НИНА ЕМЕЛЬЯНЧЕНКО
Рабочая программа по кружковой деятельности «Читай-ка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧИТАЙ-КА»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
МБДОУ ЦРР – Д\С №20 «ПОДСНЕЖНИК»
ВОСПИТАТЕЛЬ: ЕМЕЛЬЯНЧЕНКО Н. В.
2019-2020Г. Г.
Пояснительная записка
Направленность программы
Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д. Б. Эльконин. Необходима реализация единой линии развития и обучение ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостной, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, полученное им в дошкольном возрасте. Для осуществления преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в 1 классе составлена данная программа, которая имеет обще развивающую направленность.
Публикация «Рабочая программа по кружковой деятельности „Читай-ка“» размещена в разделах
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа составлена с учетом разно уровневой подготовки детей к восприятия предложенного материала. При планировании кружковой работы по обучению грамоте полностью учитываются результаты обследования фонематического слуха. Исходя из результатов обследования, на занятиях в кружке осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку. Если у ребенка нарушения звукопроизношения, параллельно с педагогом с этим ребенком занимается логопед, что позволяет ребенку успешно обучаться и развиваться.
Необходима глубокая предварительная работа до школы по звуковому анализу слова – «умственному действию по установлению последовательности звуков в слове» (Д. Б. Эльконин, для этого и разработана программа «Обучение чтению».
В программе выделяется общая задача – предметом изучения становится речь, а не обозначаемые в речи предметы. Ее решение начинается с занятий по звуковой культуре речи, в частности, по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения.
В соответствии с этим, одна из основных целей подготовки к обучению грамоте – ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом, качественно совершенствую развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, а также знакомя их с графическим изображением букв.
Цель программы : подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Основные задачи:
Воспитательные :
-воспитывать старательность,
-воспитывать любовь к чтению.
Развивающие :
-развивать желание читать.
Познавательные:
-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
-познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный, предложение, текст).
Отличительные особенности программы :
Программа «Читай-ка» - это интегрированный курс, который представляет собой обучение чтению, первоначальная практическое знакомство с грамматическими категориями, языковыми явлениями. Развитие речи идет параллельно с обучением грамоте.
Одновременно ведется подготовка руки ребенка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Параллельно проводится исправление звукопроизношение у детей, которые в этом нуждаются.
Игры, стихи, рассказы, загадки, сказки, используемые на кружковых занятиях подбираются так, чтобы развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа : программа рассчитана на кружковые занятия в течение одного года и предназначена для детей подготовительной группы.
Принципы построения программы :
- Системность развития ребёнка
-Комплексность.
-Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
- Постепенность
- Адекватность требований и нагрузок,
- Индивидуализация темпа работы
- Повторяемость (цикличность повторения) материала
Взаимодействия - совместное взаимодействие детского сада и семьи, направленное на созданий условий для более успешной реализации способностей ребёнка.
Методы обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Обучение чтению ведётся по трё м направлениям:
• аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
• по слоговое чтение;
• глобальное чтение.
Режим занятий:
Общее количество- 72 часа.
Продолжительность образовательной деятельности - 30 минут, физкультминутка – 5 минут.
Ожидаемый результат: формирование к концу года учебно-познавательных компетенций (умений использовать в жизни полученные знания, умения и навыки)
К концу года дети умеют:
-правильно использовать предлоги;
-достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
-свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
-правильно согласовывать слова в предложении;
-оставлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т. п. ;
-рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;
-ориентироваться на странице книги;
-оставлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
-рассказывать сказку или рассказ;
-правильно произносить звуки.
Способы определения результативности:
- диагностика (анкетирование, тестирование, устный опрос, наблюдение);
Учебно-тематический план:
№ Тема Кол-во практических часов Кол-во теоретических часов
1 В гости к зайке Читайке 1 1
2 Мы – волшебники 1 1
3 Ушки на макушке 1 1
4 В стране Звукляндии 1 1
5 К нам гости пришли 1 1
6 Кто там? 1 1
7 Звуки подружились 1 1
8 Дружба начинается с улыбки 1 1
9 Сказочные приключения Медвежонка 1 1
10 В гостях у старшего и младшего братьев 1 1
11 Что стучит? 1 1
12 Загадки Буквоешки 1 1
13 Весёлый кот 1 1
14 Викторина 1 1
15 Уроки Мудрой Совы 1 1
16 Эх, снег, снежок… 1 1
17 Снова пахнет свежей смолкой… 1 1
18 Зимние забавы 1 1
19 На аэродроме 1 1
20 Водичка, водичка… 1 1
21 Сказка учит говорить 1 1
22 Друзья Мудрой Совы 1 1
23 Озорное солнышко 1 1
24 Исправь ошибки Зайки-Читайки 1 1
25 Помоги Зайке-Читайке вернуться домой 1 1
26 Звуковой оркестр 1 1
27 Приключения Веселого Кота 1 1
28 Медвежонок в Голубой Стране 1 1
29 Самолёт летит,гудит 1 1
30 Истории Мудрой Совы 1 1
31 Медвежонок учится рычать 1 1
32 Любимые игрушки 1 1
33 Фокусники 1 1
34 Задания Весёлого Кота 1 1
35 Я – читаю! 1 1
36 Путешестви в Звукляндию! 1 1
Содержание программы дополнительного образования
Тема1. В гости к Зайке - Читайке
Слова и предложения.
Познакомить детей с понятиями: СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей.
Тема 2. Мы – волшебники
Предложения длинные и короткие.
Учить выделять предложения из речи, добавлять в предложения свои слова - «удлинять» предложение, подбирать слова на заданную тему. Учить слушать ответы других детей и помогать им.
Тема 3. Ушки на макушке
Слово – звук.
Развивать слуховое внимание. Дать понятие «звук» (речевой). Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово. Формировать интерес к процессу обучения.
Тема 4. В стране Звукляндии
Артикуляционные и акустические признаки звуков
Учить детей различать звуки по месту образования (чем произносим) Дать понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать интерес и внимание к слову. Обучать детей звуковому анализу.
Тема 5. К нам гости пришли
Звуки и буквы А и О
Дать детям представление об отличии звука и буквы, помочь усвоить понятие гласный звук. Развивать умение слышать звук в словах, соотносить его с буквой.
Тема 6. Кто там?
Звук и буква У.
Учить детей слышать звук в словах и выделять его голосом. Помочь запомнить букву У. Читать ряд гласных УА, АУ. Развивать навыки звукового анализа слов. Воспитывать умение слушать собственную речь.
Тема 7. Звуки подружились
Повторение букв А,О,У, понятия СЛОГ.
Учить детей анализировать ряд гласных звуков, делить слова на слоги, помочь запомнить понятие слог – часть слова. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Воспитывать интерес к родному языку.
Тема 8. Дружба начинается с улыбки
Звук и буква И
Учить выделять звук И в словах и фразах. Совершенствовать навыки деления слов на слоги. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей.
Тема 9. Сказочные приключения Медвежонка
Звук и буква Ы.
Учить находить местонахождение звука Ы в слове, продолжать учить детей делить слова на слоги. Совершенствовать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание.
Тема 10. В гостях у старшего и младшего братьев
Согласные звуки. Твердые и мягкие.
Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки, определять твердость – мягкость первого звука в слове. Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитывать умение работать самостоятельно.
Тема 11. Что стучит?
Буква Т, звуки Т и Ть.
Повторение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ, МЯГКИЙ звук. Учить детей читать прямые слоги с буквой Т, анализировать обратные слоги и обозначать их буквами. Воспитывать умение работать самостоятельно.
Тема 12. Загадки Буквоешки
Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой.
Совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов с буквой Т. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Учить образовывать слово путем добавления заданного слога. Повторить понятие «предложение», воспитывать внимание.
Тема 13. Веселый Кот
Звуки К и Кь, буква К
Учить детей дифференцировать звуки К и Кь, делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Воспитывать интерес к слову.
Тема 14. Викторина
Повторение буквы К, понятий СЛОГ- СЛОВО - ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги; составлять предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со словами и буквами.
Тема 15. Уроки Мудрой Совы
Звуки Х и Хь, Буква Х
Учить детей находить звуки Х и Хь в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец слова, помочь запомнить новую букву, учить читать короткие слова ОХ, АХ, УХ.
Тема 16. Эх, снег, снежок…
Вопросительное предложение.
Помочь детям запомнить понятия «вопросительное предложение», «знак вопроса». Расширить словарный запас «зимних слов», повторить понятие «заглавная буква». Развивать внимание, учить придавать эмоциональную окраску голосу.
Тема 17. Снова пахнет свежей смолкой…
Вопросительное предложение, согласные звуки.
Учить детей составлять вопросительные предложения, выделять первый согласный звук в слове, читать слова из знакомых букв, развивать логическое мышление.
Тема 18. Зимние забавы
Повторение понятий звук, буква, слово.
Формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза, умения произносить отдельно каждый звук в слове. Учить детей соотносить звуки и буквы.
Тема 19. На аэродроме
Звуки С и Сь, буква С.
Учить детей находить в словах слог с заданным звуком, помочь запомнить новую букву. Учить детей делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом.
Тема 20. Водичка, водичка…
Звуки С и Сь, буква С. Повторение понятия знак вопроса.
Учить детей находить в словах слог с заданным звуком. Продолжать учить образовывать новые слова с одним и тем же слогом. Учить составлять вопросительное предложение.
Тема 21. Сказка учит говорить
Повторение ранее изученных букв.
Развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение делить слова на слоги. Учить детей восстанавливать нарушенную последовательность слогов в слове, Придумывать слово с заданным слогом. Учить детей работать самостоятельно, контролировать свои действия.
Тема 22. Друзья Мудрой Совы
Звуки П и Пь, буква П
Формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово. Повторить понятие «заглавная буква». Развивать внимание, умение работать самостоятельно.
Тема 23. Озорное солнышко
Звук Ш, буква Ш
Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; помочь детям запомнить новую букву. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в тетрадях.
Тема 24. Исправь ошибки Зайки - Читайки
Дифференциация С и Ш.
Учить дифференцировать звуки С и Ш в словах и фразах, преобразовывать слово в другое путем замены звука. Дать понятие родственных слов. Развивать зрительное внимание. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Тема 25. Помоги Зайке-Читайке вернуться домой
Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие.
Учить детей различать звуки по звонкости, читать слоги и слова с буквой М. Познакомить детей с последовательным преобразованием слова в другое слово путем замены буквы.
Тема 26. Звуковой оркестр
Ударение.
Продолжать учить детей делить слова на слоги, дать понятие «ударный слог», учить находить его в словах, развивать интерес к слову, к собственной речи.
Тема 27. Приключения Веселого Кота
Повторение «Ударный слог»
Продолжать учить находить ударный слог в словах, совершенствовать навык чтения слов по слогам. Познакомить с многозначностью слова КИСТИ. Учить детей «читать» слова с помощью звуковых обозначений.
Тема 28. Медвежонок в Голубой Стране
Звуки Л и Ль, буква Л.
Учить детей различать звуки Л и Ль, читать слова и слоги с новой буквой. Учить изменять слово путем замены одного звука на другой. Повторить понятие «ударный слог». Развивать интерес к процессу обучения.
Тема 29. Самолет летит, самолет гудит…
Повторение буквы Л.
Закрепить знание ранее изученных букв, читать слова и слоги с буквой Л, повторить понятие «ударный слог». Воспитывать умение слушать себя и других детей.
Тема 30. Истории Мудрой Совы
Повторение тем «предложение», «заглавная буква»
Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги. Воспитывать умение слушать себя и других детей.
Тема 31. Медвежонок учится рычать
Звук Р.
Закрепить произношение звука Р в словах и фразах. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа. Учить детей находить место звука в слове. Развивать слуховое внимание.
Тема 32. Любимые игрушки
Звук Рь, Р. Буква Р.
Закрепить произношение звуков Р и Рь в словах и фразах. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Совершенствовать навыки чтения слогов, слов. Воспитывать умение думать, слушать ответы других детей.
Тема 33. Фокусники
Дифференциация звуков Р и Л.
Учить детей дифференцировать звуки Р и Л в словах и фразах, изменять слово путем замены Л на Р. Учить детей преобразовывать слово путем добавления буквы. Воспитывать интерес к слову.
Тема 34. Задания Веселого Кота
Дифференциация звуков Р и Л.
Продолжать учить детей различать звуки Р и Л, произносить слова сложного слогового состава с этими звуками, читать слоги и слова из знакомых букв. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей.
Тема 35. Я - читаю!
Звук – слог – слово.
Повторить понятия звук, слог, слово. Совершенствовать навыки чтения слов по слогам. Учить детей получать новое слово путем перестановки слогов. Воспитывать внимание, умение работать самостоятельно, видеть свои ошибки. Развивать слуховое внимание.
Тема 36. Путешествие в Звукляндию
Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.
Развивать умение чтения зашифрованных слов, умения подбирать слова на заданную тему. Воспитывать интерес к учебе, побуждать к выполнению «трудных» заданий.
Используемые источники:
1. Гаврина С. Е., Крутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
Логика. М. ,2010
2. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. М., 2007.
3. Голубина Т. Г. Чему учит клеточка. М., 2008.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2005.
5. Жукова Н. Первая после Букваря. М., 2011.
6. Жукова Н. С. Букварь (пособие по обучению дошкольников
правильному чтению) 2010.
7. Жукова Н. С. Уроки чистописания и грамотности (обучающие
прописи) 2011.
8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и
пальчиковая гимнастика. М. : Гном-Пресс, 2008.
9. Обучение дошкольников грамоте. Под. ред. Н. В. Дуровой, М., 2001.
10. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2010.
11. Придумай слово. Под. ред. О. С. Ушаковой. М. : Просвещение, 2006.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду “Развитие”. Под
редакцией Л. А. Венгера
13. Симакоский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярс. :
Академия развития, 2007.
14. Сухарева Э. Л. Учимся играя. Ярс. ,2012.
15. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для
дошкольников. Ярс. : Академия развития, 2007.
16. Тумакова Г. А. Методическое руководство к учебно-наглядному
пособию «Звучащее слово». М. : Просвещение, 2011.
17. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. М. :
Просвещение. АО Учебная литература, 2009.
18. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 2010.