Ирина Нестерук
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука дорожного движения»
для 2 класса
Составитель: Нестерук Ирина Васильевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа, образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности : проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности во 2 классе.
Цель программы : формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы :
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 2 класса общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 34 часа.
1. Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты
с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
освоение с помощью учителя безопасного способа пути;
с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;
с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы;
внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи;
направленность на усвоение новых знаний и способов действий;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
умение выделять нравственный аспект поведения;
усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий;
формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности;
развитие морального сознания;
осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи;
с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге;
с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
работать по предложенному плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
составление плана последовательности действий;
переопределение познавательной задачи в практическую;
принятие практической задачи;
формирование самооценки.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами;
установление причинно - следственных связей;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
умение строить схемы;
самостоятельное создание способов решения задач;
умение структурировать материал;
построение логической цепи рассуждений;
умение использовать наглядные модели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска.
Коммуникативные УУД:
с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами;
с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения;
с помощью учителя формулировать собственное мнение и позицию;
с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
слушать и понимать речь других;
с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
чётко формулировать цели группы и проявлять собственную инициативу для достижения этой цели;
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты
- называть изученные важнейшие знаки дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика, дорожную разметку;
объяснять как вести себя в качестве пешехода и пассажира, правила движения на велосипеде, где можно играть и как обходить транспорт;
оценивать правильность поведения людей на дороге и в общественном транспорте, знать причины;
уметь переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
уметь правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде;
уметь переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки, проезжую часть с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной обстановке : не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
уметь обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, будут знать Правила:
•перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
•перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением
транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса будут уметь :
•переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
•обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
•при посадке и высадке из общественного транспорта;
•ориентироваться в дорожной обстановке : не выходить из-за препятствий и
сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
•не создавать помех движению транспорта;
•определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.
•дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
2. Содержание курса.
Безопасность пассажиров. Безопасность пешеходов. Знаем ли мы правила дорожного движения. Знаем ли мы правила дорожного движения. Основные понятия и термины ПДД. Предупредительные сигналы. Движение учащихся группами и в колонне. Перевозка людей. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. Нерегулируемые перекрестки. Оборудование автомобилей специальными приборами. Труд водителя. Разбор дорожных ситуаций на макете. Ситуации на дороге. Дорожные знаки. Основные виды травм и первая помощь при них. Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Обязанности велосипедистов. Оценка дорожных ситуаций. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Ответственность за нарушение ПДД.
3. Тематическое планирование.
Тема занятия Количество часов
всего теория практика
Вводное занятие. 1 1
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. 1 1
Практическое занятие. Почему на улице опасно (экскурсия) 1 1
Остановочный путь и скорость движения. 1 1
Пешеходные переходы. 2 1 1
Нерегулируемые перекрестки. 1 1
Регулировщик и его сигналы. 1 1
Проект № 1 «Регулируемая дорога». 2 1 1
Поездка на автобусе и троллейбусе. 1 1
Поездка на трамвае и других видах транспорта. 1 1
Дорожные знаки и дорожная разметка. 1 1
Дорога в школу. 1 1
Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». 1 1
Где можно и где нельзя играть. 1 1
Ты – велосипедист. 1 1
Поездка за город. 2 1 1
Дорога глазами водителей. 1 1
Учусь читать дорожные знаки. 2 1 1
Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». 1 1
Кодекс выживания городского пешехода. 1 1
КВН «Клуб внимательный пешеход». 1 1
Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. 2 1 1
Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». 1 1
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. 2 1 1
Почему дети попадают в дорожные аварии. 1 1
Итоговое занятие в «Автогородке». 2 1 1
Повторение 1 1
Итого 34 22 12
4. Календарно-тематическое планирование.
№
п/п Тема занятия
Дата проведения
План Факт
1 Вводное занятие. Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе. 04.09
2 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. 11.09
3 Практическое занятие. Почему на улице опасно? 18.09
4 Остановочный путь и скорость движения. 25.09
5-6 Пешеходные переходы. 02.10
09.10
7 Нерегулируемые перекрёстки. 16.10
8 Регулировщик и его сигналы. 23.10
9-10 Проект № 1 «Регулируемая дорога» 13.11
20.11
11 Поездка на автобусе и троллейбусе. 27.11
12 Поездка на трамвае и других видах транспорта. 04.12
13 Дорожные знаки и дорожная разметка. 11.12
14 Дорога в школу. 18.12
15 Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» 25.12
16 Где можно и где нельзя играть. 15.01
17 Ты – велосипедист. 22.01
18-19 Поездка за город. 29.01
05.02
20 Дорога глазами водителей. 12.02
21- 22 Учусь читать дорожные знаки. 19.02
26.02
23 Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» 05.03
24 Кодекс выживания городского пешехода. 12.03
25 КВН «Клуб внимательный пешеход» 26.03
26-27 Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта 02.04
09.04
28 Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» 16.04
29 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. 23.04
30 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах.
30.04
31
Почему дети попадают в дорожные аварии. 07.05
32 Итоговое занятие.
14.05
33 Итоговое занятие 21.05
34 Повторение