надежда урусова
Развитие интереса у детей к физкультурным досугам посредством интеграции образовательных областей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных путей воздействия на интерес к физическим упражнениям через физкультурный досуг является организация и проведение досугов с элементами интеграции, охватывающих определённые виды деятельности детей в дошкольном учреждении, включающая разнообразные образовательные области (познавательное развитие, социально - коммукативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Интегрированный физкультурный досуг является действенным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребенка; он дудит в его душе интерес к окружающему миру, развивается познавательный интерес. Сущность интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на физкультурном досуге имеется возможность решать несколько задач развития детей.
Публикация «Развитие интереса у детей к физкультурным досугам посредством интеграции образовательных областей в ДОО» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Раскроем как используется интеграция образовательных областей при проведения физкультурного досуга.
Речевое развитие
Учеными установлена прямая значимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом. Любая двигательная активность повысит интерес ребенка, если при проведении соревнований, подвижных игр дети используют считалки, словесные игры, читают стихи. Особенно тесно связано со становление речи является развитие мелкой мускулатуры. Движения рук, в частности упражнения для пальцев, является хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего её совершенствования. Известный философ Кант говорил, что «рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Уровень речевого развития ребенка зависит от, того насколько успешно развита у него мелкая мускулатура. Особый интерес у детей вызывают небольшие стихи с показом движений, пальчиковая гимнастика, динамические паузы при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развита его речь, фантазия, развиваются творческие способности.
Познавательное развитие
Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнениях увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряется зрительно-двигательные реакции. На физкультурном досуге дети встречаются математическими отношениями, где необходимо сравнить предметы по величине и форме или определить, что в низу, что вверху. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке задания обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к физкультурному инвентарю, который обычно используется при выполнении физических упражнений, можно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, карточки с изображением характерных признаков времен года, ориентировки в пространстве. Расширить и уточнить представление детей о предметном мире.
Социально - коммукативное развитие
Интеграция происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время выполнения физических упражнений, во время эстафет, развитие нравственных качеств, поощрение проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, оценивая результаты игр и соревнований, где формируются представления о себе, собственных возможностях.
Художественно – эстетическое развитие
Интеграция физкультурного досуга и музыки создает положительный эмоциональный фон, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Использование музыкальных произведений в двигательной активности (ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение, проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характере) предполагает художественно-эстетическое развитие.
Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию: опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.
В процессе изобразительной деятельности у дошкольников активизируется фантазия, развиваются творческие способности, развиваются умения действовать в коллективе, создается эмоциональный настрой на развитие интереса и желание выполнять физические упражнения. Дети учатся доводить начатое дело до конца, сосредотачиваться, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Внедряя интеграцию образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями, обеспечивает их целостное развитие, как гармоничное развитие личности, путем интеграции двигательной, познавательной и игровой деятельности.
Одним из основных условий и показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервно системы. При движениях интенсивнее протекают физиологические процессы, что ведет к улучшению работы всех внутренних органов и систем. Нервная система играет важную роль в формировании двигательных навыков. Об этом свидетельствуют теоретические исследования П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, которые вносят значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процесс обучения. С развитием центральной нервной системы движения ребенка становятся все более разнообразными, точными координированными, он способен контролировать свои действия. Основная работа с детьми этого возраста направлена на совершенствование навыков движений. Для детей этого возраста вводится большее количество физических упражнений с сохранением равновесия. Ходьба становится более координированной, исчезают лишние движения, увеличивается длина шага. Дети шести лет более активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребенок умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий. Благодаря движению окружающий мир открывается ребенку во всем его многообразии; память, мышление, речь ребенка становится совершеннее. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Форма проведения такого физкультурного досуга нестандартна и интересна. Использование различных видов деятельности в течение всего досуга поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточно эффективности физкультурного досуга. Таким образом, методически правильно организованная работа по подготовке и проведению физкультурного досуга призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать интерес и желание заниматься физическими упражнениями.
Такой физкультурный досуг развивает творчество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность движений.