Парфененкова Ирина
Рабочая программа педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОВЗ. Занятия (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 7. Неречевые средства общения.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Ветер дует на…»
Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Содержание: Со словами «Ветер дует на…» взрослый начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра… брат… кто больше всего любит сладкое… и т. д.». или педагог и ребёнок играют друг с другом.
Публикация «Рабочая программа педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОВЗ, Занятия (продолжение)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
3.1. Беседа «Как можно общаться без слов».
Цель: понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
Содержание: Обсудить с детьми, с помощью каких средств они могут общаться с другими людьми. Наверное, они сразу же назовут речь. Спросить их, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать своё эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чём думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения.
Игра "Магазин игрушек"
Цель: учить детей невербальным способам описывать предмет.
Ход: дети сидят в кругу на стульях. Сегодня мы отправляемся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из вас. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать.
3.2. «Иностранец».
Цель: развитие языка жестов, мимики и пантомимики.
Содержание: К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложить детям (ребёнку) пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, всё это без слов.
3.3. «Через стекло».
Цель: развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Содержание: Детям (ребёнку и психологу) предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора детям можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т. п., или дети сами придумают свои сообщения. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.
3.4. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.5. «Испорченный телефон» (при подгрупповой форме)
Цель: понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.
Содержание: Дети садятся в одну линию. Первый ребёнок задумывает слова. Задача – передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шёпотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребёнок сообщает, что послышалось ему.
3.5. «Подарок другу».
Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.
Содержание: Один ребёнок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику» или педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
4. Релаксация «Спящий котенок».
Цель: расслабление мышц тела.
Содержание: Дети (ребёнок) исполняют роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. Целый день весёлые котята гуляли на улице. И вот наступил вечер. Лапки у котят устали, стали тяжёлыми, и котята легли спать. У котят мерно поднимаются и опускаются животики. Они дышат ровно и бесшумно, им снится красивая бабочка. Но вот наступает утро, котятки потягиваются, улыбаются и медленно встают с мягких и уютных ковриков.
5. Рефлексия.
Цель: закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей (ребёнка) сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети или ребёнок, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 8. Уроки вежливости.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Паровозик».
Цель: настроить детей на совместную работу.
Содержание: Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя. Я начну: «Ю – ля, Ю – ля…». Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть своё имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять её имя… Поехали! Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет «паровозиком», и мы уже втроём будем повторять его имя.
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.
или педагог-психолог с ребёнком играют вдвоём.
Отлично!
3.1. «Ритуалы общения».
Цель: обучить детей употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией.
- Какими словами вы (ты) встречаете новый день? А что говорят вам (тебе) родители, когда вы проснулись?
- Давайте разыграем с вами такую ситуацию. Необходимо изобразить, как будят и что говорят вам ваши родные: мама, папа, старшая сестра, бабушка, дедушка. Давайте определим, кто какую роль будет выполнять. - Какие ещё слова приветствия вы (ты) знаете?
- Посмотрите на эти иллюстрации, как вы думаете, кто первым должен поздороваться? (Иллюстрации с изображением мальчика и девочки, взрослого человека и ребёнка.)
- Конечно, первыми должны поздороваться мальчик с девочкой, ребёнок со взрослым. А вы всегда так поступаете.
- Какие слова могут звучать при обращении к знакомым и незнакомым взрослым, к ровесникам? («Доброе утро», «Добрый день», «Здравствуйте»; «Привет», «Салют».)
Игра "Вежливый трамвайчик"
Цель: закрепить знание вежливых слов.
Ход: дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, кондуктор обелечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова. При этом одно и тоже слово не должно повторяться дважды.
3.2. «Слова благодарности».
Цель: обучить детей (ребёнка) уместному использованию слов благодарности.
- Я сейчас вам (тебе) прочитаю стихотворение-загадку, послушайте.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
- Кто догадался, что это за слово? (Спасибо.) Что это слово означает? Когда мы его произносим? (Когда благодарим другого за что-то.)
- Кого вы благодарите и за что?
Когда это слово можно услышать в транспорте? (Когда человеку уступили место.) В магазине? (Когда продавец отдаёт покупку.) В парикмахерской? (Когда подстригли или сделали причёску.)
- Кто знает, как ещё можно поблагодарить человека? Назовите слова. (Благодарю, большое спасибо.)
- Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы люди перестали благодарить друг друга? Какими бы стали люди?
3.3. «Пожалуйста».
Цель: вырабатывает навык употребления «волшебных» слов.
Содержание: Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается - выбывает из игры. Или педагог-психолог играет с ребёнком вместе.
3.4. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда)
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.5. «Вежливые слова».
Цель: развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости.
Содержание: Игра проводится с мячом, в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произнести только слова приветствия (здравствуйте, привет, благодарности (спасибо, пожалуйста, извинения (извините, сожалею, прощания (до свидания, спокойной ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
4. Релаксация «Внушение».
Цель: укрепление уверенности в себе.
Содержание: Сегодня ты как будто принял теплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по твоему телу, и все оно согревается. От пяток до головы чувствуешь тепло от горячей ванны и еще от того, что рядом мама. Вспомните это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда ты уверен в себе, собран, внимателен. Ты улыбаешься, и эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Глаза открыты. Встать. Потянуться. Сбросили руки свободно, еще раз потянулись, бросили руки. Наше занятие продолжается.
5. Рефлексия.
Цель: закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей (ребёнка) сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети или ребёнок, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 9. Я и другие.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Съедобное – несъедобное».
Цель: объединение детей.
Содержание: Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду, то ребёнок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребёнок, несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребёнку и бросает мяч.
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
3.1. «Волшебные очки».
Цель: учить детей ориентироваться на внешние качества личности сверстника, умению «разглядеть» положительные качества в людях. Коррекция низкой самооценки.
Содержание: Детям (ребёнку) предлагается «надеть волшебные очки». Инструкция: «Сегодня мы будем поочерёдно надевать волшебные очки. А волшебные они потому, что позволяют увидеть самое лучшее, что есть в каждом из нас, даже то, чего мы обычно не замечаем. Представьте, что вы внимательно смотрите сквозь волшебные очки на всех присутствующих, и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом».
Дети должны рассказать о тех качествах, которые они заметили в других после того как «надели» волшебные очки.
Можно «надевать» воображаемые очки, а можно и оправу, позаимствованную в театральном уголке или сделанные вручную из подручного материала.
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
3.2. «Царевна Несмеяна».
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Содержание: Взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая всё время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться её рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выиграет тот, кто сумеет всё-таки вызывать её улыбку или смех.
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
3.3. Игра «Дракон».
Цель: развитие двигательной активности, ослабление негативных переживаний.
Содержание: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – голова дракона, последний – хвост дракона. Голова дракона пытается поймать хвост, а тот уворачивается от нее. Роли головы и хвоста выполняются детьми поочередно.
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
3.4. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.5. «Зеркало».
Цель: развитие наблюдательности, коммуникативных способностей.
Содержание: Из группы детей выбирается водящий. Представляется, что он пришёл в магазин, где много зеркал. Водящий встаёт в круг, а дети полукругом. Водящий показывает движения, а зеркала повторяют.
После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными.
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
4. Релаксация «Конкурс лентяев».
Цель: расслабление мышц.
Содержание: Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук -
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Затем дети (ребёнок) по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или на коврик и, пока звучит песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.
5. Рефлексия.
Цель: закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей (ребёнка) сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети или ребёнок, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 10. Учимся справляться с гневом.
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Кто позвал?» (при групповой форме)
Цель: сближение ребят, развитие внимания, памяти, упражнение слухового анализатора.
Содержание: Дети стоят в кругу, ведущий в центре круга.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай.
Ведущий даёт знак одному ребёнку и тот называет водящего по имени, который должен отгадать, кто его позвал.
3.1. «Тренируем эмоции».
Цель: развитие умения различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения различных эмоциональных состояний; развитие выразительности движений.
Содержание: Психолог просит детей (ребёнка) :
Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнуться, как кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто ты увидел чудо. Позлиться как ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; человек, которого толкнули. Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.
3.2. Беседа с детьми (ребёнком).
Цель: диагностика агрессивности.
- Вам (тебе) приходилось в жизни злиться?
- Из-за чего вы (ты) злитесь?
- Когда вы (ты) чем-нибудь рассержены, что вам (тебе) хочется сделать? ( Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)
- Что вы (ты) делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса взрослый может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)
3.3. «Жужа» (при подгрупповой форме работы)
Цель: упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.
Содержание: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.
3.4. «Выбиваем пыль».
Цель: познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
Содержание: Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
3.5. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.6. «Ругаемся овощами».
Цель: знакомство с игровыми приёмами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Предложить детям (ребёнку) поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т. д.
4. Релаксация «Волшебный сон».
Цель : развивать воображение, внутреннюю раскованность.
Содержание: начнем новую игру. Ложитесь так, как вам удобно. Сделайте вдох- выдох. Расслабьте ноги, руки.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко (2 раза).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
5. Рефлексия.
Цель: закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей (ребёнка) сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети или ребёнок, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».
Занятие 11. Дружба (1) .
1. Ритуал «Связующая нить».
2. Игра «Летает – не летает».
Цель: игра развивает произвольность и слуховое внимание.
Содержание: Педагог говорит : «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Например, муха - летает? Стол - летает? Если я назову предмет, который на самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, то не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».
Затем педагог начинает игру : «Голубь - летает?» - и поднимает руки. Дети говорят: «Летает» - и тоже поднимают руки. «Автомобиль - летает?» - спрашивает педагог и провокационно поднимает руки.
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
3.1. Беседа «Что ты знаешь о своём друге?»
Цель: формировать у детей понятия «друг», «дружба».
Содержание: Сегодня мне хотелось поговорить с вами (тобой) о дружбе, ваших (твоих) друзьях, без которых на свете жилось бы грустно.
Почему мы называем друзьями только некоторых людей?
Как вы выбираете своих друзей?
Где вы знакомились с друзьями?
Можете те ли вы сказать, как бы повёл себя ваш друг, если бы вы попали в беду?
А как ты ласково зовёшь друга?
3.2. Этюд «Скажи хорошее о друге».
Цель: развитие эмпатии и умения открыто выражать свои чувства.
Содержание: По желанию выбирается ребенок. Его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
3.3. Игра «Найди друга».
Цель: снижение психо-эмоционального напряжения; развитие внимания.
Содержание: Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
3.4. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
(по лексической теме занятия учителя-логопеда).
Цель: Развитие мелкой моторики, речи, психических процессов, повышение работоспособности; закрепление лексической темы занятия учителя-логопеда.
3.5. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Содержание: Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздаётся самое громкое рычание». «А кто может рычать ещё громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче. Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колёса работают чётко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры «крушение».
Вариант: педагог-психолог и ребёнок играют вдвоём.
Игра "Волшебный стул"
Ход: Один ребёнок садится в центр "на волшебный стул", остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
4. Релаксация «Спящий котенок».
Цель : расслабление мышц тела.
Содержание: Дети (ребёнок) исполняют роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. Целый день весёлые котята гуляли на улице. И вот наступил вечер. Лапки у котят устали, стали тяжёлыми, и котята легли спать. У котят мерно поднимаются и опускаются животики. Они дышат ровно и бесшумно, им снится красивая бабочка. Но вот наступает утро, котятки потягиваются, улыбаются и медленно встают с мягких и уютных ковриков.
5. Рефлексия.
Цель: закрепление позитивного опыта.
Содержание: Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей (ребёнка) сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети или ребёнок, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
6. Ритуал «Эстафета дружбы».