Елена Бикмурзина
Рабочая программа кружковой деятельности для детей 4–5 лет «Пластилиновая фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
кружковой деятельности «Пластилиновая фантазия»
для детей 4-5 лет
Разработала воспитатель МБДОУ
д/с комбинированного вида второй категории №1
«Родничок» г. о. Лосино-Петровский
Е. М. Бикмурзина
Введение
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Темочки:
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружковой деятельности «Леплю из соленого теста» разработана для детей 5-6 лет с использованием авторской программы Халезовой Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г. ; Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Комаровой Т. С., различных дополнительных источников: Рубцова Е. В. Фантазии из пластилина, 2008.; Хананова И. Н. Лепка. М., 2006.; Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет. М., 2012.
Цели рабочей программы :
1) образовательные:
расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
регулятивно - поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
формирование представлений о народных промыслах
ознакомление со способами деятельности – лепка игрушки, барельеф
овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей создание образов
формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из пластилина
овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
развитие интереса к изучению народных промыслов
повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам
соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
активное участие в выставках
стремление к поиску, самостоятельности
понимание необходимости качественного выполнения образа
конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе. Самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из пластилина народных игрушек
Занятия проводятся фронтально. Количество занятий – 1 занятие в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
История развития пластилинопластики. Техника безопасности.
2. Материалы и инструменты.
Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий.
Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.
3. Способы лепки.
Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки.
4. Лепка на плоскости. Особенности сушки и раскрашивания.
Лепка различных видов цветов, листьев, животных. Создание рельефа.
5. Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса.
Основные приемы лепки фруктов, овощей. Приемы создания плетеных изделий. Особенности поэтапного изготовления изделий.
6. Основы цветоведения.
Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.
7. История матрешки и других народных игрушек.
Изготовление работ по мотивам народных игрушек.
9. Использование дополнительного материала при изготовлении изделий.
Использование бутылочек от йогурта, пластиковых бутылок, крышек, зубочисток, трубочек для коктейля и т. п.
10. Самостоятельное изготовление сюжетных работ.
Знакомство с законами композиции. Выразительность персонажей.
11. Выполнение коллективных работ.
Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции.
12. Итоговое занятие.
Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.
Материалы и инструменты:
Пластилин разных цветов, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, валик-скалка, формочки, зубочистки, ситечко.
Дополнительные материалы:
бисер, бусинки, мешковина, ткань.
Конспекты
Сентябрь
Занятие 1. Тема «Колобок»
Программное содержание : учить детей лепить круглые формы, изображать различные эмоции с помощью налепа, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 2. Тема «Гусеница»
Программное содержание : продолжать учить детей лепить круглые формы, соблюдать пропорции, соединять детали в одно целое, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 3. Тема «Овощи»
Программное содержание : пополнить знания детей об овощах, закрепить знание основных цветов, учить лепить из целого куска, добиваясь сходства с образцом, соблюдать пропорции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 4. Тема «Рыбка»
Программное содержание : развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать пластилин, создавая изображение в полу объёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Октябрь
Занятие 5. Тема «Груша»
Программное содержание : пополнить знания детей о фруктах, учить лепить с натуры, добиваясь сходства с образцом, закрепить знание основных цветов, учить сплющивать и вытягивать пластилин, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 6. Тема «Тарелки трех медведей»
Программное содержание : пополнить знания детей о посуде, учить лепить круглые и плоские формы, соблюдая пропорции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 7. Тема «Белый гриб»
Программное содержание : пополнить знания детей о грибах, учить лепить круглые и овальные формы, соблюдая пропорции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 8. Тема «Печенье»
Программное содержание : пополнить знания детей о продуктах питания, учить лепить круглые формы, сплющивать, вытягивать, украшать изделия налепом, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ноябрь
Занятие 9. Тема «Неваляшка»
Программное содержание : пополнить знания детей об игрушках, закрепить знание основных цветов, продолжать учить лепить круглые формы, лепить части лица с помощью барельефа, соблюдая пропорции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 10. Тема «Утенок»
Программное содержание : пополнить знания детей о домашних птицах, продолжать учить лепить из целого куска пластилина, сплющивая и растягивая, добиваясь нужной формы, развиать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 11. Тема «Белка»
Программное содержание : пополнить знания детей о диких животных, продолжать учить лепить из целого куска пластилина, добавляя мелкие детали (глаза, кончик носа, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 12. Тема «Светофор»
Программное содержание : пополнить знания детей о сигналах светофора, о правилах дорожного движения, учить лепить круглые и овальные формы, соблюдая пропорции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Декабрь
Занятие 13. Тема «Ледяная избушка»
Программное содержание : продолжать учить лепить овальные формы одной толщины и размера, познакомить с барельефом, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 14. Тема «Елочная игрушка»
Программное содержание : продолжать учить лепить из целого куска пластилина, добавляя мелкие детали, украшать поделку, развивать фантазию, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 15. Тема «Снегирь»
Программное содержание : пополнить знания детей о зимующих птицах, продолжать учить лепить круглые формы, соединять их друг с другом, соблюдая пропорции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 16. Тема «Бусы на елочку»
Программное содержание : продолжать знакомить с барельефом, учить лепить круглые формы, прикреплять их на картон, чередовать бусины разных цветов, выполнять чередование по образцу, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Январь
Занятие 17. Тема «Лепим сказку. Колобок»
Программное содержание : развивать речь, продолжать учить лепить из целого куска пластилина и его частей, учить работать коллективно, помогая друг другу.
Занятие 18. Тема «Лепим сказку. Колобок»
Программное содержание : продолжать учить детей совместно лепить героев сказки, обыгрывать поделки, развивать речь и мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 19. Тема «Кактус»
Программное содержание : пополнить знания детей о комнатных растениях, учить лепить круглые и овальные формы, добавлять мелкие детали, развивать наблюдательность.
Занятие 20. Тема «Грузовик»
Программное содержание : пополнить знания детей о наземном транспорте, о частях грузового автомобиля, учить лепить с натуры, соблюдая пропорции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Февраль
Занятие 21. Тема «Слон»
Программное содержание : пополнить знания детей о животных жарких стран, учить лепить фигуру животного, соблюдая пропорции, учить смешивать пластилин для получения нужного оттенка, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 22. Тема «Танк»
Программное содержание : продолжать учить детей приемам лепки сплющивание круглой формы и вытягивание, учить лепить овальные формы, пополнить знания детей о военной технике, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 23. Тема «Звезда»
Программное содержание : пополнить знания детей о Дне защитника Отечества, продолжать учить выполнять барельеф на листе картона, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 24. Тема «Котенок»
Программное содержание : пополнить знания детей о домашних животных, продолжать учить лепить, деля пластилин на части, соблюдать пропорции, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Март
Занятие 25. Тема «Торт для мамы»
Программное содержание : воспитывать желание порадовать маму, продолжать учить лепить круглые формы, украшать, развивать фантазию, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 26. Тема «Лепим сказку. Репка»
Программное содержание : развивать речь, продолжать учить лепить из целого куска пластилина и его частей, учить работать коллективно, помогая друг другу.
Занятие 27. Тема «Лепим сказку. Репка»
Программное содержание : продолжать учить детей совместно лепить героев сказки, обыгрывать поделки, развивать речь и мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 28. Тема «Лепим сказку. Репка»
Программное содержание : продолжать учить лепить героев, обращая внимание на детали, развивать речь, мелкую моторику пальцев рук.
Апрель
Занятие 29. Тема: «Ракета»
Программное содержание : пополнить знания детей о космосе, о частях ракеты, продолжать учить лепить, соединяя части пластилина разных цветов, развивать фантазию, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 30. Тема «Скворечник»
Программное содержание : продолжать учить лепить овальные формы одной толщины и длины, продолжать учить выполнять барельеф на картоне по образцу, пополнить знания детей о перелетных птицах.
Занятие 31. Тема «Бабочка»
Программное содержание : продолжать учить лепить овальные и круглые формы, сплющивать и растягивать, совершенствовать приемы лепки, пополнить знания детей о насекомых.
Занятие 32. Тема «Радуга»
Программное содержание : закрепить знание основных цветов, продолжать учить выполнять барельеф, учить лепить овальные формы одной длины и толщины, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Май
Занятие 33. Тема «Солнышко»
Программное содержание : познакомить с техникой выполнения барельефа при помощи тонких жгутиков, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 34. Тема «Панно «Цветы»»
Программное содержание : учить выполнять коллективную работу, продолжать знакомить с техникой выполнения барельефа с помощью жгутиков, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 35. Тема «Панно «Цветы»»
Программное содержание : продолжать выполнять коллективную работу, совершенствовать умение выполнять барельеф, учиться работать сообща, помогая друг другу, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Занятие 36. Тема «Мой любимый герой мультфильма»
Программное содержание : учить детей лепить по представлению, проявляя фантазию, выделяя характерные детали любимого персонажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.