Черкасова Диана Владимировна
Рабочая программа кружковой работы «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка….
1.2. Цели и основные задачи ….
1.3. Образовательные задачи для детей средней группы 4-5 лет…
1.4. Возрастные особенности детей пятого года жизни….
1.5. Планируемые результаты освоения программы…
1.6. Модель развития взаимоотношений педагога, детей и родителей….
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективно-тематическое планирование….
III. Организационный раздел
3.1. Структура и формы проведения занятий….
3.2. Списочный состав детей….
3.3. Форма работы с детьми…
Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Азбука безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
3.4. Работа с родителями….
3.5. Методическое обеспечение…
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Ребенок – самый важный для нас человек, которого так хочется от всего уберегать и не отпускать от себя ни на шаг. Но он растет и становится более самостоятельным, а это значит, рано или поздно нам придется объяснить основы безопасного поведения в полном неожиданностей сложном взрослом мире.
Программа разработана на основе парциальной образовательной программы «Мир Без опасности» для детей дошкольного возраста под редакцией И. А. Лыковой в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования.
Программа охватывает следующие виды детской безопасности :
- Витальная (жизнь и здоровье)
- Социальная
- Экологическая
- Дорожная
- Пожарная
- Информационная
Эти виды безопасности раскрываются через три вектора:
2. Безопасность общества.
3. Безопасность государства.
Приоритетным является первый вектор, связанный с формированием культуры безопасности личности ребенка дошкольного возраста.
Программа в полном объеме обеспечена методическими и дидактическими пособиями, в том числе для профессионального самообразования педагогов.
Основная часть программного материала направлена на формирование культуры безопасности личности.
Содержание образовательной работы по формированию культуры безопасности спроектировано на основе многоуровневой интеграции задач и содержание всех пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Название программы раскрывает ключевые идеи создания условий для безопасного вхождения ребенка в окружающий мир, становление гармоничной картины мира, формирование культуры безопасности, расширение опыта, предвосхищение опасности на основе традиций и ценности культуры.
Программа кружковой работы поможет нам познакомить малыша с правилами поведения, обеспечивающими его безопасность дома и на прогулке с формированием культуры безопасности личности. Мы научим детей порядку их действий в различных обстоятельствах, расскажем о возможных последствиях чрезмерного любопытства или невнимательности; приведем примеры того, как следует себя вести, чтобы все закончилось благополучно. Наша задача – научить малыша быть осторожным, а не превратить его в паникера.
Целесообразно обучать ОБЖ не только детей, но и родителей дошкольников простейшим игровым занятиям, обыгрыванию различных ситуаций.
Программа поможет нам ввести детей в мир общечеловеческой культуры, развитию содержательного общения и комфортного взаимодействия ребенка с взрослыми и другими детьми.
Программа :
1. Гарантирует охрану и укрепление здоровья детей (физического и психического).
2. Обеспечит эмоциональное благополучие детей.
3. Создст условия для развивающего вариативного дошкольного образования.
4. Обеспечит открытость дошкольного образования.
Теоретическая и практическая значимость:
Определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно.
Перспектива:
Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями и распространение опыта работы.
Принципы, лежащие в основе программы :
-доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-наглядность (иллюстративность, использование ИКТ, видео, раздаточного и практического материала);
-деятельность (действие - способ познания);
-креативность (организация инновационной деятельности);
-вариативность (педагог использует разные способы решения проблемных задач).
-систематичность, непрерывность, взаимосвязь с другими областями;
-постепенность (от простого к сложному);
-тактичность, доброжелательное отношение к каждому
1.2. Цели и основные задачи программы
В связи с выходом нового закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования изменилась работа по воспитанию и образованию детей в дошкольных учреждениях.
Реализуя вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, мы включили в свою деятельность кружковую работу по ОБЖ, учитывая характерные и возрастные особенности детей, а так же наша кружковая работа будет направлена на развитие тех видов деятельности детей, которые недостаточно раскрыты примерной общеобразовательной программой.
Целью реализации программы является становление культуры безопасности личности в процессе активной деятельности, расширение социокультурного опыта ребенка и содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Основные задачи:
- создать условия для безопасности личности в процессе деятельностного познания ребенком окружающего мира и самого себя;
- расширить опыт и практические навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
- создать условия для системного ознакомления ребенка с разными видами безопасного поведения;
- создать условия для осмысления и практического освоения ребенком норм и правил безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры;
- содействовать формированию эмоционально-ценностного отношению к окружающему нас миру во всем его многообразии и становлению в сознании ребенка ценностной картины мира (опасно/безопасно; больно/приятно; слабый/сильный и пр.);
- развивать восприятие, мышление, воображение как эмоционально-интеллектуальный процесс открытия ребенком окружающего мира, знакомить с нормами взаимодействия с другими людьми, природой, культурой;
- поддерживать активность, инициативу, самостоятельность с учетом возрастных особенностей каждого ребенка как уникальной личности.
1.3. Образовательные задачи для детей средней группы 4-5 лет
-Создавать психологически благоприятную атмосферу в группе для эмоционально позитивного состояния каждого ребенка, комфортного и безопасного взаимодействия детей в разных видах деятельности.
-Продолжать знакомить детей с разными видами безопасности – Витальная, Социальная, Экологическая, Дорожная, Пожарная, Информационная и др.
-Расширять представления об опасностях как об угрозе жизни и здоровья человека. Учить выявлять причины опасностей, осваивать способы их предупреждения и преодоления ( например: не играть со спичками, не входить в лифт без взрослых, не разговаривать на улице с незнакомыми людьми).
-Дать представление о ценности жизни и здоровья. Воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью – своему и других людей. Поддерживать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.
-Поддерживать желание детей вести здоровый образ жизни, расширять представление о важности для здоровья гигиенических и закаливающих процедур, соблюдение режима дня, физических упражнений, сна, пребывание на свежем воздухе.
-Продолжать формировать представления о частях тела и органов чувств человека, их функциональном назначении для жизни и здоровья человека.
-Расширять представление о значении движений, двигательной активности, физических качеств (ловкость, сила, скорость) для безопасности жизни и здоровья человека. Системно приобщать к физической нагрузке. Развивать интерес к физической культуре и спорту, поддерживать потребность в положительных эмоциях, активности и самостоятельности.
-Поддерживать доброжелательные отношения с окружающими людьми, развивать эмоциональную отзывчивость, формировать умение понимать и правильно реагировать на эмоциональное состояние других людей, поддерживать стремление к доверительному общению со сверстниками.
-Воспитывать культуру общения, желание выполнять общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
-Формировать умение обращаться за помощью к взрослым при плохом самочувствии, умение описать словами свое самочувствие.
-Продолжать знакомить детей с основными правилами безопасности в помещении, на улице, на участке детского сада, в общественном транспорте и в общественных местах.
-Помогать устанавливать причинно-следственные связи между действиями человека и состоянием природы.
-Формировать у детей элементарные правила экологически грамотного поведения в окружающей среде. Учить предвидеть последствия своего поведения по отношению к объектам природы.
1.4. Возрастные особенности детей пятого года жизни
На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным всемирной организации здравоохранения, средние антропометрические показатели к пяти годам следующие: мальчики весят 18,6 кг при росте 109 см; девочки весят 17,9 кг при росте 107,6 см.
Развитие моторики и становление двигательной активности
Дети пятого года жизни владеют всеми видами основных движений, постепенно приобретающими преднамеренный и целеустремленный характер. Им интересны достаточно сложные движения, требующие проявления координации, ловкости, точности выполнения. Происходит развертывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности детей в течение дня. На занятиях по физической культуре разного типа показатели двигательной активности детей 4-5 лет могут насчитывать от 1100 до 1700 движений, в зависимости от состояния здоровья, функциональных и двигательных возможностей.
Дети испытывают большую потребность в двигательных импровизациях, «открытии» возможностей своего тела. Они охотно берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не учитывают свои реальные возможности, не имеют опыта преодоления трудностей. Поэтому могут оставить дело незавершенным, переключившись на другое занятие. Поэтому воспитатель средней группы создает условия для развертывания разных видов детской деятельности и при этом ставит задачу формировать у детей ответственность за выполнение правил, освоение способа, достижение определенного результата.
Социальная ситуация развития характеризуется вхождением ребенка в мир социальных отношений с другими людьми. Общение ребенка с близкими и взрослыми развивается и совершенствуется, приобретая личностные формы: он стремится к обсуждению своего поведения, поступков и действий других людей с позиции нравственных норм. Общение с родителями и педагогами приобретает внеситуативный характер - ребенок интересуется событиями, выходящими за рамки той ситуации, в которой он находится в данный момент.
Основной мотив общения - познание окружающего мира и осмысление того, что в нем происходит. Важнейшим условием развития личности ребенка является группа детей. Ребенок сравнивает себя с другими детьми, которые выступают своеобразным «зеркалом» для познания и оценки самого себя. В общении с другими детьми ребенок активно применяет предложенные взрослым социальные правила и нормы, начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по совместной деятельности.
В детской группе наблюдается динамика: выделяются лидеры, звезды, аутсайдеры. Однако эти социальные нормы пока еще не устойчивы, поэтому с легкостью корректируются педагогом или психологом.
Сюжетно-ролевая игра становится более разнообразной, развернутой, длительной. В основе игровых сюжетов - имитация отношений между людьми, активное использование разнообразных игрушек, предметов, материалов. В игре «зреет» личность ребенка, ярко и свободно проявляется его индивидуальность.
Психическое развитие
Ребенок пятого года жизни активно развивается во всех направлениях. Он способен к выполнению несложных трудовых поручений и к совместным действиям.
Ощущение и восприятие постепенно утрачивают эффективный характер: начинают дифференцироваться перцептивные, эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным и целенаправленным. Совершенствуются все его виды. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов (форма, цвет, величина, ребенок овладевает перцептивными действиями, выявляет наиболее характерные свойства объектов.
Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Запоминание и воспроизведение происходят в естественных условиях и зависят от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная память, основной механизм которой - приемлемые способы проявления чувств и отношений. Воображение настолько хорошо развито, что с его помощью ребенок может найти и разработать творческий замысел, заменить реальные предметы воображаемыми, способен составить в уме алгоритм простейших действий.
Речевое развитие
Наступает период словесного творчества, расширяется опыт словообразования и конструирования самостоятельных высказываний в форме описаний, повествований.
Активный словарь обогащается словами, обозначающие качества предметов. Совершенствуются понимания смысловой стороны речи. Главное направление речевого развития - освоение связной монологической речи.
Внимание детей приобретает все более устойчивый и произвольный характер.
Эмоциональная сфера становится все более устойчивой. Негативизм, упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях с близкими взрослыми или детьми. Ребенок начинает осознавать свои чувства, ощущения, настроение.
Основным механизмом развития личности остается подражание
Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка.
Ребенок оценивает себя более реалистично, чем год назад, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, у него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.
Происходит развитие важнейшего волевого качества - целеустремленности. Индивидуальная целеустремленность постепенно приобретает общественную направленность, что позволяет выявлять социально значимые мотивы деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
К пяти годам ребенок:
- имеет начальные представления о здоровом образе жизни (может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым, назвав некоторые из правил: делать зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться и т. п.);
- при напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в общении с ними;
- знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может охарактеризовать свое самочувствие (болит голова, болит живот, тошнит);
- выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, пред едой, пользуется салфеткой, носовым платком, обращает внимание на неопрятность в одежде, часть из них самостоятельно и без напоминания со стороны взрослых;
- обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующих возрастно-половым нормативам;
- проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие;
- проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме;
- старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил;
- умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда тепло-лед тает; осенью птицы улетают в теплые края потому, что им нечем питаться; растению для жизни нужны свет, вода, земля и т. п.);
- бережно относится к животным и растениям, проявляет желание помочь птицам зимой, полить растение и пр. ;
- знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действия могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями, обращает внимание на то, что нужно вовремя закрывать кран с водой, не бросает мусор на землю и пр.
1.6. Модель развития взаимоотношений педагога, детей и родителей
Программа «Азбука безопасности» - это программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и гибкой индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста в разных видах общения и деятельности. Определяет целевые ориентиры и ключевые задачи развития, базисное содержание, формы организации взаимодействия педагога с детьми и друг с другом; прогнозируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, связанные с безопасностью личности растущего человека. Программа предполагает личностно-ориентируемый и гуманистический характер взаимоотношений детей и взрослых-педагогов, родителей с максимально комфортным взаимодействием, поддерживающим у каждого ребенка чувство базового доверия к миру.
Очень важно, чтобы родители имели возможность принимать самое активное участие в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, обсуждать с педагогами программу индивидуального развития ребенка с учетом его особенностей, обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений.
Основная цель взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников - создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса плодотворно взаимодействуют друг с другом и находят возможности для своего личностного роста - самоактуализации, самообразования, саморазвития, самовоспитания.
Для достижения данной цели следует сформировать круг взаимосвязанных задач:
- установление доверительных, партнерских отношений с семьями воспитанников;
- создание условий для разнообразного по содержанию и формам участия родителей в жизни детского сада;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям, содействие их самообразованию в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- поддержание инициатив заинтересованных сторон, касающихся содержания образовательных программ, как детей, так и взрослых;
- непрерывное саморазвитие педагогов, повышение их компетенции в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
При этом важно обращать внимание на следующие вопросы:
- поддержка интересов ребенка со стороны взрослых; поощрение вопросов, инициативы и самостоятельности;
- ознакомление родителей с задачами развития детей и формами работы;
- согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективно-тематическое планирование
III. Организационный раздел
3.1. Структура и формы проведения занятий
Программа кружковой работы «Азбука безопасности» составлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста. Образовательный процесс кружковой работы осуществляется на основе учебно-методических пособий И. А. Лыковой и В. А. Шипуновой «Детская безопасность», «Безопасность жизни и здоровья», «Азбука безопасного общения и поведения», «Дорожная азбука», «Опасные предметы, существа и явления», «Огонь-друг, огонь-враг».
Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (сентябрь - май).
- Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня согласно расписанию учебной деятельности.
- Занятия продолжительностью 20 минут.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
- Тема занятий, методы, приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от количественного посещения детей.
- В сюжете занятий используются рассказы, наглядно-демонстрационный материал, музыкальный центр, DVD плеер, диски.
- Организация кружка предполагает добровольные включения детей в деятельность после предварительной работы с родителями. Только так можно преодолеть все детские промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным и добрым.
- На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы - последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.
3.3. Формы работы с детьми
- Целевые беседы о соблюдении правил ОБЖ.
- Целевые прогулки по территории детского сада.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Театрализованная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин.
- Продуктивная деятельность.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Решение проблемных ситуаций.
- Игры на учебно-тренировочном перекрестке.
- Просмотр тематических мультфильмов и презентаций.
3.4. Работа с родителями
Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах и соблюдение всех правил ОБЖ.
Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Нарушение родителями правил приводят к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, в транспорте, на воде, во время прогулок, которые впоследствии могут привести к непоправимой беде. Поэтому нам необходимо убедить родителей в том, что они, прежде всего, отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что могут сделать - быть хорошим примером для подражания.
3.5. Методическое обеспечение
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста- СПб. : Детство-Пресс, 2016.
2. Авдеев Д. А. Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка. -М. : Дар, 2008.
3. Алиева Т. И., Арнаутова Е. П., Протасова Е. Ю. Безопасность ребенка на улицах города. - М. : ИД «Карапуз», 1999.
4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. :Мозаика-Синтез, 2016.
5. Богина Т. Усова А. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей. Дошкольное воспитание-1994.-№6-С. 9-10
6. Бурмитсрова Н. Правильная ли у детей осанка? Дошкольное воспитание. -1990-№9-С. 30-32
7. Демидова В. Е., Сундукова А. Х. Здоровый педагог-здоровый ребенок. Культура питания и закаливания. Практическое руководство. -М. : ИД «Цветной мир», 2013.
8. Змановский Ю. Ф. Нетрадиционные методы оздоровления детей. Охрана материнства и детства. -1989-№7.-С. 24-26
9. Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017. — 128 с., 2-е издание, перераб. и доп.
10. Учебно-методический комплект «Детская безопасность» под редакцией Лыковой И. А. и Шипуновой В. А.