Ольга Черкасова
Рабочая программа по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой для детей 5–6 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи развития детей :
1. поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге;
2. обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки загадки, былины, литературной прозы (сказка-повесть) и поэзии (басни, лирические стихи);
3. воспитывать литературно-художественный вкус, чувствовать музыкальность, звучность поэтических текстов;
Темочки:
- ОНР, нарушение речи
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
4. способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы;
5. развивать первоначальные представления об особенностях литературы : о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия;
6. обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов;
7. способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театральной игре.
Основными методами литературного развития детей 5-6 лет являются :
- чтение (рассказывание) взрослого;
- прослушивание записей и просмотр видеоматериалов;
- беседа после чтения;
- чтение с продолжением;
- беседы о книгах;
- метод проектов.
Планируемый результат:
- ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой;
- называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся;
- знает фамилии трех-четырех писателей и двух-трех художников иллюстраторов;
- различает основные жанры литературных произведений : стихотворение, сказка, рассказ;
- способен устанавливать связи по содержанию произведений;
- проявляет внимание к языку литературных произведений;
- активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности
Срок реализации: один учебный год
Перспективно-тематический план
ознакомления с художественной литературой детей с ОНР старшей группы
Сентябрь 3 Стихотворение «Как вести себя в детском саду» Познакомить детей с новым произведением; учить внимательно слушать; закреплять умение вслушиваться в обращенную к ним речь; развивать словесно-логическое мышление. Методы и приемы: Чтение, беседа по содержанию, дидактическая игра «Когда это бывает?». Экскурсии по детскому саду, беседы, дидактические и подвижные игры. Работа с родителями : Рассказ детям о правилах поведения в детском саду.
4 С. Прокофьев «Сказка про игрушечный город»
(зан. 3 стр. 9) Продолжать знакомить детей с новыми произведениями; закреплять умение вслушиваться в обращенную к ним речь; развивать словесно-логическое мышление. Методы и приемы: Книга А. Бондаренко «Д/игры в детском саду», «Сказка про игрушечный город» С. Прокофьевой (прилож. стр. 115) Чтение, вопросы по содержанию, словесно-дидактическая игра «Знайка» Беседы об игрушках, рассматривание игрушек, изобразительная деятельность по теме «Игрушки». Работа с родителями : Экскурсии в магазин «Игрушки»
Октябрь
1 Малые фольклорные формы: приметы, пословицы, поговорки об осени
(зан. 5 стр. 12) Продолжать расширять представление детей о временах года; составлять предложения по теме, уметь сравнивать осень и лето; расширять и обогащать словарь детей; учить действовать по словесному сигналу. Иллюстрации осени в разные периоды. Методы приемы: Вопросно-ответная беседа, рассматривание иллюстраций, игра «Пустое место». Изобразительная деятельность по теме «Осенние картины», чтение стихов об осени, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе. Работа с родителями : Совместные прогулки в осенний лес.
2 Рассказ Я. Пинясова «Хитрый огурчик» (зан. 6 стр. 14) Развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать; закреплять знания об овощах. Конверты с карточками «Вершки-корешки», фишки, рассказ Я. Пинясова «Хитрый огурчик» (прилож. стр. 116) Методы и приемы: Чтение, вопросы по содержанию рассказа, игра «Путаница». Изобразительная деятельность по теме «Овощи», составление описательных рассказов по теме «Огурец». Работа с родителями : Экскурсии в овощной магазин; совместный труд по сбору урожая овощей в деревне.
3 Рассказ В Сутеева «Мешок яблок»
(зан. 1 стр. 6) Познакомить детей с произведением; учить слушать, понимать обращенную к ним речь; отвечать на вопросы кратко; учить интонационно выделять название предметов и действий с ними; закрепить знания о фруктах. Рассказ В Сутеева «Мешок яблок» с иллюстрациями (прилож. стр. 24, муляжи фруктов. Методы и приемы: Чтение рассказа, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Узнай по описанию». Беседы, изобразительная деятельность по теме «Фрукты», дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевая игра «Магазин». Работа с родителями : Экскурсии в магазин «Овощи, фрукты».
4 Стихотворение Ф. Бобылева «Непоседливый гриб» (хрест. к программе «Мы в Мордовии живем» стр. 104) Расширять представления о дарах осени (грибах); закреплять умение внимательно слушать; отвечать на вопросы кратко и повторять понравившиеся строки; развивать память. Методы и приемы: Стихотворение Ф. Бобылева «Непоседливый гриб», картинки с изображением грибов. Чтение, заучивание стихотворения, рассматривание картинок, дидактическая игра «Съедобное - не съедобное» Беседы, чтение рассказов, раскрашивание в раскрасках. Работа с родителями : Совместные походы в лес за грибами.
5 Рассказ Э. Шима «Кто как одет»
(зан. 7 стр. 15) Закреплять знания об овощах и фруктах, их характерных особенностях; учить придумывать слова, отвечающие на вопрос ЧТО, по теме «Фрукты, овощи, ягоды»; развивать грамматический строй речи, умение согласовывать существительные с прилагательными в роде; образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы. Методы и приемы: Набор картинок с овощами, рассказ Э. Шима «Кто как одет» (прилож. стр. 117) Загадывание загадок, чтение рассказа, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Что?», «Назови ласково». Беседы, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», раскрашивание картинок. Работа с родителями : Экскурсии в магазин «Овощи, фрукты».
Ноябрь 1 Рассказ «Серая Шейка» Закреплять знания о перелетных птицах; учить согласовывать глаголы 3 лица настоящего времени с существительными; воспитывать умение сопереживать и сострадать героям. Предметные картинки с перелетными птицами, рассказ «Серая Шейка». Методы и приемы: Беседа, чтение рассказа, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Четвертый лишний». Беседы, наблюдения на прогулке, изобразительная деятельность по теме «Перелетные птицы». Наблюдения за птицами, чтение рассказов о перелетных птицах.
2 «Сказка про красные варежки» С. Прокофьева
(зан. 15 стр. 26) Развивать связную речь; учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа; закреплять лексические темы. Предметные картинки по лексическим темам: обувь, одежда, головные уборы, мебель, транспорт; «Сказка про варежки» (прилож. стр121) Методы и приемы: Загадывание загадки, чтение, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Мишка-хвастунишка». Беседы об одежде, рассматривание кукольной одежды, роспись варежек и платьев. Рекомендации родителям: Экскурсия в магазин одежды.
3 «Сказка про башмачки» С. Прокофьева (зан. 12 стр. 23) Помочь детям понять содержание сказки; учить запоминать последовательность сюжета; развивать интеллектуальные способности; продолжать учить классифицировать, обобщать. «Сказка про башмачки» С. Прокофьевой (прилож. стр. 119, дидактические картинки по теме «Одежда. Обувь». Методы и приемы: Беседа, чтение сказки, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Я знаю». Рассматривание иллюстраций, рисование по теме «Одежда. Обувь», ручной труд из бумаги и природного материала. Рекомендации родителям. Экскурсия в магазин «Обувь».
4 Стихотворение К. Чуковского «Чудо-дерево» (зан. 10 стр. 19) Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; знакомить с произведением, обращать внимание на иллюстрации; пополнять словарный запас; формировать навык отвечать полным предложением. Кукла Хрюша, иллюстрация чуда-дерева на двустороннем скотче, игрушки из киндер-сюрпризов, мольберт, стихотворение К. Чуковского «Чудо-дерево» (прилож. стр. 32) Методы и приемы: Сюрпризный момент, чтение стихотворения, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Эрудит». Беседы, дидактические игры, рассматривание картинок, сравнение, продуктивная деятельность. Рекомендации родителям: Экскурсия в магазин головных уборов.
Декабрь 1 Рассказ Н. Павловой «Первый снег» (зан. 14 стр. 25) Закреплять знания детей о зиме; обогащать словарь детей синонимами; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Иллюстрации зимы, иллюстрации первого снега, рассказ Н. Павловой «Первый снег» (прилож. стр. 121) Методы и приемы: Рассматривание иллюстраций, беседа, чтение рассказа, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Скажи ласково» по теме «Зима». Изобразительная деятельность по теме «Зима», вырезывание снежинок из бумаги, наблюдение за первым снегом. Рекомендации родителям: Чтение стихотворений о зиме, экскурсия в зимний лес.
2 Стихотворение К Чуковского «Мойдодыр» Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; знакомить с произведением, обращать внимание на иллюстрации; пополнять словарный запас; формировать навык отвечать полным предложением. Методы и приемы: Кукла Хрюша, картинки для фланелеграфа, стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр»» Чтение стихотворения, вопросы по содержанию, объяснение новых слов, дидактическая игра «Когда это бывает?» (по культурно-гигиеническим навыкам). Рекомендации родителям: Беседы, дидактические игры, рассматривание картинок по теме «Мебель», конструирование мебели. Экскурсия в магазин «Мебель»
3 Рассказ Н. Павловой «Самый лучший подарок» (зан. 16 стр. 28) Учить детей запоминать последовательность событий, вдумчиво и подробно отвечать на вопросы; развивать внимание, память, восприятие. Карточки с изображением разного ряда предметов по разным лексическим темам, на обороте должны быть изображены те же предметы, но одного из них не хватает; рассказ Н. Павловой «Самый лучший подарок» (прилож. стр. 122). Методы и приемы: Чтение, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Какого предмета не хватает?». Беседы о семье; закрепление домашнего адреса, полных имен родителей; рисование по теме «Моя семья». Рекомендации родителям: Вечерние чаепития в кругу семьи.
4 Стихотворение О. Высоцкой «Новый год» (зан. 19 стр. 88) Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией радость приближения Нового года, ожидание чуда; воспитывать желание сделать приятное другу, любовь к прекрасному через слушание музыки. Стихотворение О. Высоцкой «Новый год» (прилож. стр. 116, листы бумаги, карандаши, фломастеры, кассета с записью мелодий П. И. Чайковского, песня «Новогодние игрушки» А. Хоралова. Методы и приемы: Слушание кассеты, чтение, вопросы, заучивание наизусть, изобразительная деятельность (новогодняя открытка). Разучивание новогодних стихов, песен и танцев. Рекомендации родителям: Заучивание стихотворений к Новогоднему утреннику.
Январь 2 Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок» (зан. 22 стр. 34) Систематизировать и углублять представление детей о времени года и зимних развлечениях; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами предметов и состоянием окружающей среды, делать простейшие выводы. Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок» (прилож. стр. 125) Методы и приемы: Беседа, чтение рассказа, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Кто кем был и что чем было». Рассматривание картинок и рисование по теме «Зимние забавы», постройка ледяной горки и крепости для игр на участке. Рекомендации родителям: Оказание помощи в постройке зимних конструкций для игр детей на участке.
3 Рассказ М. Горького «Воробьишко» (хрест. стр. 101) Учить детей запоминать последовательность событий, вдумчиво и подробно отвечать на вопросы; продолжать учить осмысливать содержание рассказа и делать выводы. Рассказ М. Горького «Воробьишко», набор картинок «Зимующие птицы». Методы и приемы: Беседа по картине, чтение рассказа, вопросы по содержанию, загадывание загадки, дидактическая игра «Кто лишний?». Наблюдение на прогулке, заполнение календаря природы по птицам. Рекомендации родителям: Кормление зимующих птиц.
4 Рассказ Е. Чарушина «Волчишко» (зан. 28 стр. 41) Учить детей осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Рассказ Е. Чарушина «Волчишко» (прилож. стр. 127, мяч, картинка «Волчица с волчатами», карточки-схемы. Методы и приемы: Беседа по картине, чтение рассказа, вопросы по содержанию, загадывание загадки, дидактическая игра «Назови детеныша». Рассматривание картинок, чтение рассказов о диких животных, рисование и лепка по теме «Дикие животные». Рекомендации родителям: Оформление выставки совместных рисунков по теме «Дикие животные» в группе.
5 Стихотворение С. Маршака «Почта»
(хрест. стр. 120) Закреплять знания детей о деятельности почты, о последовательности доставки почты; пополнить и активизировать словарь детей. Стихотворение С. Маршака «Почта», картинки по произведению для фланелеграфа. Методы и приемы: Беседа, чтение рассказа, вопросы по содержанию, загадывание загадки. Беседы, сюжетно-ролевая игра «Почта» Рекомендации родителям: Экскурсия на почту.
Февраль 1 Стихотворение А. Барто
«Жил на свете самосвал» (зан. 34 стр. 49) Закреплять знания детей об известных видах транспорта, частях автомобиля и их функциях; побудить детей сравнивать разные виды и марки автомобилей. Стихотворение А. Барто «Жил на свете самосвал» (прилож. Стр. 131, картинки, на которых изображены детали автомобилей; сундучок. Методы и приемы: Загадывание загадки, беседа о машинах, чтение стихотворения, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Построй автомобиль». Сюжетно-ролевая игра «Гараж», наблюдения за транспортом на прогулке. Рекомендации родителям: Экскурсия к проезжей части.
2 Чтение стихов о цветах Закреплять знания детей о видах цветов; замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию красоты растений. Стихи о растениях, картинки с изображением комнатных растений Методы и приемы:. Загадывание загадки, чтение стихов, беседа по содержанию, дидактическая игра «Скажи ласково». Уход за комнатными растениями, рисование, рассматривание книг с иллюстрациями о комнатных цветах. Рекомендации родителям: Уход за цветами в домашних условиях.
3 Рассказ А. Митяева «Мешок овсянки» (хрест. стр. 325) Учить детей чувствовать и понимать содержание рассказа; учить отвечать на вопросы полным ответом; воспитывать доброжелательность, сочувствие. Рассказ «Мешок овсянки» А. Митяева, картинки о ВОВ и об российской армии. Методы и приемы: Беседа, чтение рассказа, вопросы по содержанию, рассказ воспитателя о трудностях войны с рассматриванием картинок. Беседы, чтение книг, заучивание стихов, оформление выставки «Мой папа – солдат». Рекомендации родителям: Экскурсия к мемориалу павшим солдатам.
4 «Зимняя сказка» С. Козлова (зан. 21 стр. 33) Учить детей чувствовать и понимать образы сказки; учить воспринимать выразительные средства сказочного повествования (фантастические превращения). «Зимняя сказка» С. Козлова (прилож. Стр. 124); предметные картинки с изображением фруктов, одежды и т. д. ; карточки со схематичным изображением медведя, ежа, капели, птички; фишки. Методы и приемы: Беседа, чтение сказки, вопросы по содержанию, игра «Посчитай-ка»; театрализация на фланелеграфе. Наблюдения на прогулке, чтение стихов и рассказов о зиме, постройка снеговиков на участке. Рекомендации родителям: Экскурсия по зимним улицам, катание с гор и на лыжах.
Март 1 Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»
(хрест. стр. 295) Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией радость приближения весны, ожидание чуда; воспитывать желание сделать приятное своим близким. Стихотворение А. Плещеева «Весна», картинки с изображением весны, схема изображения стихотворения. Методы и приемы: Беседа о весне, чтение, заучивание по схеме, рассматривание картин, составление и разгадывание загадок. Наблюдения, чтение рассказов о весне, рыхление снега на участке. Рекомендации родителям: Экскурсии по весенним улицам.
2 Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» (хрест. стр. 88) Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, выражая свои нежные чувства к маме; воспитывать желание делиться радостью с близкими. Методы и приемы: Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», схема стихотворения, предметные картинки (подарки). Беседа, чтение, заучивание по схеме, дидактическая игра «Что я подарю маме?» Беседы, продуктивная деятельность, заучивание стихов к празднику. Рекомендации родителям: Поход с папой в магазин «Цветы».
3 Стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» (хрест. стр. 309) Учить внимательно слушать; систематизировать и углублять представление детей о профессиях; учить отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», картинки с изображением людей разных профессий. Методы и приемы: Беседа, чтение, вопросы по содержанию, рассматривание картинок, дидактическая игра «Что нужно для работы?». Сюжетно-ролевые игры по профессиям. Рекомендации родителям: Рассказ детям о своей профессии.
4 Белорусская сказка
«Легкий хлеб» (хрест. стр. 261) Продолжать учить внимательно слушать, анализировать, делать свои выводы; обращать внимание на иллюстрации; пополнять словарный запас; формировать навык отвечать полным предложением. Методы и приемы: Сказка «Легкий хлеб», иллюстрации к сказке. Беседа, чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Скажи ласково». Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин». Рекомендации родителям: Экскурсия в магазин «Хлеб».
Апрель 1 Стихотворение К. Чуковского «Федорино горе» Продолжать воспитывать интерес к художественной литературе; знакомить с произведением, обращать внимание на иллюстрации; пополнять словарный запас; формировать навык отвечать полным предложением. Стихотворение К. Чуковского «Федорино горе», иллюстрации к произведению, предметные картинки. Методы и приемы: Беседа, чтение стихотворения, показ иллюстраций, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Что лишнее?». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рекомендации родителям: Экскурсия в магазин «Посуда».
2 Рассказ Н. Нефедовой «Что такое дом?» Закреплять знания детей о разных видах домов, о материале из которого они построены; побудить детей сравнивать разные виды и материалы домов; учить образовывать числительные к существительным; запоминать художественные образы, помогающие раскрытию и представлению объекта; пополнить словарный запас детей. Рассказ «Что такое дом?»; картинки с изображением домов и улиц; предметы, изготовленные из разных материалов. Методы и пиемы: Беседа, чтение, вопросы по содержанию, сравнение, анализ, дидактическая игра «Один, три, пять». Строительные игра из напольного и настольного конструктора. Рекомендации родителям: Экскурсии по улицам города.
3 Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»
(зан. 23 стр. 36) Знакомить с новым народным произведением; прививать любовь к народным сказкам; развивать связную речь, углублять представление о диких и домашних животных. Картинки с изображением диких и домашних животных, мордовская народная сказка «Как собака друга искала» (прилож. стр. 126) Методы и приемы: Беседа, чтение сказки, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Зоопарк». Чтение книг о домашних животных, настольные игры, сюжетно-ролевая игра «Ферма». Рекомендации родителям: Выставка в группе совместных работ по теме «Мой любимый питомец».
4 Рассказ Н. Калининой «Как ребята переходили улицу»
(зан. 33 стр. 47) Закреплять представления о правилах дорожного движения, используя понятия «пешеход», «транспорт», «светофор»; учить образовывать относительные прилагательные от имен существительных. Три круга: красный, желтый, зеленый; картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов; рассказ Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» (прилож. стр. 130) Методы и приемы : Беседа об улицах родного города и транспорте, чтение рассказа, вопросы по содержанию, дидактическая игра «Угадай материал». Беседа о родном городе, рассматривание альбомов и открыток по теме «Мой город». Рекомендации родителям: Экскурсии по улицам города.
Май 2 Рассказ Э. Мокшанской «Нос умойся» Закреплять и уточнять представления о культурно-гигиенических навыках; закрепить части тела, активизируя при этом словарь детей; учить сопоставлять числительные с существительными. Рассказ Э Мокшанской «Нос умойся», картинки с изображением частей тела и режимными моментами. Беседа, чтение, вопросы по содержанию, рассматривание картинок, дидактическая игра «Что бывает только по два?». Методы и приемы: Беседа о частях тела, для чего нужен тот или иной орган, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций. Рекомендации родителям: Проведение ежедневных гигиенических процедур.
3 Рассказ В. Бианки «Приключение муравьишки» Учить детей запоминать последовательность событий, вдумчиво и подробно отвечать на вопросы; развивать внимание, память, восприятие. Рассказ В. Бианки «Приключение муравьишки», игрушки насекомых, иллюстрации. Методы и приемы: Беседа о насекомых, чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций и игрушек, настольная театрализация. Наблюдения в природе, изобразительная деятельность. Рекомендации родителям: Экскурсии в природу для наблюдения за насекомыми.
Список литературы :
1. Т. И. Бобкова, В. Б. Красносельская, Н. Н. Прудыус «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР», М-2008
2. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М-1990
3. К. Нефедова. «Дом. Какой он?», М-2004