Наталья Карпова
Рабочая программа кружковой работы по профилактике нарушений свода стопы
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
Проблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.
Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, расплющиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп (продольный и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное или продольно – поперечное.
Публикация «Рабочая программа кружковой работы по профилактике нарушений свода стопы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
В процессе образовательной деятельности недостаточно времени уделяется специальным упражнениям по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей, а также не все родители достаточно вооружены необходимыми знаниями и практическими навыками в вопросах профилактики и коррекции данных нарушений. Своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно- двигательного аппарата для формирования правильного свода стопы является наиболее значимым фактором создания данной программы.
Данная дополнительная образовательная программа составлена с учётом требований Закона РФ «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.12, санитарных норм и правил, утвержденных совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором от 15.05.2013 №26 СанПиН 2.4.1.3049-13 и Уставом МБДОУ.
1.1 Цели и задачи программы:
В период дошкольного и младшего школьного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению различных функциональных отклонений.
С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стоп.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств. Физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Цель: Профилактика плоскостопия как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста; закреплять навыки правильной постановки стоп и пальцев в различных исходных положениях.
Задачи программы:
Коррекционные: развитие и корректировка стопы, укрепление связочно-суставного аппарата. Формирование двигательных действий, обеспечивающих укрепление поперечного и продольного свода стоп, мышц ног с использованием физ. Инвентаря. Обучать переносить тяжесть тела при обычной ходьбе на внешние края стоп, обращая внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп. Использование физических упражнений из положения сидя, стоя, чередуя расслабление мышц с напряжением (бёдра, голени, своды стопы, большого пальца стоп).
Образовательные: укрепление физического и психического здоровья ребёнка. Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, гибкости. Обучение элементарным приёмам самомассажа (растирание, разминание, поглаживание и др.) подошвенной поверхности стопы, мышц голени, голеностопного сустава и мышц бедра. Формирование представлений о правильной походке, осанке, умении её контролировать; о значимости (полезности) физ. Упражнений, направленных на укрепление свода стопы. Формирование представлений о соблюдении ЗОЖ для укрепления стоп.
Воспитательные: воспитывать у детей привычку сохранять, контролировать красивую, правильную осанку, походку. Использование разнообразных приёмов в развитии интереса у ребёнка к двигательной активности на занятиях кружка. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание условий для развития уверенности в своих физических возможностях. Способствовать проявлению самостоятельности в уборке физ. Инвентаря, бережного отношения к нему. Воспитание интереса к занятиям в кружке, потребности выполнять спортивные движения.
1.2. Принципы подхода к формированию Программы
Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая активность ребенка, атмосфера
Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.
Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению упражнений дома; открытие новых знаний.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
- сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений самостоятельно в домашних условиях.
II Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями профилактики нарушений свода стопы ребенка.
Первичная диагностика детей.
1. Инструктором по физической культуре детского сада в начале учебного года проводится первичная диагностика детей старшей и подготовительной групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки).
2. Формирование группы детей для коррекционных занятий.
3. Подбор упражнений для работы с детьми.
4. Организация работы с детьми.
5. Организация работы с родителями:
консультации и практикумы 1 раз в месяц или по запросу родителей;
Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение года.
Структура занятий.
Вводная часть: Проверка осанки, различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия, разогревающие упражнения, подготавливающие к основной части занятий, самомассаж с использованием массажных дорожек.
Основная часть: ОРУ – блок физических упражнений, направленный на укрепление мышц и связок, участвующих в формировании свода стопы, в том числе самомассаж. ОВД упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание – с акцентом на формирование осанки и профилактику плоскостопия. ИГРЫ – различной подвижности, помогающие формированию правильной осанки и способствующие профилактике плоскостопия.
Заключительная часть: Дыхательные упражнения, релаксация.
План профилактической работы по плоскостопию
«Весёлая страна Ногляндия». Вводное занятие.
Упражнения: «Поход в волшебную страну», «по камням», «по мостику», «встреча с весёлыми человечками», «давайте поздороваемся!» и т. д.
Подвижная игра «Китайские пятнашки»
«Осенние листочки»
Работа с тактильным материалом. Упражнения: «по осеннему лесу», «соберём листья», «листопад» и т. д.
«Мы матрёшки»
Комплекс упражнений под музыку. Упражнения: «красные сапожки-резвые ножки», «танец каблучков», «гармошка», «присядка» и т. д. Подвижная игра «платочки»
«Обезьянки за грибами»
Комплекс упражнений с маленькими грибочками
«Обезьянки на ветках», «с дерева на дерево», «по наклонному бревну», «сбор грибов» и т. д. Мини-эстафета «Кто первый?»
«Раз дощечка, два дощечка будет лесенка»
Комплекс упражнений на гимнастической стене. Упражнения: «вверх-вниз», «строим лесенку», «всё выше и выше!», «на одной ноге» и т. д. П/и «Ловкие ножки»
«Ловкие ножки»
Комплекс упражнений с мелкими предметами. «Подними мяч», «соберём карандаши», «у кого больше?», «кубик на кубик» и т. д. Эстафета с мячом.
«Лягушки на болоте»
Работа с тактильным материалом. Упражнения : «по воде», «лягушата», «с кочки на кочку», «на соломинке» и т. д. П/и «неподвижная скакалка»
«Летящие листочки»
Комплекс упражнений сбросовым материалом: «шорох листьев», «ветки на ветру», «летящие листочки», «соберём орехи» и т. д. Мини-эстафета «Перекати бревно».
«Колобок»
Комплекс упражнений с мячом. «Скатала баба колобок». «скачет колобок», «зайки», «косолапый мишка» и т. д.
П/и «Передай ногами»
«Капал, капал дождик»
Рисование ногами в воздухе: «тучи», «падающие капли», «поймай капельку», «барабанит дождь», «соберём все капли» и т. д. Мини-эстафета «Весёлые хлопоты»
«Друг мой Ёжик»
Комплекс с массажными мячами. «Здравствуй Ёжик», «колючие иголки», «перенеси ёжика через речку» и т. д. П/и «Надень носки»
«Шишки для белочки»
Комплекс упражнений с еловыми шишками: «в лес за шишками», «по мягкой травке», «по воде», «на дерево», «сбор шишек» и т. д. Игра-эстафета «Пингвинчики»
«Волшебный сундучок»
Работа с предметами различной величины. Игра «Переложи предмет»
«Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять». Упражнения: «пальчики гуляют», «топ-топ», «ловкие пальцы» и т. д. Игра «выше ноги от земли»
«Весёлый огород»
«Арбузики», «кабачок», «бешеные огурцы», «на грядку за редиской» и т. д. Эстафета «Трудолюбивая гусеница»,«Курочки на жердочках»
Комплекс с гимнастическими палками: «Ходим по жердочкам», «прокати бревно», «удержись», «гусеница» и т. д.
«Раз грибочек, два грибочек»
Комплекс с маленькими деревянными грибочками: «маленький-большой грибок», «полная корзина», «справа гриб и слева гриб», «сорви грибок» и т. д. Игра «Велосипедисты».
«Мастер на все ноги»
«Стирка», «рубим дрова», «моем пол», «клеим обои», «пожалеем наши ножки» и т. д. Игра «ловкие ноги».
«Платочки»
Комплекс упражнений с платочками: «где платочек?», «помашем платком», «передай другому» и т. д. Игра «Волшебные круги»
«Весёлые картинки»
Выкладывание картинок из кубиков, конструирование различных фигур. Игра «Резвый мешочек»
«Загадки»
«месяц», «солнце», «молния», «радуга», «что я делаю сейчас?» и т. д. П/и «Гонка мячей ногами»
«Музыкальные игрушки»
«Погремушки», «барабан», «дудочка», «гармошка», «пианино» и т. д. Игра «Скачки»
«Резвые зайчата»
Комплекс упражнений с прыжками : «Зайки-порыгайки», «танцующие лапки», «прыг-скок». Мини-эстафета «В путь».
«Верёвочка»
Упражнения : «эквилибристы», «змейка», «поймали змейку», «подтяни к себе», «обмотай», «завяжи узелок» и т. д.
«Футболисты»
«Разминка футболистов», «липкий мяч», «прыгуны с мячами», «вратарь» и т. д.
Игра «футбол»
«Сороконожка»
«Бежали ножки по дорожке», «захотелось вырасти», «прятки» и т. д.
Игра «Надень носки»
«На коне»
«Достань до земли», «скользим», «сорви веточку», «наберём воды» и т. д. Игра «Ска
«Тюлени на арене»
«похлопаем», «хвостом по воде», «радостный тюлень», «подбрось и поймай», «скачущий тюлень» и т. д. Игра «Каракатица»
«Прогулка по лесу
«По сугробам», «греем ноги», «прыжки в сугроб», самомассаж ног. Игра «Надень носки»
«Мы слепили снежный ком»
«соберём снежинки», «лети снежинка», «танец снежинок», «снежный ком», и т. д. Эстафета «Кто первый?»
«По следам невиданных зверей»
«Следопыты», «по мостику», «уберём листья с дорожки», «что это» и т. д.
Игра «Весёлая дорожка»
«В лес за ёлкой»
«длинная дорожка», «не видно ёлки», «на дереве», «с дерева на дерево» и т. д.
«Я рисую»
«солнце», «туча», «снеговик», «покажи друзьям», «несём на выставку», «мой рисунок выше всех» и т. д. Эстафета «Канатный мостик»
«Строим дом»
«кирпичики», «тяжёлый груз», «шофёр», «строим дом», «уборка» и т. д. Игра «Перенеси предмет»
«Делаем уборку»
«нехочухи», «соберём коврик», «вытрусим коврик», «соберём бумажки», «попади в ведро» и т. д. Мини эстафета «Кто первый?»
«В гости к весёлым человечкам»
«дорога в горы», «мост над пропастью», «высокие скалы», «соберём ягоды», «день рождения» и т. д.
«Путешествие на север»
«Перекат на пятки», «рисуем карту на с негу», «дорога в горы», «белые медведи». «ловля рыбы»
«Волшебный обруч»
«Ровным кругом», «держись за обруч», «поверни и переложи обруч» и т. д. Игра «Дружные пальчики»
«Медвежата»
«Забавные медвежата», «сбор шишек», «хитрецы», «косолапики» и т. д. Эстафета «В путь»
«Накормим зайчика»
«Посадка моркови», «сбор урожая», «несём зайцу», «накорми зайца» и т. д. Игра «Барабан»
«Бабка, дед и колобок»
Работа в парах: «баба – деду», «укатился колобок».
Игра «Прокати колобка в туннеле»
«Чудесные ленточки»
«Лети, ленточка, и вейся!», «вправо-влево», «по ленточке», «собери ленту» и т. д. Игра «Сидя по-турецки»
«Маленькие художники»
«Волшебная кисточка», «краски», «дорога», «дерево», «солнце»
«Весёлый зоосад»
«танцующий верблюд», «тигрёнок потягивается», «смеющийся сурок», «обезьянки-непоседы» и т. д.
Игра «Пингвинчики»
«Волшебное ожерелье»
«Рассыпались бусы», «где бусинки спрятались?», «под грибочками» и т. д.
2.2 Методы и средства реализации Программы
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядный метод: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.
Практический метод: играет решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования у детей. Это, как правило, повторение упражнений с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
III Организационный раздел
3.1. Описание материально –технического обеспечения РП, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Картотеки:
1. комплексы по профилактике нарушения осанки
2. комплексы по профилактике плоскостопия
3. подвижные игры по профилактике нарушений свода стопы
4. пальчиковые игры
5. дыхательная гимнастика
6. психогимнастика
Оборудование: шведская стенка – 2 шт., лестница – 2 шт., наклонная доска – 1 шт., канат – 2 шт. Маты гимнастические – 2 шт., скамья гимнастическая – 2 шт. Кубики -20 шт., доска ребристая – 1 шт., ребристая доска - 1шт. Инвентарь: фитболы – 1 шт., канат – 2 шт., скакалки — 12шт., бадминтон 1 набор, дуги – 3 шт., обручи – 12 шт., кегли 30 шт., гимнастические палки 12 шт., мячи – большие — 10 шт, средние — 10 шт., маленькие — 10 шт. Нестандартное оборудование: кольцебросс, массажные мячики, массажные коврики, дорожка, следы.
Литература.
1. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»
2. «Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение.»
3. Кудрявцев Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления»
4. Журнал «Инструктор по физической культуре»
5. Журнал «Здоровье дошкольника» № 1,2,3 -2008г., №3 – 2012г. ,№1 – 2013г.
6. Журнал «Ребенок в детском саду»
7. Журнал «Дошкольное воспитание»№ 4-2003г.
8. Журнал «Библиотечка руководителя» №19-2003г.
3.2. Режим кружковой работы (с включением периодов непрерывной образовательной деятельности)
Занятия по профилактике плоскостопия начинают проводиться с октября месяца, так как в сентябре проходит адаптация детей к условиям детского сада, и выявляются нарушения здоровья воспитанников специалистами.
Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет, продолжительность занятий – 30-35 минут, проводятся 2 раза в неделю в первую половину дня. В 2 группах по 10 человек. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 6-8 раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.
3.3 Особенности организации развивающей предметно –пространственной среды группы
Предметно-развивающая среда должна быть:
1. безопасной;
2. максимально эффективной;
3. удобной к применению;
4. компактной;
5. универсальной;
6. технологичной и простой в изготовлении;
7. эстетической
Для полноценного физического развития детей, удовлетворения потребности в движении в ДОО созданы определенные условия.
Имеется современная материальная база для организации физического воспитания:
- физкультурный зал, оснащенный разнообразным мелким оборудованием и инвентарем (обручи, мячи разного диаметра, скакалки, гантели, флажки, платочки, мячи набивные, мячи массажные, мешочки с песком, шнуры-косички, канат, палки гимнастические и др.);
- спортивно-игровые пособия: маты, диск «Здоровья», тренировочная лестница и др;
- в групповых комнатах выделено достаточно места для активного движения, физкультурные уголки наполнены разнообразными пособиями, в том числе и изготовленные своими руками.
Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет упражняться во всех видах основных движений как в помещении, так и на свежем воздухе
3.4. Особенности взаимодействия инструктора по физическому развитию с другими специалистами ДОО.
Целостный педагогический процесс предполагает обязательное взаимодействие всех его участников. Правильная организация двигательной деятельности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребенка и его психики в течение дня. Только благодаря совместному участию всех педагогов в работе по укреплению здоровья детей можно добиться определенных результатов. Поэтому в ДОО огромное влияние уделяется работе с педагогами. Для этого организуются педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, индивидуальные консультации и беседы, открытые просмотры, смотры – конкурсы и т. д.
3.5. Педагогический мониторинг
Для определения динамики эффективности проводимых занятий и уровня физического развития занимающихся необходимо использовать мониторинговые исследования:
- метод педагогического наблюдения;
- тестирование;
- медицинский контроль
Метод педагогического наблюдения. Наблюдая в ходе занятий за детьми, инструктор обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода выявляется, насколько детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные детьми в период обучения по данной программе.
Тестирование. Динамику развития физических качеств дошкольников позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 2 раза в год - в сентябре, перед началом цикла занятий и в мае – после прохождения программы.