж»

23. Корни Изучить корни деревьев, растущих на участке детского сада. Выяснить для чего они нужны. Задание: обнять дерево и попробовать вытащить его из земли. Наблюдение: найти на участке корни, которые находятся на поверхности. Определить их внешний вид (толстые или тонкие,крючковатые или прямые, твердые или мягкие) Зарисовать в дневнике наблюдений корни дерева такими, какими их представляют дети.

24. Настроение нашей Беляночки Выяснить, можно ли определить «настроение» дерева, по каким признакам это можно сделать? Зависит ли настроение от погоды, времени года? Чтение стихотворения «Что у дерева болит?» А. Кондратьева. Наблюдение за деревом в разную погоду (ясную, пасмурную, дождливую) Рисование «Портрет дерева» (настроение)

25. Легенды о березе Приобщать детей к народному фольклору. Рассказать о том, что у разных народов береза выступает в разных качествах. Подбор литературы (легенды, сказки, рассказы) Аппликация: «Кудрявая береза»

(комочки из салфеток)

26. Свойства древесины Показать детям на примерах, чем древесина отличается от других материалов (не тонет, прочный, твердый, горит) Дидактическая игра «Предъявите билет»

Лепка «Деревья нашего участка»

27. Предметы из древесины Выяснить, как человек использует березу, какие предметы изготавливают из нее. Подбор поделок для выставки «Березовые чудеса» Наблюдение за появлением сережек на березе Выставка поделок из коры и древесины березы

28. Плоды и семена Обратить внимание детей на строение плодов и семян. Рассказать о способах распространения. Дидактическая игра «Я- дерево мама»

Сбор семян и плодов Аппликация из природного материала

29. Полезные свойства семян Выяснить, использует ли человек семена березы Дидактическая игра «Как семечко выросло»

Наблюдение за появлением листочков на березе Оформление гербария

30. Лекарственные свойства березы Выяснить к какому виду относится наша береза (лекарственный, декоративный, плодовый) Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке Оформить страничку в дневнике «Красота и здоровье»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Что значит беречь природу?» Тема: «Что значит беречь природу». Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, о многообразии птиц и зверей,.

Конспект по экологии НОД «Берегите и защищайте природу» Цель: учить детей правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности. Уточнить представление об.

Панно «Окно в природу»Панно «Окно в природу» Для обогащения предметно-пространственной среды кабинета логопеда было изготовлено логопедическое пособие для речевого развития детей –.

Проект по экологии «Войди в природу другом». Описание проекта: Данный проект направлен на формирование у детей научно - познавательного, эмоционально - нравственного, практически.

Рабочая программа инструктора по плаванию Муниципальная казённая дошкольная образовательная Организация «Детский сад «Алтн булг» «Принято» «Утверждаю» На заседании педагогического.

Рабочая программа педагога ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№18» Утвержден: Заведующий МКДОУ Принято на педагогическом совете.

Рабочая программа по астрономии муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Изумрудный город» Рабочая программа по астрономии Возрастная.

Рабочая программа по изодеятельности КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Программа по ИЗО деятельности разработана воспитателем самостоятельно и определяет содержание и организацию.

Рабочая программа по ознакомлению с ПДД для детей 4–5 лет Пояснительная записка Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование безопасного поведения.

Рабочая программа (старшая группа) Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми, старшая группа составлена на основе примерной образовательной программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологии «Окно в природу»
Опубликовано: 15 марта 2016 в 19:41
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по экологии «Окно в природу»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Повтарь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД