Алексей Хижко
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6–7 классах
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный мастер»
Возраст 11-13 (6-7)класс
Срок реализации программы : 2017-2018 г.
Автор-составитель: Хижко А. В. ,
учитель технологии и ОБЖ
Москва 2017
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6–7 классах» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Направленность программы кружка «Юный мастер» :
1. развитие творческих способностей детей;
2. развитие креативного мышления;
3. формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Новизна учебной программы состоит в том, чтобы не дублировать программный материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять сведения по работе с древесиной, металлом, картоном, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.
Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.
Цель программы : воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
1. развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п., интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
2. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
3. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
4. овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
5. расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Отличительные особенности данной программы кружка от уже существующих в том, что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы дополнительного образования: 11-13 лет.
Режим занятий: два раза в 3 неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий:
Всего в год 102 занятия (204 ч).
Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
• развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
• познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией
Способы проверки: организация проектов, выставок работ.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах и выставках на школьном, районном уровнях.
Содержание программы кружка «Юный мастер»
1. Тема занятия: «Вводное занятие. Материалы и инструменты». Безопасность труда и правила поведения в мастерской. Подготовка к выпиливанию.
Теория: Материалы и инструменты сфере обработки конструкционных материалов.
Практическая часть: Знакомство с видами материалов и инструментов. Безопасность труда (приемы безопасной работы инструментами).
Подготовка к выпиливанию лобзиком (выпиловочный столик, струбцина, лобзик, пилки, ключи. Способ закрепления и пиления.
2. Тема занятия: «Графические знания и умения. Перенос силуэтов». Анализ изделий из древесины и фанеры.
Теория: Графические знания и умения.
Практическая часть: Составление чертежей, эскизов, технических рисунков будущих изделий.
Теория: Перенос силуэтов.
Практическая часть: Перенос силуэтов на фанеру с помощью копировальной бумаги.
Анализ изделий из древесины и фанеры.
3. Тема занятия: «Чтение чертежей и выпиливание элементов чертежа.» Изготовление деталей.
Теория: Виды графической документации. Разметочные линии.
Практическая часть: Выполнение элементов чертежа. Чтение чертежей. Анализ чертежа и сборочного чертежа. Изготовление деталей изделий.
Способы обработки : Ручная (лобзики, ножовки, стамески, рашпили). Соблюдение техники безопасности при работе с режущими инструментами
4. Тема занятия: «Составление плана изготовления изделия. Работа с планом и заготовками».
Теория: Последовательность изготовления изделий.
Практическая часть: Работа по чертежам и эскизам. Работа с заготовками.
Способы обработки : Ручная (лобзики, ножовки, стамески, рашпили). Соблюдение техники безопасности при работе с режущими инструментами
5. Тема занятия: «Приемы работы лобзиком, выжигателем, ножовкой, стамеской».
Практическая часть: Выпиливание. Выжигание. Пиление. Обработка заготовок стамеской.
Способы обработки : Ручная (выжигатели, лобзики, ножовки, стамески).Безопасность труду №4,5,6.
6. Тема занятия: «Перенос силуэтов. Разметка и резание заготовок ножовкой». Безопасность труда №6.
Теория: Приемы переноса силуэтов на заготовки. Способы разметки заготовок и приемы пиления.
Практическая часть: Перенос силуэтов на фанеру и разметка заготовок из древесины.
Способы обработки : Ручная (пиление). Безопасность труда №6.
7. Тема занятия: «Приемы пиления лобзиком. Резание заготовок ножовкой».
Теория: Повторение приемов пиления лобзиком и ножовкой.
Практическая часть: Пиление лобзиком и резание заготовок ножовкой.
Способы обработки : Ручная (пиление). Соблюдение безопасности труда №3,4.
8. Тема занятия: «Приемы пиления лобзиком деталей из фанеры и древесины». «Подготовка деталей из древесины».
Теория: Повторение темы пиления лобзиком. Способы обработки заготовок из древесины
Практическая часть: Пиление лобзиком. Работа рашпилем, наждачной шкуркой.
Способы обработки : Ручная (пиление, обработка рашпилем, наждачной шкуркой). Безопасность труда №4,6.
9. Тема занятия: «Выпиливание деталей из фанеры»
Теория: Повторение о способах выпиливания деталей лобзиком.
Практическая часть: Выпиливание деталей изделий.
Способы обработки : Ручная (выпиливание). Безопасность труда №4,6.
10. Тема занятия: «Основы развития творческих способностей. Выпиливание деталей из фанеры, зачистка и подготовка деталей изделия».
Теория: Разбор научно-фантастического произведения. Повторение приемов выпиливания лобзиком, способы зачистки деталей и подготовка их к сборке.
Практическая часть: Выпиливание деталей из фанеры, зачистка и подготовка их к сборке.
Способы обработки : Ручная (пиление, зачистка). Безопасность труда №4,6.
11. Тема занятия: «Роль научно-фантастического произведения на развитие мышления у учащихся» Изготовление деталей из древесины и фанеры. Безопасность труда №4,6.
Теория: Анализ научно-фантастического произведения.
Практическая часть: Изготовление деталей из фанеры и древесины.
Способы обработки : Ручная (пиление ножовкой, лобзиком). Безопасность труда №4,6.
12. Тема занятия: «Изготовление деталей из фанеры и древесины». Безопасность труда №5,6
Теория: Способы изготовления деталей из фанеры и древесины.
Практическая часть: Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы обработки : Ручная (пиление ножовкой, лобзиком, работа рубанком и обработка наждачной шкуркой). Безопасность труда №5,6.
13. Тема занятия: «Изготовление шаблонов». «Соединение заготовок». Безопасность труда №5,6.
Теория: Назначение шаблонов.
Практическая часть: Изготовление шаблонов для художественной обработки изделий.
Способы обработки : Ручная (разметка, пиление, строгание, сверление и обработка шлифовальной шкуркой). Безопасность труда №5,6.
14. Тема занятия: «Разбор научно-фантастического произведения». «Изготовление деталей изделий».
Теория: Анализ научно-фантастического произведения.
Практическая часть: Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы обработки : Ручная (пиление ножовкой, лобзиком, работа рубанком и стамеской). Безопасность труда №4,5,6.
15. Тема занятия: «Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины». Безопасность труда №4,5,6.
Теория: Повторение о роли научно-фантастического произведения в развитии творческих способностей у учащихся.
Практическая часть: Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы обработки : Ручная (пиление, строгание, сверление и обработка деталей наждачной шкуркой). Безопасность труда №4,5,6
16. Тема занятия: «Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины».
Теория: Повторение о способах обработки изделий и изготовление их из конструкционных материалов.
Практическая часть: Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы обработки : Ручная (пиление, строгание, сверление и отделка деталей наждачной шкуркой, рашпилем). Безопасность труда №4,5,6.
17. Тема занятия: «Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины». Безопасность труда №4,5.
Теория: Повторение о способах обработки конструкционных материалов.
Практическая часть: Изготовление деталей изделий из фанеры и древесины.
Способы обработки : Ручная (пиление, строгание, сверление и отделка наждачной шкуркой, рашпилем). Безопасность труда №4,5.
18. Тема занятия: «Приемы выжигания и выпиливания силуэтов из фанеры». Безопасность труда №4,5.
Теория: Выжигание как способ отделки деталей изделий из фанеры и древесины.
Практическая часть: Выжигание контуров и силуэтов на деталях. Выпиливание деталей заготовок.
Способы обработки : Ручная (пиление, выпиливание и выжигание). Безопасность труда №4,5.
19. Тема занятия: «Выпиливание деталей из фанеры и древесины». Безопасность труда №4,3.
Теория: Выпиливание деталей изделий «от простого к сложному».
Практическая часть: Выпиливание деталей изделия. Изготовление и подготовка к сборке.
Способы обработки : Ручная (пиление, выпиливание, строгание, обработка рашпилем и наждачной шкуркой). Безопасность труда №4,3,5
20. Тема занятия: «Выпиливание деталей изделия. Выжигание, сборка изделий». Безопасность труда №4,5,9
Теория: Отделка деталей изделий и подготовка к сборке.
Практическая часть: Выпиливание деталей, выжигание контуров и силуэтов и подготовка к сборке. Сборка изделий.
Способы обработки : Ручная (пиление, выпиливание, выжигание и сборка). Безопасность труда №4,5,9
Поурочное планирование рабочей программы кружка «Юный мастер»
№ Тема занятий Дата Кол-во
часов
1 Вводное занятие. Материалы и инструменты. Безопасность труда и правила поведения в мастерской. Подготовка к выпиливанию. 6
2 Графические знания и умения. Перенос силуэтов. Анализ изделий из древесины и фанеры. 6
3 Чтение чертежей и выполнение элементов чертежа. Изготовление деталей. Т/б №4. 6
4 Составление плана изготовления изделия. Работа с планом и заготовками. 6
5 Приемы работы лобзиком, выжигателем, ножовкой, стамеской. Безопасность труда №4,5,6,7. 6
6 Перенос силуэтов. Разметка и резание заготовок ножовкой. Безопасность труда№6. 6
7 Приемы пиления лобзиком. Резание заготовок ножовкой. Безопасность труда №6. 6
8 Приемы пиления лобзиком деталей из древесины и фанеры. Подготовка деталей из древесины. т/б №4,6 6
9 Выпиливание деталей из фанеры. Безопасность труда №4,6. 6
10 Основы развития творческих способностей. Выпиливание деталей из фанеры, зачистка и подготовка деталей изделия. Безопасность труда №4,6. 6
11 Роль научно-фантастического произведения. Изготовление деталей из древесины и фанеры. Безопасность труда №4,6. 6
12 Изготовление деталей из фанеры и древесины. Т/б. 5,6. 6
13 Изготовление шаблонов. Соединение заготовок. т/б. 5,6. 6
14 Разбор научно-фантастического произведения. Изготовление изделия. т/б. 4,5,6. 6
15 Изготовление деталей изделия из фанеры и древесины. Безопасность труда №4,5,6. 6
16 Изготовление деталей изделия из фанеры и древесины. Безопасность труда №4,5,6. 6
17 Изготовление деталей изделия из фанеры и древесины. Безопасность труда №4,5,6. 6
18 Приемы выжигания и выпиливания силуэтов из фанеры. Безопасность труда №4,5. 6
19 Выпиливание деталей изделий из фанеры и древесины. Безопасность труда №4,3 6
20 Выпиливание деталей изделия. Выжигание. Сборка изделий. Безопасность труда №4,5,9. 6
21 Сборка деталей изделий из фанеры и их отделка. Безопасность труда №4,5,9. 7
22 Художественная обработка деталей изделий из фанеры и древесины. Безопасность труда №7,8. 7
23 Выпиливание, выжигание и вырезание на заготовках художественных узоров. Безопасность труда №4,5. 6
24 Приемы разметки с помощью измерительных инструментов и шаблонов. Безопасность труда №2. 6
25 Выпиливание, выжигание, художественное вырезание в заготовках. Безопасность труда №4,5. 6
26 Выпиливание, выжигание, художественное вырезание в заготовках. Безопасность труда №4,5. 6
27 Выпиливание, выжигание, художественное вырезание в заготовках. Безопасность труда №4,5. 6
28 Выпиливание, выжигание, художественное вырезание в заготовках. Безопасность труда №4,5. 6
29 Сборка и отделка изделий из фанеры и древесины. Безопасность труда №4,5,8. 7
30 Сборка и отделка изделий из фанеры и древесины. Безопасность труда №4,5,8. 7
31 Нанесение на изделие из фанеры и древесины декоративного покрытия. Безопасность труда №11. 7
32 Нанесение на изделие из фанеры и древесины декоративного покрытия. Безопасность труда №11. 7
33 Анализ работы учащихся. Отбор лучших. Подготовка к выставке. 2
34 Анализ работы. 2 .
204 ч
Итого 204 часов
Список используемой литературы
1. Карабанов И. А. Технология обработки древесины : учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/И. А. Карабанов. -М. :Просвещение,2008.
1. Муравьев Е. М. Технология обработки металлов : учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М. :Просвещение,2007.
1. Ляукина М. Основы художественного ремесла/М. Ляукина. – М. :АСТ-пресс,2003.
1. Галагузова М. А. Первые шаги в электротехнику/М. А. Галагузова, Д. М. Комский. – М. :Просвещение, 2005.
1. Программы общеобразовательных учреждений:Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы/ под ред. Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. – М. :Просвещение,2006.
1. Бешенков А. К. Технология (технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5-9 класс. :пособие для учителя/ А. К. Бешенков. – М. :Дрофа, 2007.
1. Письмо МО РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»».
1. Уткин П. И. Народные художественные промыслы/ П. И. Уткин. – М. ,2006.
1. Интерьер современной квартиры/ составил Р. Н. Башкевич, Т. И. Звездина, В. Е. Мельников, В. Б. Бурский. – М. ,2009.
1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/ составил В. М. Казакевич, А. В. Марченко. – М. :Дрофа,2011.
1. Журнал «Школа и производство» Интернет, Презентации и др.