Парфененкова Ирина
Рабочая программа педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОВЗ. Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Благополучие отношений ребёнка со сверстниками, установление эмоционального контакта с окружающими людьми, установление новых социальных отношений – всё это важные условия внутреннего развития личности. Одной из причин изоляции ребёнка от сверстников и взрослых, выпадение из совместной деятельности коллектива является недостаточное развитие коммуникативных навыков, необщительность. Находя причину необщительности, пути её устранения педагоги решают важную проблему, помогают избежать серьёзных искажений поведения ребёнка, избавиться от состояния неуверенности, тревожности, беспокойства.
Публикация «Рабочая программа педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОВЗ, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Необщительность – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Недостаточно развитая коммуникативная сфера может проявляться следующим образом в поведении детей: беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита, нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, скованность при попадании в новую ситуацию.
Диагностический блок.
Цель: выявить индивидуально – типические проявления недостаточно развитой сферы общения у детей (ребёнка) группы детского сада, проследить их взаимосвязь с реальными достижениями ребёнка, положением в группе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Методики:
1. Методика личностной самооценки ребёнка «Лесенка» (В. Г. Щур).
2. Методика «День рождения» (М. Панфилова) с целью исследования межличностных отношений ребёнка.
3. Методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад) с целью определить круг значимого общения ребёнка, особенностей взаимоотношения в группе, выявление симпатий к членам окружения.
4. Наблюдение за детьми (ребёнком) в различных ситуациях.
Установочный блок.
Цель: создать установку у детей, педагогов, родителей на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Методы:
1. Индивидуальные беседы с родителями с целью создания установок на коррекцию у их детей (ребёнка) необщительности.
2. Проведение ненавязчивого настроя самих дошкольников на выполнение определённой деятельности.
Коррекционный блок.
Цель: постепенное устранение симптомокомлекса необщительности, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие уверенности в себе, гармонизация отношений ребёнка в семье и группе сверстников, формирование социального доверия, социальных эмоций.
Методы:
1. Организация специальной деятельности, направленной на коррекцию необщительности (тренинг, занятия, психодиагностика, игротерапия).
2. Беседа с родителями и воспитателями с целью устранения стереотипа восприятия необщительных детей и выработка определённой тактики поведения.
3. Изменение отношения дошкольника к необщительному ребёнку, акцент на положительные стороны, создание ситуации успеха.
Оценочный блок.
Цель: оценка эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы.
Использование методик диагностического блока. Проследить изменения в поведении ребёнка.
Ожидаемые результаты: После преодоления трудностей эмоциональное состояние и поведение ребенка нормализуется. Развивается самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки. Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка с взрослыми, сверстниками, игре, функционировании нервной системы.
Организация занятий.
Работа строится по принципу личностно ориентированного подхода к содержанию обучения, воспитания и развития.
Принципы работы :
- уважительное и доброжелательное отношение к детям (ребёнку, их потребностям. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием;
- каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признаются его ценность, значимость, уникальность;
- занятия проходят в игровой форме, что вызывает интерес;
- положительная эмоциональная оценка любого достижения ребёнка;
- создание у ребёнка чувства безопасности в системе отношений, благодаря чему он может свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять эмоции и чувства;
- позиция взрослого не «над», а «рядом» с ребёнком (сотрудничество);
- применение методов стимулирования: поощрение, убеждение, показ, оценка;
- постепенность коррекционно-развивающего процесса.
Занятия строятся в доступной и интересной форме с учётом возрастных особенностей детей (ребёнка). Оптимальная периодичность встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут. Курс состоит из 17 занятий. Одно занятие может повторятся 2 раза, чтобы дети (ребёнок) запомнили правила игр. Кроме того, дошкольники 5-7 лет любят знакомые игры и упражнения, они воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Структура занятия:
I. Ритуал начала занятия.
II. Основное содержание занятия (совокупность упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы).
III. Ритуал окончания занятия.
Воспитателям рекомендовано включение игр в педагогический процесс на формирование коммуникативных умений, в процессе которых дети (ребёнок) научатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и грамотно говорить (подборка игр представлена в тетради взаимодействия педагога-психолога и воспитателя).
Список используемой литературы:
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамичесие паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ пособие. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.
2. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/C.С Бычкова. – М. : Аркти, 2015. – 96 с.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва Издательство «Гном» и «Д» 2009
4. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / Под ред. Рузской А. Г. – М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. – 384 с.
5. Полякевич Ю. В., Г. Н. Осинина. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет : модели комплексных занятия/Волгоград. : Учитель, 2011. – 159 с.
6. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений/ О. А. Санькова// Среднее профессиональное образование. – 2015. - № 10. – С.
7. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности : старший дошкольный возраст/ А. Сиротюк//Дошкольное воспитание. – 2015. - № 6. – С. 6-7.
8. Чернецкая, А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / А. В. Чернецкая. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2014. – 512 с.
Список рекомендуемой литературы:
1. Гиппенрейтер Ю. П. Общаться с ребёнком. Как? ЧеРо. Сфера; Москва, 2003.
2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.
4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М. : Просвещение, 1987. – 207 с.
5. Репина Т. А., Стеркина Р. Б. Общение детей в детском саду и семье.