ирина колпакова
Рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 5 класса с дизорфографией
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
курса «Логопедическая коррекция»
для 5-го класса
Составитель:
Колпакова И. А., учитель-логопед
высшей квалификационной категории.
I. Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа по курсу „Логопедическая коррекция“ для обучающихся 5 класса с дизорфографией» размещена в разделах
Данная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция» разработана для обучающихся 5-го класса с дизорфографией, обусловленной общим недоразвитием речи на фоне задержки психического развития и легкой умственной отсталости.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273;
- Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие»;
- Устав областного государственного казённого образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие»;
- Инструктивное письмо от 14.12.2000 №2 Министерства образования РФ об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.
Цель программы : создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Задачи программы.
Обучающие :
- формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
- совершенствовать навык грамотного каллиграфически правильного письма.
Развивающие:
- развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память.
Воспитательные:
- совершенствовать основные учебные навыки;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
- воспитывать интерес к родному языку.
II. Общая характеристика курса.
Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма, проявляющаяся в неспособности ребенка освоить орфографические навыки, не смотря на знание соответствующих правил.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
У детей с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталостью нарушение письменной речи сохраняется к 5 классу, что обусловлено наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школ дети не получают специальной коррекционной помощи.
Для них характерны:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии;
- дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
- нарушения слухоречевой памяти;
- нарушение буквенного гнозиса;
- нарушение динамического праксиса руки;
- затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
- нечеткая дикция, плохая артикуляция;
- нарушение лексико-грамматического строя речи.
Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся
из начальной школы в среднюю.
Выделяют основные три вида дизорфографии :
- морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
- синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть - синтаксическими правилами на письме, т. е. пунктуацией;
- смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Программа состоит из пяти разделов: «Развитие и уточнение пространственно-временных представлений», «Развитие фонематического анализа и синтеза», «Морфемика и словообразование», «Части речи», «Развитие анализа структуры предложения».
Раздел «Развитие и уточнение пространственно-временных представлений» является подготовительным. В нем закрепляются и уточняются знания детей о частях суток, днях недели, временах года, месяцах, умение пользоваться календарем, употребление в устной и письменной речи наречий и предлогов места.
Раздел «Развитие фонематического анализа и синтеза» закрепляет у учащихся навыки правописания безударных гласных в корне слова, парных согласных, непроизносимых согласных, двойных согласных, разделительных твердого и мягкого знаков, словарных слов.
В разделе «Морфемика и словообразование» формируется навык разбора слов по составу.
В разделе «Развитие анализа структуры предложения» учащиеся тренируются в выделении главных, второстепенных, однородных членов предложения, в составлении схем предложений; знакомятся с распространенными и нераспространенными предложениями, предложениями с прямой речью; практикуются в составлении плана текста и пересказе текста по плану.
III. Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану ОГКОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» на логопедическую коррекцию в 5 классе отводится два часа в неделю, 68 часов в год (с учетом 34 учебных недель).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами освоения курса являются :
- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- развитие коммуникативной культуры и навыков учебного сотрудничества;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность.
Метапредметными результатами являются:
- умение работать по предложенному учителем плану;
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие исследовательских учебных действий: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- умение работать в паре, группе;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.
V. Содержание курса.
Раздел 1. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений (4 часа).
Правописание наречий и предлогов места. Сутки. Дни недели. Времена года. Месяцы. Календарь. Праздники.
Раздел 2. Развитие фонематического анализа и синтеза (15 часов).
Ударение. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные после шипящих и Ц. Парные звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Словарные слова.
Раздел 3. Морфемика и словообразование (10 часов).
Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Приставка.
Суффикс. Образование относительных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных.
Раздел 4. Части речи (17 часов).
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Имена существительные с шипящей на конце. Имена собственные.
Род имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительными в роде. Изменение прилагательных по падежам. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по родам.
Раздел 5. Развитие анализа структуры предложения (22 часа).
Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Нераспространённые и распространённые предложения. Текст. Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. План. Пересказ текста по плану.
VI. Учебно-тематический план.
№ п/п Название раздела Количество часов
1 Развитие и уточнение пространственно-временных представлений 4
2 Развитие фонематического анализа и синтеза 15
3 Морфемика и словообразование 10
4 Части речи 17
5 Развитие анализа структуры предложения 22
Общее количество часов 68
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Учебно-методическое обеспечение:
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М. ,1991.;
- Кукушин В. С. Логопедия в школе : практический опыт. М. - Ростов – на - Дону, 2004г. ;
- Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой. М., 1995г. ;
- Логопедия : теория и практика/ под ред. Т. Б. Филичевой. М., 2017 г. ;
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М. ,1995г. ;
- Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., АКАДЕМА 2010.
- Зикеев А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. М., АКАДЕМА 2012.
- Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Часть 1. Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. М., ВЛАДОС, 2011.
- Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Часть 2. Глагол. Местоимение. Причастие. М., ВЛАДОС, 2009.
- Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников. Учебно-методическое пособие. Издательство КАРО, Сп-б., 2011.
Материально-техническое обеспечение:
- наборы предметных и сюжетных картин;
- раздаточный материал (карточки с заданиями);
- опорные таблицы;
- компьютер, интерактивная доска, компьютерные презентации.
VIII. Планируемые результаты изучения курса.
Обучающиеся должны знать :
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
- правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- структуру текста.
Обучающиеся должны уметь :
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять план;
- устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.