Наталья Лозовая
Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1–2 классов
▼ Скачать + Заказать документы
[b
]Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-2 классов [/b]
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-2 классов составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089.
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности „Песни и сказки Тихого Дона“ для 1–2 классов» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Песни. Все материалы на тему песен
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Примерные программы созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Федеральный перечень учебников.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.
Курс «Песни и сказки Тихого Дона» предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 1-4 класс с количеством часов-138 учебных часа, в том числе 33 учебных часа в первом классе. Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т. д.
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
- Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.
- Расширять кругозор детей, знакомить их с географией родного края, особенностями его природы, представителями
растительного и животного мира.
- Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.
Данное пособие представляет собой курс, который включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое построение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, позволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сценарии праздников.
Материал подобран модульно. Его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов, творчески перерабатывая их. Учитель самостоятельно решает, какой сложности выбирать материал.
В ходе занятий можно применять не только музыкальные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.
Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.
Программа для детей младшего школьного возраста 1-4 класса рассчитана на 138 занятий, продолжительностью 35 минут и реализуется в течении четырех лет.
При выборе форм работы с детьми младшего школьного возраста нужно учитывать психологию восприятия данного возраста. Целесообразно создавать на занятиях игровые ситуации, вводить в занятия игру на музыкальных инструментах, элементы народной хореографии, народные игры, речевые жанры фольклора (считалки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки). В программе представлены материалы казачьего фольклора.
Итогом проделанной работы с детьми является проведение народных праздников, казачьих посиделок и участия детей в них.
Планируемые результаты изучения учебного курса (ФГОС)
Результатом освоения программы является:
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание жанров казачьего народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;
- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
- знания музыкальной терминологии;
- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
-получение новых знаний;
-раскрытие творческих способностей;
-знакомство с новыми играми, песнями;
Календарно - тематическое планирование 1-2 класс
(35 час
ов)[/b]
№ п/п ТЕМА УРОКА Кол-во часов Дата
1 Вводное занятие повторение песен 1 06.09.
2 История Донского края 1 13.09
3 Проба пера. 1 20.09
4 «Близко к Дону» разучивание песни 1 27.09
5-6 День Покров-праздник казаков игры, песни, хороводы, исполняемые на Покров.
2 04.10.
11.10
7 Кукольный театр. История создания, основные персонажи Чинуша-главный герой кукольного театра 1 18.10
8-9 Кукольный театр на Дону
Народные сказки донского края 2 25.10
08.11
10 Вводное занятие. Повторение знаний, полученных в первой четверти. 1 15.11
11 Богатство из богатств 1 22.11
12 Природа и полезные ископаемые 1 29.11
13 Легенда о золотых корнях. Разучивание песни "Казачата"
1 06.12
14-15 Поэты и писатели Дона, знакомство с произведениями Донских писателей и поэтов 2 13.12
20.12
16 Музыканты Дона, знакомство с произведениями донских композиторов
1 27.12
17-18 «Пришли Святки-запевай колядки, гадания, обряды»
2 17.01
24.01
19 Женщина-казачка. Разучивание песни "Варенька" 1 31.01
20 Сказка «Аленкин брод» 1 07.02
21 Воспитание казачек. Игры и занятия девочек-казачек. Разучивание песни "А мы масленицу дожидались" 1 14.02
22 Донской казак хват - силой, удалью богат. Разучивание песни «Мы - Донцы»
1 21.02
23 Откуда фамилии казачьи пошли 1 28.02
24 Казачья песня. «У нас нонче…», «Люблю я, казаченьку» 1 07.03
25-26 Обычаи и праздники казаков, масленица
2 14.03
21.03
27 Вводное занятие. Песня "Алы щёки" 1 04.04
28 Казак - верой богат 1 11.04
29 Религия казаков. Пасха. Вербное воскресенье.
Яйцо - символ жизни 1 18.04
30 Весенний день – год кормит 1 25.04
31 Пословица не от безделья молвится 1 02.05
32 Казачьи песни: «Мы-донцы», «Ой, калина». 1 09.05
33 Одежда казаков. Разучивание песни "Утушка", "Хорошенький, молоденький"
1 16.05
34-35
Подготовка праздника «Казачья улица» 2 23.05
30.05