НЕЛЛИ ГРИМАЛЬСКАЯ
Рабочая программа педагога с учетом ФГОС (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
вторая младшая группа №8 «Светлячок»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основании : Закона РФ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Закона№461-83-ФЗ от 17.07.13. «Об образовании в Санкт-Петербурге» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. ; «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» авторского коллектива под ред. Вераксы Н. Е. Рабочая программа предназначена для детей 3-4лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно- тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В данной рабочей программе используются ИКТ (информиционные компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии на основе пособия Сизовой «Валеология».
Публикация «Рабочая программа педагога с учетом ФГОС (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1.1 Целью
рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасност и жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, 2
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения.
Задачи:
Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка. Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками; Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о людях, предметах и явлениях, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа; Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения; Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности; Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям; Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов. Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей: • Физическое развитие; • Социально – коммуникативное развитие; • Познавательное развитие; • Речевое развитие; • Художественно – эстетическое развитие. 3
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области. Направление «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие. Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир. Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями. Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ). Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. 4
1.2
Возрастные особенности психофизического развития детей (3-4 лет). В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. 5
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе- направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление 6
поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. 7
1.3
Педагогические ориентиры.
Задачи:
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений. Вырабатывать правильную осанку, совершенствовать культурно- гигиенические навыки, пространственную ориентировку. Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям. Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов. Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки. 8
Формировать элементарные математические представления. Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Продолжать воспитывать и развивать образ Я. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности. Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру. 9
1.4
Режим Примерный режим дня
Режимные моменты
Вторая младшая
группа
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность 7.00–8.20 Подготовка к завтраку, завтрак 8.20–9.00 Игры, подготовка к занятиям 9.00–10.00 Занятия (общая длительность, включая перерывы) 9.00–10.00 Подготовка к прогулке, прогулка 10.00–12.00 В о з в р а щ е н и е с п р о г у л к и, самостоятельная деятельность 12.00–12.20 Подготовка к обеду, обед 12.20–12.50 Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон 12.50–15.00 Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00–15.25 Полдник 15.25–15.50 Самостоятельная деятельность 15.50–16.35 Подготовка к прогулке, прогулка 16.35–17.50 В о з в р а щ е н и е с п р о г у л к и, самостоятельная деятельность, уход домой 17.50–19.00 10
Примерный режим дня во второй младшей группе (теплый период) :
Прием, самостоятельная деятельность 07.00 – 08.00 Утренняя гимнастика на свежем воздухе (по погоде) 08.00 – 08.05 Самостоятельная деятельность 08.05 – 08.30 Подготовка к завтраку, завтрак 08.30 – 09.00 Самостоятельная деятельность. Непосредственно образовательная деятельность (на прогулке). Прогулка 09.00 – 12.00 Обед 12.00 – 13.00 Подготовка ко сну, дневной сон 13.00 – 15.00 Самостоятельная деятельность. Полдник 15.00 – 16.10 Подготовка к прогулке, прогулка 16.10 – 18.30 11
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход домой. 18.30 – 19.00
Примерный режим дня во второй младшей группе (холодный период)
Прием, детей самостоятельная деятельность 07.00 – 08.00 Утренняя гимнастика 08.00 – 08.05 Подготовка к завтраку, завтрак 08.10 – 08.30 Самостоятельная деятельность 08.30 – 09.00 Непосредственно образовательная деятельность 09.00 – 09.15 Непосредственно образовательная деятельность 09.25 – 09.40 Самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке 09.40 – 10.00 Прогулка 10.00 – 12.00 Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.00 – 12.10 Обед 12.10 – 12.30 Подготовка ко сну, дневной сон 12.30 – 15.00 Постепенный подъем 15.00 – 15.15 Полдник 15.15 – 15.20 12
Самостоятельная деятельность 15.20 – 17.20 Подготовка к прогулке прогулка 17.20 –18.30 Возвращение с прогулки самостоятельная деятельность уход домой. 18.30-19.00 Режим двигательной активности 13
Формы работы
Виды занятий
3–4 года
Физкультурные занятия а) в помещении 2 раза в неделю 15–20 б) на улице 1 раз в неделю 15–20 Физкультурнооздоровительная работа в режиме дня а) утренняя гимнастика (по желанию детей) Ежедневно 5–6 б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15–20 в) физкультминутки (в середине статического занятия) Активный отдых а) физкультурный досуг 1 раз в месяц 20 б) физкультурный праздник — в) день здоровья 1 раз в квартал Самостоятельная двигательная деятельность а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования Ежедневно б) самостоятельные подвижные и спортивные игры Ежедневно
1.6
Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 3 -4 лет.
1.
Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. Ребёнок владеет соответствующими возрасту основными движениями. Имеет потребность в двигательной активности, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной деятельности. Участвует в совместных играх и выполняет физические упражнения. Пользуется физкультурным оборудованием в свободное время. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
2.
Любознательный, активный. Ребёнок интересуется различными видами совместных игр; собственным Я, происходящими с ним изменениями; предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, взаимосвязи в природе; участвует в сезонных наблюдениях. Задает вопросы взрослому, слушает рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни, новые сказки, стихи, участвует в обсуждениях, разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей. Проявляет активность в создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунке, лепке, аппликации. Участвует в праздниках, постановках, совместном досуге и развлечениях.
3.
Эмоционально отзывчивый. 14
Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим; откликается на эмоции близких, проявляет желание пожалеть, помочь другу. Эмоционально- заинтересованно следит за развитием действия в кукольных спектаклях, играх-драматизациях. Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием событий, сопереживает персонажам, пытается с выражением читать наизусть небольшие стихотворения. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, красоту окружающих предметов, изображает простые предметы и явления, передавая яркую образность. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии, выразительно передает игровые и сказочные образы. Проявляет желание отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
4.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет в быту и самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками объединяться в группы из2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в СР И, взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре. Может делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями, в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому; адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого. Обращается к воспитателю по имени и отчеству.
5.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, 15
соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице, на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил. Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх. Может общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки плохих и хороших поступков. Понимает необходимость дружелюбия и взаимопомощи. Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания». Умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при помощи взрослого. Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке, после игры убирать игрушки строительный материал. После объяснения понимает поступки персонажей и последствия этих поступков.
6.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Стремится самостоятельно выполнить элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения (убирать игрушки). Может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Использует разные способы исследования предметов, включая простейшие опыты. Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Проявляет 16
желание сооружать постройки по собственному замыслу. Умеет занимать себя игрой, художественной деятельностью.
7.
Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире и природе. Имеет первичные представления о себе (знает свое имя, возраст, пол, первичные гендерные представления (мужчины- смелые, решительные, женщины- нежные, заботливые). Называет членов семьи и их имена. Знает название родного города. Имеет представление о некоторых профессиях.
8.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Имеет простейшие навыки культурного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности. В случае проблемной ситуации обращается за помощью. Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности.
9.
Овладевший необходимыми умениями и навыками. Владеет умениями и навыками необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
1.6
Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 17
3 -4 лет. Направление
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Здоровье. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде устраняет его при небольшой помощи взрослого). Пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой). Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. Физическая культура. Умеет ходить прямо, не шаркая ногами в заданном направлении. Умеет бегать сохраняя равновесия изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе при ограниченной плоскости. Может ползать на четвереньках лазать по лесенке-стремянке гимнастической стенке произвольным способом. Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см. Может катать мяч в заданном направлении с расстоянии 1,5м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол бросать вверх 2- 3 раза подряд и ловить. Может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м. Направление
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП). 18
Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же». Различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы. Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева- справа, над-под; понятия времени: суток утро-вечер- день-ночь. Называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет называет признаки (цвет, форму, материал). Ориентируется в помещениях детского сада и на участке. Ознакомление с окружающим миром. Региональный компонент-Называет свой родной город Санкт- Петербург,улицу на которой живёт. Знает и называет некоторые растения животных и их детенышей. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляет бережное отношение к природе. Конструктивная деятельность. Знает называет и правильно использует детали строительного материала. Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки надстраивает или заменяя одни детали другими. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.