Инна Воронина
Рабочая учебная программа (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64 «Пингвинёнок»
Принята на
педагогическом совете
«___»___2011г. Утверждена:
заведующим МБДОУ ДСКВ № 64
Приказ №___
от «___»___2011г.
___Л. П. Куванова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
группа общеразвивающей направленности
для детей от 3 до 4 лет.
Воспитатели:
Погодина Н. В. ,
Воронина И. В.
Содержание рабочей учебной программы
Публикация «Рабочая учебная программа (младшая группа)» размещена в разделах
(вторая младшая группа)
Введение…. 4
1. Раздел программы – «Развиваем речь детей»…. 6
1.1. Пояснительная записка….7
1.2. Учебный план…7
1.3. Задачи….8
1.4. Возрастная динамика…8
1.5. Методические приемы…. 9
1.6. Рекомендуемая литература…. 9
1.7. Перспективно-тематическое планирование…. 11
2. Раздел программы – «Математическое развитие»….46
2.1. Пояснительная записка…. 47
2.2. Учебный план…. 47
2.3. Задачи…. 48
2.4. Возрастная динамика…. 49
2.5. Методические приемы…50
2.6. Рекомендуемая литература….50
2.7. Перспективно-тематическое планирование…. 51
3. Раздел программы – «Ребенок открывает мир природы»….83
3.1. Пояснительная записка…. 84
3.2. Учебный план…. 84
3.3. Задачи…85
3.4. Возрастная динамика…. 86
3.5. Методические приемы….86
3.6. Рекомендуемая литература….87
3.7. Перспективно-тематическое планирование…. 88
4. Раздел программы –
«Ребенок входит в мир социальных отношений»…106
4.1. Пояснительная записка….107
4.2. Учебный план…107
4.3. Задачи….108
4.4. Возрастная динамика…109
4.5. Методические приемы…. 109
4.6. Рекомендуемая литература…. 110
4.7. Перспективно-тематическое планирование…111
5. Раздел программы – «Изобразительное искусство и художественная деятельность»…150
5.1. Пояснительная записка…. 151
5.2. Учебный план…151
5.3. Задачи…152
5.4. Возрастная динамика…. 154
5.5. Методические приемы…. 155
5.6. Рекомендуемая литература…. 155
5.7. Перспективно-тематическое планирование…156
6. Раздел программы –
«Чтение художественной литературы»…. 186
6.1. Пояснительная записка….187
6.2. Учебный план…187
6.3. Задачи….188
6.4. Возрастная динамика…188
6.5. Методические приемы…. 189
6.6. Рекомендуемая литература…. 189
6.7. Перспективно-тематическое планирование. 190
7. Приложение. Педагогический мониторинг для всех разделов. 206
Введение.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство», разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, составляющая основу рабочей учебной программы, создавалась авторами как программа обогащенного развития для детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации - индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Девиз программы «Детство» : «Чувствовать - Познавать - Творить».
Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Линия чувств определяет задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Линия познания решается через задачу - способствования развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлении, развитию умственных способностей и речи.
Рабочая программа составлена с учетом особенностей детей данной группы.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Рабочая учебная программа по разделу
«Развиваем речь детей»
Образовательная область: «Коммуникация»
для детей от 3 до 4 лет
Пояснительная записка.
Учебная рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева.
Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способом. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.
Речь у детей младшего возраста начинает играть важную роль в общем психическом развитии детей. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др., он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок).
Задача воспитателяв области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
1. Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
2. Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.
3. Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».
Рабочая учебная программа по разделу
«Математическое развитие»
Пояснительная записка.
На четвертом году жизни основной заботой взрослых является накопление детьми опыта практических действий с предметами, а также с песком, водой, камешками и т. д. Поэтому разнообразные окружающие предметы, игрушки, отличающиеся по размеру, цвету, форме, используются в качестве наглядного материала для познавательных игр, развивающих упражнений.
В силу возросшего интереса детей к процессу со считывания чисел уделяется внимание развитию умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие, все квадратные и большие). Обобщение предметов по свойствам, сравнение по количеству создают предпосылки для освоения умения определять равенство и неравенство двух количественных групп. В содержательной практической или игровой деятельности дети осваивают приемы наложения и приложения. В ходе таких действий ими осмысливается сущность взаимно-однозначного соответствия двух множеств. От обобщения групп предметов по свойствам (все круглые, а эти все -квадратные) дети легко переходят к обобщению по количеству (круглых столько же).
Данная рабочая программа по математическому развитию детей составлена по разделу «Первые шаги в математику» (пр. «Детство»)
Рабочая учебная программа по разделу
«Ребенок открывает мир природы»
Образовательная область: «Труд»,«Познание»
для детей от 3 до 4 лет.
Пояснительная записка.
Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию педагогического процесса.
Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Продуманное системное знакомство дошкольников с миром природы позволяет не только развивать у него важнейшие операции мышления, но также сформировать экологическое сознание, ценностные ориентации в поведении и деятельности
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
1. Ребенок интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать).
2. Любопытен, многократно задает вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?», использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы.
3. Эмоционально реагирует на красивое и некрасивое.
4. Различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы.
5. Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам.
Рабочая учебная программа по разделу
«Ребенок входит в мир социальных отношений»
Образовательная область: «Социализация»,«Познание», «Безопасность»
для детей от 3 до 4 лет.
Пояснительная записка.
Раздел «Социальный мир» является интегративным. В перспективном планировании этот отдел представлен следующими направлениями: «Труд взрослых», «Художественная литература» «Этикет и ситуация общения», «Предметный и рукотворный мир», «Краеведение», «Безопасное поведение». Особое значение в социализации младших дошкольников отводят совместной деятельности воспитателя и детей. Умелое использование приемов, средств, методов ения, способов организации деятельности позволят педагогу создать развивающую педагогическую среду, организовать педагогически целесообразное взаимодействие взрослого иребенка. Основной заботой педагога является развитие интересов, способностей каждого ребенка, стимулирование активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проверять пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Специальный раздел программы, названный «Ребенок входит в мир социальных отношений», определяет основные ориентиры в содержании процесса развития социального мышления, чувств, поведения дошкольников.
Задачи на первый квартал:
Побуждение воспитателем детей к эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок.
Освоение детьми разных способов взаимодействиясо взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; проявление вежливости и сопереживания во взаимоотношениях.
Формирование представлений о людях (взрослых и сверстниках, об особенностях их внешнего вида, половых различиях.
Развитие умения соотноситьсвои интересы и желания с интересами других детей в повседневной жизни.
Понимание связи между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей, взрослых.
Изменение ролевого поведения в ходе игры в зависимости от роли партнёра.
Представление о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах своей семьи и ближайших родственниках.
Выделение действий и поступков взрослых, в которых проявляется из забота о других – о детях, о животных, и др.
Формирование добрых чувств к членам семьи, их действиям.
Различение ярко выраженных эмоциональных состояний людей (радость, веселье, слёзы, гнев).
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует) :
1. Ребенок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия, эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких.
2. Дружелюбно настроен. Спокойно играет рядом с детьми, а также вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Охотно участвует в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.
3. Любознателен, задает много вопросов о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) — как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
4. Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий.
5. Охотно посещает детский сад, включается в общий ритм жизни, с доверием относится к воспитателю. Знает стихи, песенки, потешки, по просьбе старших охотно исполняет их.
Достижения ребенка (Что нас радует) :
1. Ребенок в совместной со взрослым деятельности интересуется проявлениями эстетического в быту, явлениях и объектах природы, произведениях искусства. Есть предпочтения: любимые книги, наряды кукол, цвета карандашей, изобразительные материалы.
2. Эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видит некоторые эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета. В диалоге со взрослым может высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.
3. Внимательно рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации. Различает, выделяет некоторые предметы народных промыслов (игрушки, украшенные предметы, их назначение, материалы, из которых изготовлены некоторые предметы. Различает некоторые элементы росписи; различает скульптурные образы, живописные и графические изображения (иллюстрации, узнает изображенные в них предметы и явления. Различает и верно называет основные цвета и некоторые оттенки, 3—4 формы, проявления величины, пространственные отношения.
4. Создает простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.
5. Освоил некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы, способы создания изображения. Передает сходство с реальными предметами, обогащает образ выразительными деталями.
Рабочая учебная программа по разделу
Ребенок в мире художественной литературы
Образовательная область:
«Чтение художественной литературы»
для детей от 3 до 4 лет.
Пояснительная записка.
Дети знакомятся с художественными произведениями разных видов и жанров. В круг их чтения входят разные произведения русского и зарубежного детского фольклора: потешки, песенки, прибаутки, заклички обращения к природе. Им знакомы народные сказки: кумулятивные (основанные на повторении однотипных действий) и о животных, некоторые произведения русской и зарубежной классики (поэтические тексты, их фрагменты и проза, а также рассказы, сказки и стихи современных авторов.
Дети начинают понимать на конкретных примерах, что содержанием литературных произведений является окружающая действительность и жизнь человека, прежде всего ребенка, его чувства, действия с предметами, игрушками, животными. Начинают понимать значение иллюстрации в детской книге.
Дети узнают наиболее простые особенности литературной речи – знают простые традиционные средства выразительности языка фольклора: «говорящие» имена героев сказок о животных, типичные для детского фольклора слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, постоянные формулы начала и окончания сказки.
Дети знают, как можно выразить свое отношение к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх – драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театра.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.
2. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток, простых народных и авторских сказок (в основном о животных, рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
3. Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.
4. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
5. Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и прибауток, на интонационную выразительность рассказчика-взрослого.
6. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.
Любознательный, активный. Ребенок проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения («Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»).проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, красками, бумагой. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
Эмоционально отзывчивый. Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей (радость, веселье, слезы, гнев, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, а также и животных («Дети играют с котятами – всем весело», эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживает героям.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок охотно включается в совместную деятельность совзрослыми, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнение режимных моментов.
Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности: может спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяется в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и прочее.
У ребенка значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, он пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя», может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми.
Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляют стремление к положительным поступкам, но их взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
Способный решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражании образом животных, танцевальные импровизации и т. п.).принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
Ребенок владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения.
Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Представления о себе. Ребенок знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.).
Представление о семье и обществе. Ребенок узнает дом, квартиру, в которой он живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников (бабушку, дедушку, тетю, дядю). Разговаривает со взрослыми о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий.
Ребенок понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
Представления о природе. В общении с воспитателями и сверстниками ребенок называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения и обитателей уголка природы, их действия, яркие признаки внешнего вида («Золотая рыбка живет в аквариуме, плавает, ест корм, у нее красивый хвост и плавники»).
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Ребенок внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.