Гулия Яикбаева
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
[цель программы : развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.
Задачи программы.
Развивающие :
• развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
• развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
• развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
Публикация «Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
Образовательные:
• знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
• Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
• Учить использованию различных материалов
• Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
• Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
• Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать
композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Воспитательные:
• Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
• Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
• Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Данная программа предполагает варианты разрешения следующих проблем:
-приобщение детей к творчеству;
-знакомство детей с различными техниками рисования;
-знакомство детей с различными материалами.
При составлении данной программы учитывались основные принципы:
• Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
• Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
• Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
• Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,нельзя миновать предыдущий);
• Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
• Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
• Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
• Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Особенности программного материала кружка.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим
обучением. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим обучением. Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощряет и поддерживает детские творческие находки.
Срок реализации: 1 год.
НОД будет проводиться 1 раз в неделю, будет включать в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий воспитателем, практическую часть (овладение детьми новой НТР или закрепление, или творческое применение освоенной НТР, упражнения для развития моторики, организация мини-выставок.
Длительность каждой НОД для детей данного возраста – 30 мин.
Списочный состав группы – 16 воспитанников.
Основные этапы реализации:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Возрастные особенности детей 6-7 лет (извлечение из «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются си-мметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение про-странства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной поло-вине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (от-печаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Поло-вина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исход-ный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его
окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закраши-вает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет ки-стью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жёсткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография.
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.
Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри.
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч. л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого пороло-на, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами.
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование тычком).
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии
- Технология исследовательской деятельности
- ИКТ
Планируемые результаты освоения программы :
К концу учебного года ребё нок:
• уверен в действиях и ответах в течение НОД;
• активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
• уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
• умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
• ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
• проявляет фантазию, художественное творчество;
• умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
• завершает работы декором;
• умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
• умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
• умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
• умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
• умеет использовать трафареты и печати при работе;
• завершает работу декором;
• умеет убирать за собой рабочее место.
Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования в подготовительной к школе группе
Оценка становления основных характеристик освоения НТР ребёнком осуществляется с помощью заполнения руководителем кружка диагностических карт. Диагностические карты позволяют педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели сформированности основных НТР выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые он должен опираться во время наблюдений за решением образовательных задач, поставленных перед детьми. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребёнка, те сведения, которые накопились за время кружковой работы.
Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования.
Уровни развития Качественные характеристики
Высокий уровень
2 балла По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.
Средний уровень
1 балл НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.
Низкий уровень
0 баллов НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.
Диагностика проводится два раза в год: в сентябре-октябре, в апреле-мае.
Перспективный план работы кружка «Маленькие художники» по «Художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе (6 - 7) «Смешарики»
Сентябрь
Тема
(техника) Программное
содержание Материалы
Краткое содержание НОД
«Окраска воды»
(Освоение цветовой гаммы) Развивать воображение, наблюдательность, цветовосприятие.
Учить получать различные оттенки красного цвета, называть предметы, имеющие такой же цвет.
Воспитывать активность, инициа-тивность 2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь, кисти, листы белой бумаги А 4, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого) Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое.
Дети называют предметы такого же цвета. Самостоятельно получают оттенки красного. Рассказывают, как получили тот или иной оттенок.
«Красивый букет»
(Печатание растений) Развивать интерес к нетрадици-онным техникам рисования, вооб-ражение.
Учить детей работать с хрупким материалом – засушенными лис-тьями.
Воспитывать аккуратность. Засушенные листья, краски- гуашь, кисти, листы бумаги А 4, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого) Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие).
Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаги. Дети выполняют задание, рассматривают отпечатки и рассказывают, что получилось.
Мини –выставка.
«Загадки»
(Ниткография) Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.
Учить получать изображения с помощью нитей и красок.
Воспитывать аккуратность. Нитки №10, цветная тушь или гуашь, листы белой бумаги А 4, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого) Обсуждение: чем можно рисовать, чтобы получились красивые рисунки?
Волшебные нитки рисуют загадки, а дети отгадывают. Дети рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким-либо предметом., делятся впечатлениями.
«Синий вечер»
(Линогравюра) Развивать художественное восп-риятие, воображение, координацию
движений рук.
Учить получать изображения, используя силуэты предметов.
Воспитывать любознательность, инициативность. По 2 листа белой бумаги на каждого
ребёнка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка. Чтение стихотворения Фетисова «Синий вечер».
Показать, как лучше расположить силуэты. Объяснить последовательность выполнения работы.
Октябрь
Тема
(техника) Программное
содержание Материалы
Краткое содержание НОД
«Осень»
(Мягкая роспись
по ткани) Развивать художественное восприятие.
Обогатить изобразительный опыт ребёнка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности.
Воспитывать аккуратность. Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеёнка. Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Рассмотреть образец воспитателя. Объяснить последовательность работы. В конце сделать выставку.