Папки-передвижки

Рабочая программа по песочной терапии с детьми дошкольного возраста

Нина Васильевна Шефер
Рабочая программа по песочной терапии с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе пособия «Игры-занятия с песком и водой» Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : 2008.

Краткая аннотация к практическому материалу по песочной терапии

Публикация «Рабочая программа по песочной терапии с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Представлены практические материалы, подборка игр, упражнения с песком для детей дошкольного возраста, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

В данном материале дано подробное описание упражнений, направленных на: стимулирование сенсорного развития детей; компенсацию сенсорных впечатлений; развитие зрительных ориентации, слуховой памяти, внимания и др.

Данный материал может быть использован учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями при развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления детей.

Какой же принцип положен в создание игры с песком?

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей дошкольного возраста. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так:

"Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т. д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Какие дети особенно нуждаются в этой игре?

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. Как показали исследования, игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными.

Если дети - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Поэтому возможно проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема в коррекционной работе.

Все игры, с использованием песочной терапии, можно разделить на три направления:

Обучающие игры

- такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, развивают межполушарное взаимодействие. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса. В ходе игры работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения.

Познавательные игры

- с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира, познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

Проективные игры

- с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка, проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Действия детей с песком можно условно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный оборудование, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Кроме того песок - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями.

Тематическое планирование занятий по песочной терапии.

Тема программы: «Путешествие по песочной стране»

Цели программы:

- усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

- развитие внимания, связанного с координацией движений;

- стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,

- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;

- развитие речи, памяти, мышления;

- закрепление представлений об окружающем мире;

- „проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

Цикл 1 - ориентировочный

«Чувствительные ладошки»

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- знакомство со средой;

- пробуждение интереса к занятиям;

- обучение специальным движениям и их тренировка;

- развитие внимания, связанного с координацией движений;

- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

- развитие речи, памяти, мышления.

Цикл 2 - переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой

«Секреты сухого и мокрого песка»

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- сравнение качеств сухого и мокрого песка;

- развитие внимания, связанного с координацией движений.

Цикл 3 - переход к самостоятельным действиям

«Познавательные игры на песке»

- формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;

- развитие тонких тактильных ощущений;

- развитие умения действовать по инструкции;

- развитие пространственной ориентации;

- учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Организация игр-занятий с песком

Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей в одной большой или нескольких малых песочницах.

Перед занятием необходимо надеть фартук, так мы приучим ребёнка содержать свою одежду в чистоте. Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с особыми потребностями в развитии. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагога могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.

Затем проводим массаж рук ребенка. При этом мы используем не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же и самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки, массажного шарика, карандаша с гранями и прочих приспособлений. Другой вариант - предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук. Параллельно с этим важно помочь детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.

В процессе подготовки к игре мы даем ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другое сыпучее оборудование). Показываем малышу, какие действия можно с ним производить, выполняем совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п.

Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается. Песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.). Его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками

Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.

В процессе игр детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей. Затем, перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму не сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующее емкостям трудно.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании, развивается пространственная ориентация.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами.

Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Занятия с песком являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

Педагог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Педагог должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Взрослый сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе с педагогом — «рука в руке».

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это педагогу, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки педагогу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Игры- упражнения

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для индивидуальной коррекционной работы, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Использованная литература

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным оборудованиеом. - СПб: Союз, 2005.

Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : 2008.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку»Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку» Тип занятия Комплексное Вид занятия - путешествие Цель занятия: • Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по песочной терапии с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 16:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по песочной терапии с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Васильевна Шефер (УИ 994420) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД