Ольга Козлова
Рабочая программа кружка «Веселые пальчики» по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности.
В раннем возрасте значимым и актуальным видом деятельности является рисование.
Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности в ходе, которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, эстетические эмоции.
Публикация «Рабочая программа кружка „Веселые пальчики“ по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Используя в своей работе различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные детям прививается любовь к изобразительному искусству, интерес к рисованию. Нетрадиционные способы рисования помогают мне развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка не только пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, но и развивает мелкую моторику рук, что очень важно в младшем дошкольном возрасте. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Как правило, ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, быстрее формируются навыки письма.
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Актуальность темы
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.
Цель: - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с разными видами нетрадиционных техник рисования.
- Учить самостоятельнорисовать, используя пальчики, ладони, печатки.
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.
Ожидаемые результаты:
• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
• самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
• выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
• проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Основные принципы работы с детьми :
Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).
Методы и приемы:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятель-ность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнениевсей работы.
Организационно-методические пояснения
Программа рассчитана для детей 3- 4 лет. Занятия проводятся в игровой форме один раз в неделю во второй половине дня. Срок реализации 1 год. Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут.
Техника нетрадиционного рисования
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения : ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– ватные палочки;
– печатки из овощей;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти с жесткой щетиной.
Перспективный план по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе.
№ п/п Тема Техника Задачи
Сентябрь
1. Цветные пальчики.
2. Бабочки.
Рисование пальчиками 1. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить создавать рисунки кончиками пальцев.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать желание, интерес к ри-сованию.
Октябрь 1. Дождик, дождик, пуще.
2. Ветка рябины.
3. Мухомор.
4. На морском дне.
Рисование пальчиками 1. Учить использовать точку как средст-во выразительности.
2. Развивать эстетические чувства, чувство цвета, ритма.
3. Воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.
Ноябрь 1. Звездочки на небе.
2. Разноцвет-ные мячики.
3. Сарафан для Арины.
4. Чашка для мамы.
Рисование ватными
палочками 1. Учить детей создавать ритмические композиции.
2. Развивать умение аккуратно рабо-тать ватной палочкой.
3. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Декабрь 1. Снег идет.
2. Елочные игрушки.
3. Новогодняя елка.
4. Рукавичка для Деда Мороза.
Рисование пальчиками 1. Учить рисовать кончиками пальцев.
2. Развивать мелкую моторику, речь.
3. Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно.
Январь 1. Цветные ладошки.
2. Январь Елочка – красавица.
3. Солнышко. 4. Рыбки в аквариуме.
Рисование ладошками 1. Учить использовать ладошку для соз-дания изображения.
2. Развивать чувство цвета,композиции.
3. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.
Февраль 1. Снегопад за окном.
2. Бусы для Кати.
3. Кошка.
4. Веселый снеговик.
Метод тычка 1. Учить рисовать методом тычка.
2. Развивать образное восприятие.
3. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Март 1. Веточка мимозы.
2. Букет для мамы.
3. Цыплята на лугу.
4. Салют.
Метод тычка 1. Учить рисовать методом тычка. 2. Развивать мелкую моторику, речь.
3. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Апрель 1. Воздушные шарики.
2. Кубики.
3. Башня.
4. Ягоды на тарелке
Штампы 1. Учить рисовать с помощью штампов из картофеля.
2. Развивать чувство композиции. 3. Воспитывать самостоятельность, уве-ренность, инициативу в освоении новых материалов и способов работы с ними.
Май 1. Божья коровка.
2. Гусеница.
3. Цветы.
4. По замыслу
Штампы 1. Учить аккуратно прикладывать штампы к листу бумаги.
2. Развивать воображение.
3. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в ри-сунке.
Список литературы
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству - Мозайка – Синтез М., 2009.
3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2007.
4. Дьяченко И. И., Жукова О. Г. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.
6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
7. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. - М. ,2009.
8. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. - М. ,2009.
9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество - Мозайка – Синтез М., 2008.
10. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников.
11. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
13. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : Сфера, 2011.
Нормативные документы:
1. Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г.
2. Федералтный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ №1155 от 17.10.2013г