Ирина Войтова
Рабочая программа кружковой работы «Умняша»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с №4 г. Калининграда
Рабочая программа кружковой работы «Умняша»
на развитие логико - математического мышления
детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 2 года) Автор – составитель:
Воспитатель Войтова Ирина Михайловна
Калининград
2016г.
1. Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Умняша“» размещена в разделах
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Достичь этого можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение.
Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками и палочками Кюизенера у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы
научно-естественной направленности.
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов.
Педагогическая целесообразность.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.
Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях кружка используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои действия.
Цель и задачи программы
Цель программы :
Развитие логического мышления, смекалки у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка.
Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес;
Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
Формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.
Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
Методы и приемы работы :
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
Практические (упражнения)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал)
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 2 года.
Режим занятий.
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.
Формы проведения образовательной деятельности: учебная деятельность, беседа, игра, развлечение.
Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, во вторую половину
Программа рассчитана на 34 занятия в год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 25-30 минут.
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Возраст Количество детей в группе Время занятия
5-6 14 25 минут
6-7 14 30 минут
Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).
Первый этап рассчитан на детей 5-6лет, второй этап – на детей 6-7 лет.
Виды, формы, методы работы.
Занятия, включают различные виды детской деятельности:
познавательную,
продуктивную,
двигательную,
коммуникативную,
конструктивную.
В процессе занятий используются различные формы:
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
Формы работы с детьми.
Игра
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Интегративная деятельность
Проблемная ситуация
Методы работы с детьми
• Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный - ( с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
• Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)
• Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации,показ мультимедийных материалов)
• Интегрированный метод (проектная деятельность)
• Игровой (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи)на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, игры-конкурсы, соревнования.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы :
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Критерии оценки усвоения программы :
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень.
Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен делать умозаключения. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий
(конец года).
Учебный план.
Содержание рабочей учебной программы Объем учебной нагрузки по программе
(количество занятий)
Старшая группа Подготовительная группа
Педагогическая диагностика 4*25=50 мин. 4*30 = 60 мин.
Развивающие игры 10*25 мин. = 3ч. 30 мин. 10*30 мин. =240 мин.
Занимательная математика 10*25 мин. =3ч. 30 мин 10*30 мин. =240 мин.
Логические задачи, лабиринты, головоломки.
10*25 мин. =3ч. 30 мин 10*30 мин. =240 мин.
Всего занятий в год 34*25 = 14ч 50 мин. 34*30 = 4ч.
Список литературы.
1.«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайлова изд. «Просвещение» Москва 1985г.
2.«Изучаем фигуры» Т. В. Сорокина, С. В. Пятак, изд. «Эксмо» Москва 2011г.
3.«Конспекты занятий по математике» Волчкова В. Н., Степанова Н. В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г
4. "Логико - математическое развитие дошкольников" Михайлова З. Н. ,Носова Е. А. -СПБ:ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО_ ПРЕСС",2013г
5.«Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.
6. «Математическое развитие детей 4-7 лет» Л. В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград
2014г.
7.«Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В. Г. Голубь, изд. «Метода» Воронеж 2014г.
8. Электронные ресурсы:
«Развивающие игры для детей»
Rutracker.orq
Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада
MirKnig.com
Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера
https:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
https:// www.fbr.ru Банк рефератов
Диагностика
Фамилия, имя ребенка
-Ребенок владеет основными логич. операциями
-Выполняет инструкции педагога.
-Умеет устанавливать сходства и различия предметов по существенным
признакам.
-Умеет объединять и распределять предметы по группам признакам
-Свободно оперирует обобщающими понятиями.
-Умеет делить целое на части и из частей
-Формировать целое, устанавливая между ними связь.
-Может находить закономерности в явлениях, умеет их описывать.
-Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.
-Может при помощи суждений делать умозаключения.
-Имеет достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний.
-Умеет работать в паре и микрогруппе.
-Умеет запоминать,воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
-Заинтересован в результатах своей работы.
Критерии оценки:
3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.
2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
Первый год обучения
Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Мониторинг 2
«Продолжи закономерность»
Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.
«Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор».
Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать
Октябрь «Считай не ошибись!»
Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.
«Найди предмет такой же формы»,
Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
«Четвертый лишний»
Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.
«Подбери обувь»
Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины
Ноябрь
«Третий лишний»
Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов.
«Сколько геометрических фигур?»
Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей
«Лабиринт. Дорисуй картинку».
Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.
«Дорисуй и раскрась»
Цель: закрепить отношение: часть - целое.
Декабрь
«Разложи лекарства»
Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.
«Самый внимательный. Выложи по образцу».
Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление
«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».
Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.
«Разные дома. Забор»
Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целое и части.
Январь
«Продолжи закономерность»
Цель: закрепить закономерности.
«Какой домик лишний и почему?»
Цель: закрепить представление о многоугольниках. «Укрась коврик»
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.
«Круглый год»
Цель: закрепление названий месяцев в году.
Февраль
«Математическое домино»
Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
«Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.
«Поменяй признак»
Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.
«Логические цепочки»
Цель: закрепить представление о числовом отрезке
Март
«Найди лишний предмет. Закончи рисунок». Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?
Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.
«Обведи дорожки»
Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.
«Найди нужную деталь. Построй домик».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.
Апрель
«Составь задачу и запиши»
Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»
Цель: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.
«Что сначала, что потом»
Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже
«Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».
Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.
Май
«Раскрась так же»
Цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству.
«Путешествие по комнате»
Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т. д. «Путешествие в математическую страну».
Цель: закрепить пройденный материал.
Мониторинг
Второй год обучения (6-7лет)
Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Мониторинг Мониторинг
«Где находится предмет?»
Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве «Посчитай и обозначь цифрой»
Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
Октябрь
«Раздели на группы»
Цель:развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.
«Засели домики»
Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.
«Какой по счету?»
Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. «Какое число больше?»
Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.
Ноябрь
«Найди нужный предмет»
Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.
«Раздели на части»
Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.
«Чего больше?»
Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры.
«Больше или меньше?»
Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.
Декабрь
«Мы исследователи»
Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.
«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».
Цель:развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.
«Магазин»
Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.
«Создай картину»
Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т. д.
Январь
«Который час?»
Цель: развивать умение определять время по часам.
«Двигаемся по команде»
Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.
Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.
«Что за чем следует?»
Цель: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. «Займи свое место»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.
Февраль
«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»
Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.
«Назови слова с противоположным значением»
Цель: закрепление понятий :широко- узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т. д.
«Измерь» Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).
«Сравни»
Цель:упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки<>.
Март
«Сколько нас без одного?»
Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.
«Реши задачу»
Цель: закрепление знания структуры задачи ( понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.
«Найди спрятанную игрушку»
Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.
«Что за чем следует»
Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели
Апрель
«Составь задачу и запиши»
Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»
Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации.
«Разделите на 2 равные группы».
Цель: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания. «Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки).
Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.
Май
«Запиши при помощи цифр»
Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков. Развлечение «Юные математики» Цель: закрепление изученного материала.
Мониторинг
Мониторинг