Нина Каланчук
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Волшебный карандаш» (Общекультурное направление)
▼ Скачать
+ Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №24»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от___№___
Рабочая программа
внеурочной деятельности для 2 класса
«Волшебный карандаш»
(Общекультурное направление)
Составитель:
Каланчук Н. И.
учитель изобразительного искусства
г. Воскресенск
2017 год
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса „Волшебный карандаш“ (Общекультурное направление)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 2 класса составлена Каланчук Н. И на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М. С. Митрохиной на основе авторской программы Е. И. Коротеевой, примерной программы внеурочной деятельности ФГОС начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией Горского В. А. – М. Просвещение 2011 г.). и следующих документов:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.08.2011 г. № 2357, от 31.12.2015 г. №1576);
• Авторской программой Е. И. Коротеевой, (Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией Горского В. А. – М. Просвещение 2011 г.)
• Основной образовательной программой начального общего образования (ФГОС) МОУ «Гимназия №24», утвержденной приказом №186/1 от 30.08.2015 г. ;
• Положением о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО №186/2 от 30.08.2017 г. МОУ «Гимназия №24»;
• Учебным планом МОУ «Гимназия №24» на 2017-2018 учебный год.
Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 2 классов.
Количество часов
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1ч в неделю.
Продолжительность одного занятия:
45 минут
Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
• внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
• положительная мотивация учебной деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам, понимания необходимости учения;
• ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
• знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
• с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;
• ученик получи т начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»);
• ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе).
• эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметными результатами являются:
• способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
• умение осуществлять иформационный поиск для выполнения учебных задач;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, и т. д.)
• способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
• совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;
• приобретение навыков культуры общения (дома в школе, в обществе).
• умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д. ;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Формирование коммуникативных УУД:
• ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
• ученик научится работать коллективно или в группах, в парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
• ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
• ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- учащиеся должны знать
• виды художественной деятельности : изобразительной
(живопись, графика, скульптура, конструктивной (дизайн и архитектура, декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимать образной природы искусства;
• оценивать явления природы, события окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- учащиеся должны уметь
• видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• уметь узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• уметь объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражать в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• уметь приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
- учащиеся должны использовать в своей практической деятельности
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
Содержание программы 2-й класс
1. Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
• Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними : акварель, гуашь.
• Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
• Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
• Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
• Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
• Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
• Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
2. Графика.
Теоретическая часть.
• Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
• Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
• Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
• Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
• Гравюра на картоне.
• Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
• Связь с рисунком, композицией, живописью.
Календарно-тематическое планирование
(внеурочная деятельность)
«Волшебный карандаш», 2 класс, 2017-2018уч. г.
Номера уроков
по порядку № урока
в разделе, теме Тема урока
Плановые сроки изучения учебного материала Скорректированные сроки изучения учебного материала
1 1 Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. 01.09-08.09
2 1 Орнаментальная композиция. Организация плоскости. 11.09-15.09
3 1 Натюрморт из трёх предметов. 18.09-22.09
4 1 Рисующий свет. 25.09-29.09
5 1 Холодные цвета. Стихия – вода. 02.09-06.10
6 1 Теплые цвета. Стихия- огонь 09.10-11.10
7. 1 «Осенние листья». 16.10-20.10
8. 1 Природная форма – лист. 23.10-27.10
9 1 Натюрморт. 30.10-03.10
10 1 «Дворец Снежной королевы». 06.11-10.11
11-12 2 Портрет мамы. 13.11-17.11
27.11-01.12
13 1 Практическая работа Изображение деревьев. «Цветы зимы». 04.12-08.12
14 1
«Здравствуй,праздник Новый год!» «Прогулка по зимнему саду» 11.12-15.12
18.12-22.12
15 1 Варианты создания тонового пятна в графике Практическая работа Изображение веток. 25.12-29.12
17 1 Вводное занятие, введение в тему. Выразительные возможности натюрморта 09.01-12.01
18 1 «Листья и веточки». 15.01-19.01
19 1 Натюрморт «Осенние листья» 22.01-26.01
20 1 Натюрморт 29.01-02.02
21 1 «Село родное» 05.02-09.02
22 1 «Терема».. 12.02-21.02
23 1 Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» 26.02-02.03
24 1 Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник» 05.03-09.03
25 1 «Мир вокруг нас» 12.03-16.03
26 1 Волшебные нитки. 19.03-23.03
27 1 Кляксография. 26.03-02.04
28 1 Выдувание. 05.04-08.04
29 1 Пальчиковая живопись 16.04-20.04
30 1 Рисование по теме: «Победа!» 23.04-27.04
31 1 Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни» 30.04-04.05
32 1 «Мы рисуем бабочку». 07.05-11.05
33 1 Рисование по теме:«Мечты о лете!» 14.05-18.05
34
1 Выставка рисунков. Подведение итогов. 21.05-25.05
Итого часов
По программе 34
выполнено
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ___/___/
«___» ___ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ___ 20___ г.
Руководитель ШМО ___ /___/
подпись расшифровка подписи