Екатерина Петрова
Рабочая программа кружка по вышивке «Умелые руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Умелые руки»
Составитель: Петрова Е. П.
ст. Ленинградская, 2018 год
Программа «Умелые руки» (вышивка)
Пояснительная записка
Вышивка приобщает несовершеннолетних к миру вышивки, рисунка, фантазии, художественно-эстетической избирательности. Особенность этой техники в том, что она придаёт рисунку объёмность, создавая неповторимый облик.
Публикация «Рабочая программа кружка по вышивке „Умелые руки“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Основным предназначением кружковых занятий по "вышиванию" является формирование трудовой и технологической культуры несовершеннолетнего, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, эстетических, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Исходя из необходимости учёта потребности личности несовершеннолетнего, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учё том следующих положений: Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность несовершеннолетнего. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение ребятами творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности несовершеннолетних очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении создаваемого изделия.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор несовершеннолетних, но и позволяет каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику его обработки, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
В результате проведения кружковых занятий, несовершеннолетние овладевают безопасными приёмами труда с использованием машин, электробытовых приборов, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области вышивания, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления изделий, знакомятся с основными профессиями, связанными с вышиванием. В тоже время осуществляется развитие их технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Цель программы :
1. освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
2. овладение специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создание продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда;
3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи программы :
1. распространённость изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
2. возможность освоения содержания на основе включения несовершеннолетних в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
3. выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
4. возможность реализации практической направленности обучения, реального представления методов и средств осуществления технологических процессов;
5. возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития несовершеннолетних.
Контингент:
Несовершеннолетние в возрасте от 8 до 14 лет.
Структура проводимых занятий:
1. Знакомство несовершеннолетних с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России;
2. Выполнение эскизов, зарисовок, составление вариантов композиций;
3. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия;
4. Изготовление изделий с эстетическими, экологическими и эргономическими требованиями, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Методические рекомендации:
1. создавать условия для развития творческой активности детей;
2. поощрять самостоятельное творчество, развивать способность фантазировать и создавать композиции;
3. побуждать к выполнению эскизов, зарисовок, составлению вариантов композиций;
4. приобщать детей к выполнение макетирования, предваряя этот процесс подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре, поверхности, выбором художественной отделки изделия;
5. обеспечивать взаимосвязь прикладного творчества с другими видами деятельности в едином социализирующем процессе.
Необходимые материалы, инструменты и приспособления
1. ткань или канва;
2. нитки мулине;
3. иголка вышивальная;
4. пяльцы;
5. ножницы;
6. схемы рисунков, журналы с вышивками;
Содержание программы
№ п/п Этапы занятия Цель занятия
Раздел 1. Виды швов
Январь
Занятие № 1 Тема занятия: «Вводное занятие»
1. История появления вышивки
2. Профессии, связанные с вышиванием
3. Необходимые материалы и инструменты. Подбор игл, нитей, ножниц.
4. Технология запяливания ткани
5. Техника безопасности при работе с иглами, ножницами Знакомство несовершеннолетних с одним из видов прикладного творчества – вышивка. Историей её появления, связанными с ней профессиями, необходимыми инструментами и материалами, техникой безопасности при работе с иглами и ножницами. Ознакомление с технологией подготовки к вышивке. Подбор игл, нитей, ножниц, запяливанием ткани
Занятие № 2 Тема занятия: «Виды швов»
1. Простейшие швы
2. Способы закрепления нити
3. Классификация швов
4. Определение длины рабочей нити.
5. Способы вдевания нити в иголку
6. Технология выкраивания ткани Знакомство с простейшими видами швов, их классификацией, способами закрепления нити, определения длины рабочей нити, способами вдевания нити в иглу. Знакомство с технологией выкраивания ткани, закрепления нити на ткани, раскрой ткани
Февраль
Занятие № 3 Тема занятия: «Шов "вперёд иголку"»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения шва "вперёд иголку", его разновидности
3. Вышивание изделия с использованием шва "вперёд иголку"» Обучить несовершеннолетних шву «вперёд иголку», используя: показ, объяснение, уточнение и личный пример. Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием шва
«вперёд иголку»
Занятие № 4 Тема занятия: «Шов "за иголку"»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения шва "за иголку"
3. Вышивание изделия с использованием шва "за иголку"» Обучить несовершеннолетних шву
«за иголку», используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример. Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием шва
«за иголку»
Март
Занятие № 5 Тема занятия: «Шов строчкой»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения шва «строчкой»
3. Вышивание изделия с использованием шва «строчкой» Обучить несовершеннолетних шву
«строчка», используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример.
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием шва
«строчка»
Занятие № 6 Тема занятия: «Стебельчатый шов»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения «стебельчатого шва»
3. Вышивание изделия с использованием «стебельчатого шва» Обучить несовершеннолетних шву
«стебельчатый»,
используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием шва
«стебельчатый»
Апрель
Занятие № 7 Тема занятия: «Шов цепочкой "тамбур"»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения шва цепочкой «тамбур»
3. Вышивание изделия с использованием шва цепочкой "тамбур" Обучить несовершеннолетних шву
цепочкой «тамбур»,
используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием шва
цепочкой «тамбур»
Раздел 2. Вышивка крестом
Занятие № 8 Тема занятия: «Крестообразный шов "козлик"»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения шва "козлик"
3. Вышивание изделия с использованием шва "козлик" Обучить несовершеннолетних
крестообразному шву
«козлик»,
используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример.
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием
крестообразного шва
«козлик»
Май
Занятие № 9 Тема занятия: «Крестообразный шов "набор"»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения шва "набор"
3. Вышивание изделия с использованием шва "набор" Обучить несовершеннолетних
крестообразному шву
«набор», используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием
крестообразного шва
«набор»
Занятие № 10 Тема занятия: «Крестообразный шов "полу крест или роспись"»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения шва "полу крест или роспись"
3. Вышивание изделия с использованием шва "полу крест или роспись" Обучить несовершеннолетних
крестообразному шву
«полу крест или роспись»,
используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием
крестообразного шва
«полу крест или роспись»
Июнь
Занятие № 11 Тема занятия: «Крестообразный шов "крест косой односторонний"»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения шва "крест косой односторонний"
3. Вышивание изделия с использованием шва "крест косой односторонний"» Обучить несовершеннолетних
крестообразному шву
«крест косой односторонний»,
используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием
крестообразного шва
"крест косой односторонний"»
Занятие № 12 Тема занятия: «Крестообразный шов "крест двойной или болгарский»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения шва "крест двойной или болгарский"
3. Вышивание изделия с использованием шва "крест двойной или болгарский» Обучить несовершеннолетних
крестообразному шву
«крест двойной или болгарский»,
используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием
крестообразного шва
"крест двойной или болгарский»
Июль
Занятие № 13 Тема занятия: «Крестообразный шов, вышивка "Фиалки"»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения изделия "Фиалки"
3. Вышивание изделия "Фиалки" Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием
ране изученных крестообразных швов
Занятие № 14 Тема занятия: «Крестообразный шов, вышивка "Курица с цыплятами"»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения изделия "Курица с цыплятами"
3. Вышивание изделия "Курица с цыплятами" Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием
ране изученных крестообразных швов
Август
Занятие № 15 Тема занятия: «Крестообразный шов, вышивка "День рождения»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения изделия "День рождения"
3. Вышивание изделия "День рождения" Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием
ране изученных крестообразных швов
Раздел 3. Вышивка лентами
Занятие № 16 Тема занятия: «Вышивка атласными лентами»
1. Теоретические сведения
2. Технология и способы выполнения вышивки атласными лентами "вытянутый стежок"
3. Вышивание изделия с использованием шва "вытянутый стежок" Обучить несовершеннолетних
вышивке атласными лентами
«вытянутый стежок»,
используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия атласными лентами
швом "вытянутый стежок"
Сентябрь
Занятие № 17 Тема занятия: «Вышивка атласными лентами»
1. Технология и способы выполнения шва атласными лентами "петля с прикрепкой из нитки"
2. Вышивание изделия с использованием шва "петля с прикрепкой из нитки" Обучить несовершеннолетних
вышивке швом атласными лентами
«петля с прикрепкой из ленты»,
используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия атласными лентами
швом «петля с прикрепкой из ленты»
Занятие № 18 Тема занятия: «Вышивка атласными лентами»
1. Технология и способы выполнения шва атласными лентами "узелок из ленты"
2. Вышивание изделия с использованием шва "узелок из ленты" Обучить несовершеннолетних
вышивке атласными лентами шву
«узелок из ленты»,
используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия атласными лентами
швом «узелок из ленты»
Октябрь
Занятие № 19 Тема занятия: «Вышивка атласными лентами»
1. Технология и способы выполнения шва атласными лентами "роза"
2. Вышивание изделия с использованием шва "роза" Обучить несовершеннолетних
вышивке швом атласными лентами
«роза», используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия атласными лентами
швом «роза»
Занятие № 20 Тема занятия: «Вышивка атласными лентами»
1. Технология и способы выполнения шва атласными лентами "бант"
2. Вышивание изделия с использованием шва "бант" Обучить несовершеннолетних
вышивке швом атласными лентами
«бант», используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия атласными лентами
швом «бант»
Ноябрь
Занятие № 21 Тема занятия: «Вышивка атласными лентами»
1. Технология и способы выполнения шва атласными лентами "настил"
2. Вышивание изделия с использованием шва "настил" Обучить несовершеннолетних
вышивке швом атласными лентами
«настил», используя: показ, объяснение,
уточнение и личный пример
Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия атласными лентами
швом «настил»
Занятие № 22 Тема занятия: «Практическая работа»
1. Вышивание изделия с использованием атласных лент "Чайные розы" Практическая работа : подбор рисунка,
вышивание изделия с использованием
ране изученных швов атласными лентами
Декабрь
Занятие № 23 Тема занятия: «Практическая работа»
1. Вышивание изделия с использованием атласных лент "Чайные розы" Практическая работа :
вышивание изделия с использованием
ране изученных швов атласными лентами
Занятие № 24 Тема занятия: «Итоговое занятие»
1. Подведение итогов года
2. Выставка работ
3. Планирование работы на 2019 год Организовать выставку работ
несовершеннолетних
Подвести итоги года
Запланировать работу на 2019 год
Тематический план
№
темы
Наименование разделов и тем Макс. нагрузка ребёнка час. Количество часов обучения
Всего Теорети-
ческие
занятия Практи-
ческие занятия
1 Раздел 1. Виды швов 7 7 4 3
1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 1 1 1 -
1.2 Виды швов 1 1 0,5 0,5
1.3 Шов "вперёд иголку 1 1 0,5 0,5
1.4 Шов "за иголку" 1 1 0,5 0,5
1.5 Шов строчкой 1 1 0,5 0,5
1.6 Стебельчатый шов 1 1 0,5 0,5
1.7 Шов цепочкой "тамбур" 1 1 0,5 0,5
2 Раздел 2. Вышивка крестом 8 8 4 4
2.1 Крестообразный шов "козлик" 1 1 0,5 0,5
2.2 Крестообразный шов "набор" 1 1 0,5 0,5
2.3 Крестообразный шов "полу крест или роспись" 1 1 0,5 0,5
2.4 Крестообразный шов "крест косой односторонний" 1 1 0,5 0,5
2.5 Крестообразный шов "крест двойной или болгарский 1 1 0,5 0,5
2.6 Крестообразный шов, вышивка "Фиалки" 1 1 0,5 0,5
2.7 Крестообразный шов, вышивка "Курица с цыплятами" 1 1 0,5 0,5
2.8. Крестообразный шов, вышивка "День рождения 1 1 0,5 0,5
3 Раздел 3. Вышивка атласными лентами 9 9 4,5 4,5
3.1. Вышивка атласными лентами «Вытянутый стежок» 1 1 0,5 0,5
3.2. Вышивка атласными лентами «Петля с прикрепкой из нитки» 1 1 0,5 0,5
3.3. Вышивка атласными лентами «Узелок из ленты» 1 1 0,5 0,5
3.4. Вышивка атласными лентами шов «Роза» 1 1 0,5 0,5
3.5. Вышивка атласными лентами шов «Бант» 1 1 0,5 0,5
3.6. Вышивка атласными лентами шов «Настил» 1 1 0,5 0,5
3.7. Вышивка атласными лентами «Чайные розы» 2 2 0,5 1,5
3.8. Итоговое занятие 1 1 1 -
Итого: 24 24 12,5 11,5