Ольга Перикова
Рабочая программа воспитателя: образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП) (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сухотинский филиал дошкольное отделение
МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
Образовательная область познавательное развитие
(ФЭМП)
(1 младшая, 2 младшая группы)
Составила воспитатель : Перикова О. В.
Сухотинка 2016
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа воспитателя: образовательная область „Познавательное развитие“ (ФЭМП) (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста.
Цель программы : формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Задачи:
Развивающие : развитие познавательного интереса, внимания, памяти; развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных
предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Образовательные : продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета,
гладить их и т. д.). Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей, складные кубики (4–6 шт.) и др.).
Воспитательные : воспитывать умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Возрастные особенности детей (2-3 лет) первая младшая группа
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Количество
• Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
• Учить различать количество предметов (один — много).
Величина
• Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма
• Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве
• Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
• Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
• Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Срок реализации программы
Данная программа разработана сроком на один учебный год (2016 – 2017)
Целевые ориентиры освоения программы
• 2 года - ориентируется в 2-3 контрастных величинах предметов; подбирает по образцу взрослого 3 контрастных цвета; методом проб и ошибок пытается разрешить проблемную ситуацию;
• 3 года - имеет представление о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный)
• С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.
• Различает один и много предметов.
• Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.
• Узнает шар и куб.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год
Количество образовательных
ситуаций в неделю Длительность образовательной
ситуации Форма организации образовательного процесса
36
1 раз в неделю 10 минут групповая
Тематический план
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе Объем учебной нагрузки (часы)
Количество 12
Величина
8
Форма 10
Ориентировка в пространстве 6
Итого:
36
Календарно-тематическое планирование
Вид деятельности Тема и цели детско-взрослой деятельности
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
1 2 3 4 5
Сентябрь
ФЭМП Цель : развитие предметных действий Цель: развитие предметных действий Цель: развитие предметных действий Цель: развитие предметных действий
Октябрь
Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить. Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; формирование умения производить действия с предметами: обводить форму ладошкой, катать, ставить. Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик; формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки. Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; формировать умение сооружать простейшие постройки
Ноябрь
Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик; совершенствование предметных действий Цель: развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький Цель: развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький; совершенствование предметных действий Цель: развитие умения различать предметы контрастные по величине кубики и называть их: большие кубики, маленькие кубики; формировать умение сооружать простые постройки
Декабрь
Цель: развитие умения различать предметы контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик; совершенствование предметных действий Цель: развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики; формирование умения группировать предметы по величине Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много – один Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много – один
Январь
Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много – много; формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе Цель: развивать умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький; развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много – один, один – много Цель: развивать умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький; развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много – много Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много – мало, мало – много
Февраль
Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; развитие умения различать количество предметов: один – много; развитие предметных действий Цель: формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; развитие умения различать количество предметов: много – много Цель: развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много – много; развитие предметных действий Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много – один, один – много, много – много
Март
Цель: развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много – много; формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине Цель: формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много – мало; формировать умение сооружать простые постройки Цель: формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много – много; формировать умение сооружать простые постройки Цель: формирование умения различать предметы по форме (кубик, шарик) и цвету; развитие умения различать и показывать части своего тела; формирование умение сооружать простые постройки
Апрель
Цель: формирование умения различать предметы по величине и цвету; развитие предметных действий Цель: развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположении конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут) Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много – один, один – много, много – мало, много – много; развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении Цель: развитие умения различать количество предметов (много – один, использовать в речи существительные во множественном и единственном числе; развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении
Май
Цель: развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много – один, один – много, много – мало, много – много; развитие предметных действий Цель: формирование умения различать предметы по величине и обозначать их словами: большой, маленький; развитие предметных действий Цель: развитие умения различать количество предметов (много – один, использовать в речи существительные во множественном и единственном числе; развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении Цель: формирование умения различать предметы по величине и цвету; развитие предметных действий
Работа с родителями на 2016-2017 год
Месяц Форма работы
сентябрь Консультация «Зачем детям математика»
октябрь Анкетирование по ФЭМП
ноябрь Помощь родителей в изготовлении д/и по математике своими руками
декабрь Родительское собрание на тему «Дидактические игры по математике с малышами»
январь Консультация для родителей «Правое и левое. Как научить
ребенка не путать стороны»
февраль Оформить папку – передвижку «Занимательная математика»
март Выставка работ на тему «Занимательные формы»
апрель Консультация для родителей «Изучаем математику дома»
май Подведение итогов
ЛИТЕРАТУРА:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2015.
2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» вторая группа раннего возраста - М. : Мозаика – Синтез, 2016.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
4. Сербина Е. В. «Математика для малышей»
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
6. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
7. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» вторая группа раннего возраста под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2015