Марина Павлова
Рабочая программа театрального кружка «Солнышко» для детей 6–7 лет на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка ….3
Цель программы …4
Задачи программы ….4
Основные направления программы….5
Формы работы с детьми….6
Рекомендации по работе ролью….6
Правила драматизации…. 7
Список детей…. 8
Режим работы кружка…. 8
Интеграция образовательных областей…. 9
Здоровьесберегающие технологии….9
Планируемые результаты к концу года…. 9
Форма отчетности…10
Диагностика … 10
Оборудование ….10
Работа с родителями …10
Публикация «Рабочая программа театрального кружка „Солнышко“ для детей 6–7 лет на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Солнце, солнышко
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Учебно- тематическое планирование…11
Календарно-тематическое планирование…. 13
Литература…17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей подготовительной группы. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Программа развития детей дошкольного возраста составлена на основе авторской программы «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н. Ф., Т. С. Григорьевой Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О. Л. Князева. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.\ Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности, определены диагностические методики по выявлению уровней развития театральных способностей у детей.
Цель программы. Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Общие программные задачи : 1. Образовательные: Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др). Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рубцовск. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок 2. Развивающие: Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; Развивать память, внимание, воображение, фантазию; Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей перед младшими детьми и пр. Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей. 3. Воспитательные: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 мин, общее количество учебных занятий в год — 34.
Основные направления программы :1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве :
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов)
Формы работы с детьми
- игра
-импровизация
- инсценировки и драматизация
-объяснение
-рассказ детей
-чтение воспитателя
-беседы
-просмотр видеофильмов
- разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдения
-словесные, настольные и подвижные игры.
-пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью :
-составление словесного портрета героя;
-фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
-работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
-подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают засвоего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Интеграция образовательных областей:
Базовая образовательная область – социализация.
«Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Познание», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.
«Речевое» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
«Физическое» использование подвижных-сюжетных игр.
«Социально-коммуникативное» участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества.
«Здоровье» используются здоровьесберегающие технологии.
«Безопасность» знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
Здоровьесберегающие технологии
-дыхательная гимнастика
-артикуляционная гимнастика.
-пальчиковые игры со словами,
-гимнастика для глаз,
-физкультминутка, динамические паузы.
Планируемые результаты к концу года:
-объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
-называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка,, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
-хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
-показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
-сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
-выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
-четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
-произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
-действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
-двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
-создают пластические импровизации под музыку различного характера;
-умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Форма отчетности:
Спектакль в конце года. Мониторинг.
Диагностика уровня знаний :
(см. в Авторской программе «Правильное детство»)
Оборудование:
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров :
- пальчиковый
- плоскостной театр
- конусный
- теневой
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Костюмы
Работа с родителями
Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник». Анкетирование, памятки, папка- передвижка.
Март:
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.
Декабрь, Февраль:
Помощь детям при участии в конкурсах.
Апрель- Май:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
Учебно- тематический план на 2017- 2018 учебный год (всего 34 часа)
№ Тема
Всего часов
1 Мониторинг
1
2 Знакомство с театром
1
3 «Договорим то, чего не придумал автор»
1
4 Театрализованная игра : «Представьте себе»
1
5 1. Театрализованная
2. игра «Бродячий цирк» 1
6 Театрализованная игра «Одно и то же по-разному»
3. 1
7 Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
1
8 Театрализованная игра «Телефон»
1
9 Викторина «В Тридесятом царстве…» (по страницам русских народных сказок)
1
10 Игра «Пантомимы»
1
11 «Волшебный сундучок»
1
12 . Беседа с детьми:«Мои любимые сказки», «Любимые сказочные герои»
1
13 Худ. - эстетическое развитие (Лепка) «Сказочный герой любой сказки
1
14 Театральная игра «Животные во дворе»
1
15 Инсценировка басни по желанию детей.
1
16 «Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?»
1
17 Играем в сказку «Снегурочка»
1
18 Показ кукольного театра для малышей «Колобок»
1
19 Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»
1
20 Конусный театр. Инсценировка сказки «Три поросенка»
1
21 Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта
1
22 Инсценировка сказки «Муха-цокотуха»
1
23 Знакомство с варежковым театром
1
24 Д/и «Угадай сказку по описанию»
1
25 Художественно эстетическое развитие (Аппликация) «Теремок»
1
26 Инсценировка сказки «Как ежик счастье искал»
1
27 Теневой театр. Инсценировка сказки «Гуси- Лебеди».
1
28 Рисование «Мой любимый сказочный герой»
1
29 Театрализованная игра «Путешествие»
1
30 Инсценировка сказки «Помогите Дракоше»
4
З1 Знакомство со штоковым театром. Сочиняем сказку сами.
1
32 Итоговое занятие театрального кружка «Мой любимый театр».
1
33 Драматизация любимой сказки
(по желанию детей).
1
34 Мониторинг
1