Белолипецкая Оксана
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Юные волшебники»
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
1.1. Особенности Рабочей программы
Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Для гармоничного развития личности очень важно приобщать его к миру красоты через творческую деятельность. Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Освоение множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, пробуждают у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов. Поэтому направленность дополнительной программы «Юные волшебники» определяется как художественно-изобразительное творчество. Программа предусматривает раскрытие творческих способностей детей старшего возраста, развитие фантазии, воображения через работу с различными художественными материалами и использование познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования.
Публикация «Рабочая программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста „Юные волшебники“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Новизна и отличительная особенность программы
Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Сроки реализации программы
Программа «Юные волшебники» адаптированная, долговременная, художественно-эстетической направленности.
Срок реализации программы - 1 год.
Занятия проводятся с детьми 5-6 лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю.
Количество занятий за 2020-2021 учебный год - 36.
Время занятий составляет: 25 мин.
1.2. Цель и задачи реализации РП
Цель: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
Задачи
Развивающие :
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию, доброе отношение к сверстникам.
1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы :
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Этапы работы
1 этап – Подготовительный:
Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка, подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.
2 этап – Основной:
Знакомство детей со свойствами материалов; обучение приемам изготовления; мастер-класс, консультации для родителей и педагогов.
3 этап – Заключительный:
Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайт.
Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.
2. Планируемые результаты
2.1. Целевые ориентиры старшего дошкольного возраста :
сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;
создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;
умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;
усваивают способы практической работы с различными материалами;
развивают мелкую моторику рук;
развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.
2.2. Особенности проведения педагогического мониторинга
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития творческих способностей детей (сентябрь, май). Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности.
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
10. Использует в работе разные способы ручного труда.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности :
«Работа с бумагой и картоном».
«Работа с тканью и нитками».
«Работа с природным и бросовым материалом».
«Работа с пластилином и соленым тестом».
По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие : формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений.
Познавательное развитие : формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Речевое развитие : развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрению.
Физическое развитие : физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей в работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов средств РП
Форма проведения занятий
Групповая.
Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).
Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Методические рекомендации по проведению занятий
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
2.3. Учебно тематический план
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы
Сентябрь
1 Знакомство с тканью Познакомить детей с различными свойствами ткани; дать понятия о происхождении ткани; развивать внимание, любознательность;
воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых. Ткань
2 Занятие – беседа «Ознакомление со свойствами бумаги» Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется. Бумага
3 Заготовка бросового и природного материалов.
Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок. Камушки, листья, шишки, палочки, фантики, картон, коробочки, крупы, вата и т. д.
4 Знакомство с соленым тестом как художественным материалом. Познакомить детей с соленым тестом как художественным материалом; воспитывать интерес к лепке из соленого теста, любознательность к другим изделиям мастеров.
Соленое тесто
5 Мониторинг. Выявление уровня знаний и умений детей в начале учебного года.
Октябрь
неделя тема задачи материалы
1 «Золотая осень»
(отпечатки листьями – коллективная работа)
Продолжать знакомить детей с одной из нетрадиционных техник рисования «оттиск, отпечаток листьями». Развивать цветовое восприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы. Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода.
2 «Береза кудрявая» Воспитывать любовь к родине. Познакомить с неофициальным символом России- березой. Развивать творческие способности. Учить делать березку из бумаги. Цветная бумага, клей, ножницы, картон, карандаш.
3 «Наш осенний лес»
(пластилинография).
Формировать навыки работы с
пластилином, развитие интереса
к художественной деятельности.
Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. Обучать
Умению ориентироваться на листе
бумаги. Развивать мелкую моторику,
координацию движений рук, глазомер;
художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать
усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Пластилин, дощечка,
салфетка,
лист
картона, картины с осенним пейзажем.
4 Аппликация с элементами рисования «Зонтик». Учить детей работать с разным материалом. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Ватные палочки, гуашь разного цвета, простые карандаши.
Ноябрь
1 «Грибок» Познакомить детей с техникой аппликации нетрадиционным способом : манной, пшенной и гречневой крупой; расширять представления и знания детей о грибах, выделяя части гриба (ножка, шляпка); учить различать грибы по внешнему виду. Активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, любовь к природе. Картон, крупа, клей ПВА, кисти.
2 «Животные готовятся к зиме» Совершенствовать умение изготавливать поделки из природного и бросового материала. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе. Изображения животных, природный и бросовый материал, клей.
3 «Цветок для мамы»
Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Цветная бумага, клей, кисточка.
4 «Веселый зоопарк»
Познакомить детей новым видом аппликации из ниток. Учить правилам безопасности работы с клеем, ниткой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Трафареты животных, нитки разного цвета, клей, кисточка
Декабрь
1 «Снеговик» Учить детей создавать изображение снеговика из бумаги и бросового материала (вата). Учить детей выполнять работу аккуратно. Развивать интерес к работе с бросовым материалом. Цветная бумага, вата, клей ПВА.
2 Обрывная аппликация
«Зимушка-зима» С помощью этой техники создать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги. Развивать мелкую моторику, память, мышление. Цветная бумага, клей, кисти, простые карандаши.
3 «Снежинка»
Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Крупа (манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.
4
«Елочка – Красавица» Формировать интерес к работе с пластилином;
закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию. ;
добиваться реализации выразительного, яркого образа;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать умение доводить работу до конца, радоваться полученному результату. Пластилин, стека, белый картон, трафарет ёлочки, образец готовой поделки - шаблон для детей.
5 «Новогодние игрушки»
Развитие творческих способностей, речи детей, развитие мелкой моторики, через использование технологии тестопластики. Формировать интерес к предстоящим новогодним праздникам.
Создавать условия для развития зрительного восприятия, чувства формы, ритма, композиции. Создавать условия для воспитания эстетического вкуса, проявления эмоциональной отзывчивости, желания помогать другим детям. Солёное тесто разного цвета, стеки, салфетки, баночки с водой, дощечки для лепки, клей, кисти для наклеивания украшений,
, декоративные элементы.
Январь
2 «Снежные домики» Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей создавать оригинальные композиции, используя нетрадиционные материалы (ватные диски). Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать любовь к природе. Картон, цветная бумага, клей, ножницы, ватные диски, гуашь, фломастеры.
3 «Ветка рябины»
Продолжать учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. Пластилин, дощечки, стеки, белый картон.
4 «Лисичка-сестричка в зимнем лесу» (аппликация с элементами оригами) Познакомить детей с техникой оригами. Учить складывать бумагу. Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного творчества-оригами. Развивать у детей творческие возможности, воображение мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами. Картон, клей, цветная бумага, фломастер, ножницы.
Февраль
1 «Улитка» Учить детей работать с разным материалом (шерстяными нитками). Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Трафарет котенка, картон, ножницы, клей ПВА, шерстяные нитки, фломастер.
2 «Корова» Учить создавать объемные подделки из бумаги. Закреплять умение пользоваться ножницами, клеем. Самостоятельно подбирать элементы для доведения предмета до нужного образа. Воспитывать отзывчивость, любовь к сказкам. Развивать воображение. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, фломастер, карандаш.
3 «Корабль»
(объемная аппликация для пап) Закреплять умения и навыки в работе с клеем и цветной бумагой, побуждать к самостоятельному выбору цветов и деталей для открытки;
закреплять знания о российской армии, активизировать речь, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении. Картонная заготовка, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка.
4 «Крямнямчики» Вызвать у детей интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из соленого теста, используя приемы вырезания различными формочками, свивания и плетения колбасок : формирования вручную скульптурным способом. Активизировать приемы декорирования лепных образов. Воспитывать уважение к труду пекаря, кондитера. Соленое тесто, формочки для выпечки, пластиковый пакет, дощечки для лепки.
Март
1 «Подарок для мам» Учить составлять композицию из подготовленных материалов.
Закрашивать ватные диски гуашью. Воспитывать любовь к близким людям.
Ватные диски, клей, гуашь, кисти, картон.
2 «Весеннее солнышко» Создать детям весеннее настроение.
Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками. Закреплять умение работать с природным материалом. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Макароны, гуашь, клей, кисти, ПВА, картон.
3 «Павлин» Закреплять умения нарезать ровные полоски одинакового размера, складывать их пополам и склеивать. Составлять из них образ задуманной игрушки. Картон, цветная бумага, клей, ножницы.
4 «Яблоко» Познакомить детей с техникой работы с тканью, учить детей планировать работу, выполнять ее аккуратно. Ткань, клей ПВА, кисти, картон, шаблоны яблок.
Апрель
1 «Осьминожки» Дать представление детям о разнообразии подводного мира.
Познакомить с методом изготовления поделки с применением шерстяных ниток, развивать память, внимание, воображение, творческое мышление, кругозор. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Шерстяные нитки разного цвета, дырокол, декоративные глазки, заготовки осьминожек.
2 «Весенние цветы» Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок. Цветная бумага, ножницы, клей.
3 «Ракета» Научить передавать в аппликации панораму звёздного неба. Учить красиво располагать изображение на листе бумаги. Закреплять приёмы вырезывания и наклеивания, правила работы с ножницами и клеем. Развивать эстетическое чувство, умение составлять композицию.
Картон, цветная бумага, клей, ножницы.
4 Пасхальная открытка «Цыпленок» Продолжать учить делать работу из рваной бумаги, воспитывать аккуратность, усидчивость. Цветная бумага, клей.
Май
1 «Пчелка» Учить делать из ватных дисков пчёлку. Закрепить знания детей о насекомых, о пользе пчелы.
Ватные диски, гуашь, кисти, клей
2 «Бабочка» Продолжать учить детей работать с тканью, из деталей собирать задуманный образ; развивать интерес к работе с тканью, мелкую моторику. Ткань, ножницы, шаблоны, клей ПВА, кисти, салфетки.
3 «Смешная гусеница» Продолжать учить делать необычные фигуры из цветной бумаги, вырезать пять разноцветных кружков и один овал, дополнять элементами, включая свою фантазию Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры.
4 «Одуванчиков поляна»
Мониторинг. Закрепить умения и навыки по изготовлению цветов из бумажных салфеток, работать самостоятельно и в коллективе. Бумажные салфетки, ватман, клей, цветная бумага, ножницы.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников, педагогами
Работа с родителями :
Сбор материала для занятий;
Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;
Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование родителей;
Конкурс творческих семейных работ : «Осенние фантазии», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;
Создание презентации детских работ на сайт;
Участие в конкурсах различного уровня.
Работа с педагогами :
Консультации: «Что способствует развитию творческой активности у ребенка»; «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование педагогов;
Выставка детских работ.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. Условия и средства реализации программы
Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.
Используемый материал для работы с детьми :
- цветн6ая бумага ;
- картон (цветной, белый);
- природный материал (шишки, листья, крупы);
- фломастеры, маркеры, карандаши;
- дощечки;
- бросовый материал (ватные диски, вата, нитки и др.);
- клей, пластилин, ножницы;
- кисти;
- степлер;
- дырокол.
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- иллюстрации;
- фотографии;
- образцы работ;
- художественная литература.
Технические средства:
- колонка;
- телевизор;
- интерактивная доска;
- записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.