Елена Фельзенмайер
Рабочая программа по физическому развитию младших дошкольников на основе принципа интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Свою программу я разработала, руководствуясь Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Публикация «Рабочая программа по физическому развитию младших дошкольников на основе принципа интеграции образовательных областей» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Проблема физического развития дошкольников традиционно является одной из актуальных в дошкольной педагогике, поскольку уровень физического развития выступает одним из показателей здоровья ребенка (наряду с психическим и социальным здоровьем). Состояние здоровья детей дошкольного возраста вызывает сегодня серьезную озабоченность: по результатам медицинских обследований при поступлении в школу обнаруживается только 4% здоровых детей. Как отмечает Н. Ю. Мищенко, здоровье детей ухудшается не только под влиянием социально-экономических и экологических факторов, но и под влиянием существующих педагогических условий. Следовательно, актуальным является поиск средств, методов и форм дошкольного образования, которые будут способствовать полноценному физическому развитию ребенка. Данная проблема выходит на глобальный уровень и объединяет научное педагогическое сообщество всего мира.
Физическое развитие как широкое понятие подразумевает развитие психофизических качестве человека, к которым относятся ловкость, сила, гибкость, быстрота и выносливость. Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление за счет работы мышечных волокон. Быстротой называется способность совершать движения в условиях ограниченного минимального времени. Ловкостью является способность организма перестраивать двигательную деятельность так, чтобы с помощью новых навыков быстрее реагировать на изменяющуюся ситуацию. Гибкость – умение выполнять движения с высокой амплитудой. Гибкость определяется различными морфофункциональными особенностями организма, вязкостью и эластичностью мышц и связок. Выносливость представляет собой способность долго выполнять работу без утомления.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 17 октября 2013 года физическое развитие включает опыт в следующих видах деятельности: двигательной, в выполнении упражнений, рассчитанных на гибкость и координацию; формирующим опорно-двигательный аппарат, тренирующим равновесие, координацию, мелкую и крупную моторику, развивающим навыки правильного выполнения движений и упражнений, начальные представление о разных видах спорта и подвижных играх с правилами; воспитание целенаправленности и саморегуляции в сфере двигательной активности; закладывание ценностей здорового и подвижного образа жизни на элементарном уровне (закаливание, распорядок дня, питание и т. д.).
Дошкольные учреждения ставят перед собой задачу правильного физического развития воспитанников. Крепкое здоровье, которое ребенок получает в дошкольном возрасте, влияет на общее развитие человека. В понятие физического развития входят следующие показатели:
1. Показатели телосложения (масса и длина тела, строение позвоночника, функционирование и формы органов и частей тела, наличие жировой прослойки) описывают морфологию, строение отдельных частей тела человека, то есть его биологическую форму.
2. Показатели здоровья, которые характеризуют качественные изменения физиологии организма человека. В этом плане решающее значение отводится функционированию важнейших систем: нервной, пищеварительной, терморегулятивной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других.
3. Показатели развития физических качеств : выносливость, сила, скорость, ловкость и др.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения, целью которого является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. С учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей ребенка выстраивается процесс воспитания, в ходе которого решаются задачи оздоровления, образования и воспитания дошкольника. В этом процессе происходит формирование у ребенка осознанных и рациональных движений. Он получает двигательный опыт и учится переносить его в повседневную жизнь.
Под интеграцией (от лат. integratio — «соединение», объединения частей в единое целое) в педагогическом процессе понимается объединение в целое ранее разрозненных частей. Идея интеграции педагогических усилий в образовательном процессе нашла отклик и применительно к системе дошкольного образования.
В рамках современной науки вопрос интеграции в педагогическом процессе рассматривается с различных позиций: в плане общетеоретического и педагогического аспектов интеграции, дифференциации научного знания, поиска решения проблемы практического синтеза и протекания интеграционных процессов в дошкольном образовании и других. Вместе с тем проблема физического развития младших дошкольников на основе принципа интеграции образовательных областей является недостаточно изученной.
Цель программы : гармоническое физическое развитие детей младшего дошкольного возраста, формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
Задачи:
1. Образовательные : формирование двигательных умений и навыков, продолжать закреплять и обобщать знания детей о животных, их повадках, образе жизни, основных цветах; формировать умение различать количество предметов (один - много);
2. Развивающие : совершенствовать двигательные умения и навыки через игровую ситуацию; развивать интерес к чему-либо (животным, матрешке и т. д.); слуховое и зрительное внимание, мышление, познавательный интерес; речь;
3. Воспитательные: воспитывать волевые качества (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание, воспитывать чувство любви (к животным, своей Родине и т. д.).
Разработка Программы включала организацию физического развития детей на основе принципа интеграции образовательных областей. Был разработан комплекс специальных занятий с учетом тех особенностей физического развития дошкольников, которые свойственны всем детям возрастной группы 3-4 года, а также с учетом выявленных особенностей физического развития детей экспериментальной группы.
Особенности физического развития детей дошкольного возраста
Возраст ребенка Особенности физического развития детей
3-4 года Увеличивается рост детей, они становятся тоньше, повышается координация движений и снижается мышечный тонус, совершенствуется чувство равновесия.
Они могут выполнять различные виды активной деятельности — от кувыркания до футбола, от самых простых до сложных.
Двигательные навыки у ребенка данного возраста: переход от бега к ходьбе по сигналу, умеет держаться прямой линии при ходьбе, прыгает с места, встает из положения «лежа» не раскачиваясь, прыгает с нижней ступеньки (40 см, хлопает в ладоши и притопывает, бежит, ускоряя и замедляя темп, стоит на одной ноге, ходит на цыпочках, легко поворачивается боком, делает прыжки на одной ног, ловит брошенный мяч, легко поднимается с корточек.
Ребенок чередует бег с прыжками, стоит на одной ноге 10 сек., неуклюже подпрыгивает на одной ноге, чувствует ритм и умеет маршировать под счет или в такт музыке, поднимается по висячей лестнице, меняя ноги, перепрыгивает через препятствие (35 см, делает 3 прыжка вперед, удерживая равновесие, делает кувырки вперед.
Ходит назад с носка на пятку, прыгает вперед 10 раз, не падая, бросает набивной мяч кому-либо на расстояние 1-2 м, ловит теннисный мяч с расстояния 1 м.
Задачи физической культуры
Возрастная группа Основные виды движений Подвижные игры
от 3 до 4 лет 1. Научить и развить различные виды движения. Дети должны бегать и ходить свободно, не подволакивая ноги, не горбясь, сохраняя координацию движений.
2. Учить работе в коллективе, совместному действию. Дети умеют выстраиваться в колонну и шеренгу, становятся в круг.
3. Учить энергичному движению, умению отталкиваться двумя ногами при прыжках с высоты и приземляться на стопы; принимать исходные положения в прыжках в длину и в высоту, в метании мячей и мешочком на 15-20 см диаметром.
4. Формировать умение отталкивать мяч при катании, бросании. Учить ловить мяч двумя руками без потери координации.
5. Формировать правильный хват во время лазания, умение ползать.
6. Обучить тому, как сохранять правильную осанку в любом положении тела и не терять равновесия.
7. Помочь в освоении санок, трехколесного велосипеда, езды на нем
8. Учить дошкольников самостоятельно надевать, снимать лыжи, правильно хранить и ставить на место.
9. Научить реакции на сигналы «беги», «лови», «стой»; следовать правилам в подвижных играх.
10. Обучать самостоятельности и творчеству в выполнении упражнений, активном поведении в подвижных играх. 1. Развивать творческий подход и активное самовыражение в процессе подвижных игр.
2. Уметь организовать подвижную игру с правилами.
3. Развивать мотивацию к самостоятельным играм с машинками, велосипедами, шарами, мячиками.
4. Воспитывать красоту и гибкость движений; развивать умение лазать, ползать.
5. Постепенно усложнять правила, вводить новые элементы в игры.
6. Учить дошкольников соблюдать правила в играх и поведении, работать согласованно, ориентироваться в пространстве и договариваться друг с другом.
При разработке занятий по физическому развитию младших дошкольников на основе принципа интеграции образовательных областей были учтены также следующие принципы физического развития :
1. Дидактические: систематичность и последовательность; развивающее обучение; доступность; воспитывающее обучение; учет индивидуальных и возрастных особенностей; сознательность и активность ребенка; наглядность;
2. Специальные: непрерывность; последовательность наращивания тренирующих воздействий; цикличность;
3. Гигиенические: сбалансированность нагрузок; рациональность чередования деятельности и отдыха; возрастная адекватность; оздоровительная направленность всего образовательного процесса; осуществление личностно–ориентированного обучения и воспитания.
Для выполнения требований по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО имеется:
1. Физкультурный зал, оснащенный применяемым оборудованием: гимнастической стенкой, массажерами, матами, модулями, обручами, скакалками, дугами, гантелями и т. д. ;
2. Уличная спортплощадка, оснащенная гимнастическими лестницами, дугами для подлезания, металлическими конструкциями для развития равновесия и координации, площадкой для игры в баскетбол, волейбол, футбол. Для обогащения двигательного опыта детей на воздухе используются самокаты, бадминтон, волейбольная сетка, баскетбольные мячи, скакалки;
3. Тренажерный зал, оснащенный детскими тренажерами для комплексного развития мышечного корсета, а также систем и функций организма ребенка (сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных и терморегуляционных процессов);
4. «Центры здоровья» для активизации двигательной деятельности дошкольников в течение дня во всех возрастных группах, способствующих становлению основ здорового образа жизни;
5. Измерительные приборы: динамометр кистевой, секундомер, спирометр, рулетка, тонометр.
При условии проведения предварительной работы, интеграция может быть расширена до 4 образовательных областей, поэтому целесообразна интеграция содержания области «Физическое развитие», с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Перечень проводимых мероприятий, позволяющих интегрировать направление «физическое развитие» с другими областями
1. Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие».
«Каблучок». «Лохматый пёс», «Гуси, гуси», «Кот и мыши», «У медведя во бору». Подвижные игры с бегом «Догоните меня!», «Птички летают». С прыжками «Через ручеек», «Поймай комара». Кроме того проводились утренники, например, «Праздник мам и бабушек», спортивные мероприятия, например, «Самый спортивный папа».
2. Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью «Познавательное развитие».
Подвижные игры и упражнения:
«Найди свой цветок», «День-ночь», «Кто попадет», «Всё дальше и выше», «На птичьем дворе», «Солнышко и дождик», экологическая неделя «Забавная черепашка».
3. Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью «Речевое развитие»
Подвижные игры и игровые упражнения: «Карусели», «У медведя во бору», «Вышла курочка-хохлатка», «Поезд», «Три медведя шли домой», «Буратино потянулся», «Часы», «Да-да-да!», «Мы топаем ногами», «Курочка хохлатка», «Лохматый пёс», «Лягушки», совместное развлечение с родителями «Это моя мамочка»
4. Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие».
Подвижные игры-песенки «Вот левая, вот правая», «Тук-ток-туки-ток», «У жирафа». Игры-пляски с предметами: «Пляска с платочками», «Танец с флажками», «Танец с лентами», «Танец с погремушками», патриотическое мероприятие «Поиграем со Смоляночкой».
Помимо перечисленных приемов технология занятий в ДОО предусматривала реализацию следующего алгоритма: утренняя гимнастика (как средство тренировки и закаливания организма); закаливание; подвижные игры на прогулке; физкультминутки в организованной образовательной деятельности; физкультурные занятия; гимнастика пробуждения; самостоятельная двигательная деятельность детей, позволяющая снять физическое и психическое утомление; совместная деятельность в форме физкультурных праздников и досугов, дней здоровья, спортивных кружков, спортивных игр на воздухе, которые дополняют естественную потребность детей в движении; медико-педагогический контроль.
Проведенные занятия показали, что применение тематического элемента, позволило детям с большим желанием повторяют одни и те же движения, не утомляясь от этого. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий также являются важными условиями при обучении детей движениям и целостного развития ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выдрин В. М. Осмысление интегративной сущности физической культуры – магистральный путь формирования ее теория / В. М. Выдрин, Ю. Ф. Курамшин, Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 1996. – №5 – 11-20 с.
2. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении : коллективная монография: сбор. науч. тр. / под ред. Л. В. Трубайчук. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. — 174 с.
3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М. : Физическая культура и спорт, 1991. – 543 с.
4. Мищенко Н. Ю. Реализация интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дисс. канд. пед. наук : (13.00.04) / Мищенко Наталья Юрьевна. – Челябинск. 2003. – 195 с.
5. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа / Л. И. Пензулаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 112 с.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 №1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 167 с.
8. Чернышенко Ю. К. Научно-педагогическое основание инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дисс….д-ра пед. наук (13.00.04) / Чернышенко Юрий Константинович. – Краснодар, 1998. – 392 с.
9. Яркина Т. Н. Развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников / Т. Н. Яркина // Научно-педагогическое образование, 2014. – Вып. 2 – с. 51-58.