Елена Кибирева
Рабочая программа кружка «Краеведы»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
Утверждаю
Зав. МБДОУ ДС № 15
___Т. М. Денисенко
__ ___ 2015 г
Рабочая программа кружка
«Краеведы»
на 2015-2017 учебный год
Руководитель кружка Кибирева Елена Анатольевна,
воспитатель МБДОУ ДС № 15
г. Николаевск-на-Амуре
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка „Краеведы“» размещена в разделах
Программа дополнительного образования в форме кружка «Краеведы» является программой экологической направленности, созданной на основе общеобразовательной программы МБДОУ ДС № 15 «Алёнка». Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Возраст – старшие дошкольники
Кол-во детей: 8
Реализация кружка – 2 года
Форма работы : групповая
Планом работы кружка определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
2 раздел «Город, в котором я живу».
3 раздел «Наш край».
4 раздел «Моя родина – Россия».
1 раздел «Вот эта улица, вот этот дом»
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины.
Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного города.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
- Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
2 раздел «Город, в котором я живу»
Цель: формирование элементарных представлений об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
- формировать представление об исторических корнях города.
- расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
- воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
3 раздел «Наш край»
Цель: формировать представление о народах, живущих в городе, природе, которая их окружает и культуре, которую они представляют.
Задачи:
- формировать представление об основных профессиях жителей города.
- вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
- показать красоту природы Хабаровского края.
4 раздел «Моя родина – Россия»
Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны-России; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи:
- создать условия для восприятии сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России;
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;
- воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Краеведы» адресована детям старшего дошкольного возраста и рассчитана на два учебных года.
Учитывая особенности детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Первые два раздела: «Вот эта улица, вот этот дом», «Город, в котором я живу» адресованы детям старшего дошкольного возраста. Реализация разделов «Наш край», «Моя родина – Россия» предполагается в подготовительной к школе группе.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты
Реализация программы данного кружка позволит :
- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине, родному краю, городу, в котором живёшь;
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;
- привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Способы фиксации результатов: размещение материалов на сайтах различного уровня
Формы подведения итогов работы кружка
• Составление отчёта о работе кружка в форме проекта.
• Проведение выставок детских работ.
Реализация Программы в старшем дошкольном возрасте (1 год обучения)
Месяц Содержание
Цель:
Октябрь Тема: «Вот эта улица, вот этот дом…»
1. Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
2. Семейные проекты «Знакомство с названием улицы, на которой живу».
3. Рисование «Моя улица». Цель: обобщение и систематизация знаний детей о своем крае, районе, развитие познавательной активности.
Ноябрь Тема: «Город, в котором я живу».
1. Беседы о местоположении города, климате, природе и полезных ископаемых символике родного города.
2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности города».
3. Экскурсия по городу (значимые объекты города)
4. Экскурсии в музей, экскурсия на реку Амур.
5. Наблюдения на прогулке.
6. Заучивание стихов и песен о родном городе Цель: Воспитывать патриотические чувства к родному городу.
Декабрь Тема: «Наш край»
1. Знакомство с картой Хабаровского края
2. Познакомить детей с символикой Хабаровского края.
3. Коллективная аппликация «Герб моего края».
4. Знакомство с дальневосточными писателями. Чтение произведений о Хабаровском крае.
5. Народы, живущие рядом с нами (рассматривание альбомов с иллюстрациями коренных жителей, их быта).
6. Рисование: знакомство с национальными орнаментами.
7. Игры коренных малочисленных народов Севера Цель: Закрепление знаний детей о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте.
Январь Тема: «Чудеса Хабаровского края»
1. Рассматривание иллюстраций на тему: «Хабаровский край»
2. Знакомство детей с художественными произведениями писателей и поэтов Хабаровского края,
4. Рисование «Я живу в Хабаровском крае», лепка «Амурский тигр», ручной труд «Лотосы», аппликация коллективная «Хабаровский край! Он почти бесконечный»
5. Игровая ситуация общения «Чудеса Хабаровского края» Цель: закрепление знаний и расширение представлений детей о чудесах Хабаровского края
Февраль Тема: «Красная книга Хабаровского края»
1. Рассматривание слайдов о редких животных и растениях Хабаровского края.
2. Дидактическая игра «Красная книга»
3. Игровая ситуация общения «Красная книга Хабаровского края» Цель: Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенные в Красную Книгу. Развивать интерес и бережное отношение к природе нашего края.
Март Тема: «Животный мир Хабаровского края»
1. Чтение произведений о животных края.
2. Рассказы детей о животных края
3. Составление коллажа «Кто живёт в нашей тайге» Цель: воспитание любви, уважения к своей улице, желание облагородить ее.
Апрель Тема: «Растительный мир Хабаровского края»
1. Чтение произведений о природе края.
2. Рассказы детей о красоте Дальневосточной природы.
3. Чтение произведений из книги «Лукошко для дошкольников»
4. Вечер загадок "Кто на Севере живет?" "Что на Севере растет?"
5. Рисование «Деревья и кустарники моего города» Цель: Знакомство с достопримечательностями города, воспитание любви к городу, в котором живешь.
Реализация Программы в подготовительной к школе группе (2 год обучения)
Месяц Содержание
Цель
сентябрь Тема: «Наша страна Россия»
1. Беседы о России;
2. Заучивание стихов о России;
3. Рассматривание «Книги сказок народов России», чтение.
Цель:формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус.
октябрь Тема: «Главный город нашей страны»
Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, слайды.
1. Слайд-шоу «Город герой – Москва»;
2. Беседа о главном городе России;
3. Рисование всей семьё й на тему:
- «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»; Цель:уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
ноябрь Тема: История России. Символика страны – герб, флаг, гимн.
1. Оформление фотоальбома «Моя страна»
2. Заучивание пословиц и поговорок о Родине. Цель: закрепить знания детей о природе России, об истории возникновения страны, ее символики.
декабрь Тема: «Города России»
Оборудование и материалы: видео с видами городов России.
1. Знакомство с крупными городами России, являющимися её гордостью;
2. Слайд-шоу «Города России» Цель: познакомить детей с крупными городами России, побуждать детей восхищаться их красотой, воспитывать патриотические чувства.
январь Тема: «Какие народы живут в России»
Оборудование и материалы: слайды с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
1. Чтение сказок народов России.
2. Рассматривание детского атласа «Мой мир» Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
февраль Тема: «Русские народные промыслы»
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.
1. Беседы о русских народных промыслах.
2. Декоративное рисование:
- «Русская матрёшка»;
- «Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек. Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.
март Тема: «Климатические зоны России»
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, атрибуты для игры «С какого дерева листок».
1. Беседы о тундре, тайге, средней полосе, степи;
2. Рассматривание слайдов.
Цель: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.
апрель Тема: «Голубые реки России»
Оборудование и материалы: видео или иллюстрации с изображением рек, известных озер России. Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с реками, с озерами России.
май Тема: «9 мая – День Победы»
1. Экскурия к обелиску павших героев.
2. Художественное творчество. Рисование «Салют победы»
3. Чтение С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка», очерки о детях-героях.
4. Д/и «Подбери эмблему воину»
Задачи: закреплять знания о родах войск. Цель: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой отечественной войны, как живущие помнят о них, воспитывать чувство уважения к ветеранам великой отечественной войны, желание заботиться о них.