Ульяна Кежаева
Рабочая программа кружковой работы «Развитие речи детей дошкольного возраста» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Развитие речи детей дошкольного возраста
(средняя группа)
Разработчик :
Кежаева У. О. - воспитатель
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Развитие речи детей дошкольного возраста“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения по направлению – речевое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет в форме кружковой работы. Формирование и совершенствование общих речевых навыков, как основа успешной социализации и дальнейшего речевого развития.
Задачи:
1. Создание условий, способствующих всестороннему развитию детей и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
2. Оснащение предметно – развивающей среды, пополнение методическими материалами, дидактическими пособиями оборудованием в соответствии с реализуемой программой, с учётом возрастных особенностей детей.
3. Практическое овладение детьми нормами речи, развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
4. Создание условий для реализации индивидуальных возможностей развития детей данного возраста. Формировать у детей опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
Достижению целей и задач кружковой программы способствуют культурологический познавательно-коммуникативный, информационный и деятельностный подходы, в русле которых проводится отбор содержания материала, его структурирование.
Процесс развития речи детей дошкольного возраста также строится с учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей.
Следует выделить ряд специальных принципов, способствующих успешному речевому развитию детей раннего возраста :
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
• Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
• Принцип комплексности воздействия на ребенка.
• Принцип воздействия на все стороны речи.
• Принцип учета закономерностей онтогенеза развития речи.
• Принцип учета ведущей деятельности.
• Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:
- Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
- Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).
- Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).
- Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей по речевому развитию, и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок непосредственной образовательной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей раннего дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют :
• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения - рабочая программа воспитателя дошкольного отделения (первая младшая группа) – от 30.08.2017 г.
• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
• Овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребёнка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
1.2. Значимые характеристики развития речи детей 4-5 лет
Программа выстроена с учетом возрастных особенностей речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для ребенка.
Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда, то есть достигают второй степени обобщения (вспомним, что понимание слов-обобщений возникает еще раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия, ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Таким признаком является прежде всего назначение предмета. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.
В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.
К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.
Усложнение высказывания, увеличение количества слов в предложениях может привести к большему количеству грамматических ошибок: неадекватному использованию предлогов (потому что, зачем, неправильным согласованиям прилагательных с существительными в косвенных падежах.
Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.
В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.
Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.
1.3. Целевые ориентиры речевого развития в среднем дошкольном возрасте :
• Общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации.
• Формируется умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации
• Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
• Умеет выделять первый звук в слове.
• Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
• С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
• Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
• Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
• Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
• У ребенка складываются предпосылки грамотности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Модель образовательного процесса
Предложенная система работы, включающая комплекс заданий, упражнений, различных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные, помогают детям овладеть способами и приемами развития речи, применять их в самостоятельной речи посредством диалога и монолога.
Игровые ситуации, чтение художественной литературы направляют активность детей на практическое овладение нормами родной речи. Знания, полученные в ходе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи детей, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми особое внимание уделяется дидактическим, сюжетно-ролевым играм, а также созданию предметно-развивающей среды, что в комплексе стимулирует развитие самостоятельной речи каждого ребенка.
Детей следует учить обращаться к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать других детей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п.
В связи с возрастными особенностями детей средней группы, индивидуальную работу по развитию речи целесообразно выстраивать также и в рамках систематического сотрудничества с семьями воспитанников.
Рабочая программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми : играх, упражнениях, наблюдениях, беседах, рассматривании иллюстраций.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
• совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации кружковой программы
Оценка развития речи детей второй младшей группы по итогам проведения кружковой работы проводится в рамках мониторинга индивидуального развития детей по образовательному компоненту «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие», который осуществляется два раз в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.
2.2. Содержание образовательной работы.
1. Обогащение словаря ребё нка:
– введение в активный словарь новых слов и понятий;
– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова;
– развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.
2. Развитие грамматического строя детской речи :
– формирование навыка употреблять конструкции типа «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие);
– формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени;
– развитие умения согласования существительных и глаголов, изменения глаголов по лицам;
– развитие умения пользоваться восклицаниями, вопросами.
– развитие умения употреблять в речи прилагательные, наречие;
– развитие умения составлять сложные и сложноподчиненные предложения.
3. Развитие эмоциональной выразительности речи :
– развитие умения слушать и рассказывать стихотворения, потешки;
– развитие умения говорить о рассматриваемых картинках.
4. Совершенствование звуковой стороны речи малыша :
– развивать артикуляционный аппарат;
– развивать способность к различению звуков языка;
– формировать правильное произношение звуков.
2.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Примерный календарно-тематический план кружковой работы по развитию речи для 1 младшей группы
Временной период Тема
Сентябрь
1 неделя Мониторинг
2 неделя
3 неделя Мой город
4 неделя В мире разных звуков
Октябрь
1 неделя Овощи и фрукты
2 неделя «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»
3 неделя Я и детский сад
4 неделя Наш быт
Ноябрь
1 неделя Мои эмоции
2 неделя Городской транспорт
3 неделя Здоровей-ка
4 неделя Путешествия и открытия
Декабрь
1 неделя Здравствуй, Зимушка-зима
2 неделя Новогодние игрушки и подарки
3 неделя Наряжаем елку
4 неделя Новый год
Январь
1 неделя Каникулы!
2 неделя Каникулы!
3 неделя Животные в лесу
4 неделя Домашние животные
Февраль
1 неделя Моя семья
2 неделя Игрушки
3 неделя Мой папа – солдат
4 неделя Посуда
Март
1 неделя Мамина неделя
2 неделя Одежда
3 неделя Мебель
4 неделя Весенняя капель
Апрель
1 неделя Как мы птичек кормили
2 неделя Домашние птицы
3 неделя К бабушке в деревню
4 неделя Откуда хлеб пришел
Май
1 неделя Весеннее солнышко
2 неделя Неделя весны и памяти
3 неделя Явления природы
4 неделя Мониторинг
2.4. Программно-методический комплекс образовательного процесса
Перечень программ, технологий и пособий:
«Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» Гербова В. В. / М. : 2011 г.
«Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под ред. Н. В. Серебряковой/ СПб: 2008 г.
«Энциклопедия логопедических игр» Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. / СПб: 2007 г.
Технология: «Технология развития связной речи», О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Парциальная программа : О. С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников»
Интернет-ресурсы: Сайт «Дошколёнок. ру», detsad-kitty.ru, nsportal.ru, planetadetstva.net
Наглядный и раздаточный материал для дошкольников («Детский сад – 2100») :
«Овощи, фрукты, ягоды», «Деревья, грибы, цветы», «Профессии. Человечки, схемы, знаки», «Посуда. Одежда», «Одежда, обувь» «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь», «Дома, улицы, транспорт. Мебель. Электроприборы», «Продукты питания», «Рыбы. Насекомые», «Птицы», «Животные».
Обучающие картинки для малышей (Посуда, одежда, животные, цветы и. т. д.)
Плакаты: «Мы играем», «Мы гуляем» «Домашние животные», «Праздники».
Муляжи фруктов и овощей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Общий объем учебной нагрузки
Кружковая работа в форме занятия проводится в соответствии с утверждённым расписанием на учебный год, является частью непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация». Программа рассчитана на один год обучения. Количество занятий – 1 в неделю, в год - 36. Длительность: до 15 -20 минут. В ход проведения НОД включены физкультурные минутки, соответствующие теме образовательной ситуации.
Мониторинг речевых умений проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый). Педагог вправе менять последовательность изучения тем.
Индивидуальная работа проводится с детьми на основе результатов образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 10-12 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на преодоление недостатков речевого развития воспитанников, создающих трудности в овладении Программой. Учёт индивидуальной работы отражается в дневнике развития речи ребенка.
Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе подробного анализа развития речи ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга особенности развития речи ребенка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении.
3.3 Формы организации образовательной деятельности по основным направлениям речевого развития детей средней группы
Совместная образовательная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность
в семье
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Образовательные ситуации
Обучающие занятия
Решение
проблемных ситуаций
Экспериментирование
Наблюдение
Экскурсии
Беседы
Обсуждение
Рассматривание
объектов, их
обследование.
Рассказы
Дидактические
игры
Занимательные
показы
Рассматривание
альбомов
фотографий,
иллюстраций,
репродукций,
коллекций
Игровые упражнения
Обследование
предметов и игрушек
Наблюдение
Проблемные
ситуации
Рассматривание
иллюстраций
Дидактические игры
Индивидуальная
работа по развитию артикуляционного аппарата
Упражнения по
развитию мелкой
моторики рук
Ситуация общения
Обращение к взрослым
Общение со сверстниками
Дидактические игры
С. -р. игры
Наблюдения
Рассматривание изображений
Рассматривание
предметов Ситуативное обучение
Упражнения
Рассматривание
предметов
Обследование
предметов
Сопровождение
семьи:
Беседы
Консультации
Встречи по заявкам
Интерактивное
взаимодействие
Мастер-классы
«Дни общения»
Анкетирование
Информационные
листы
Таким образом, исходя из основных форм организации образовательного процесса, можно также выделить формы работы, направленные непосредственно на конкретные направления речевого развития ребенка. Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах : развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.