Анастасия Смирнова
Кружок «Умелые ручки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Публикация «Кружок „Умелые ручки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызгивание и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально – положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Цель данного кружка : создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, рисование ватной палочкой и т. д.)
Обучать основам создания художественных образов.
Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д.
Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
Систематические занятия.
Игры, игровые приемы.
Организация и оформление выставок детских работ, участие в конкурсах.
Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка :
Одно занятие в неделю по 20 минут.
Ожидаемый результат работы кружка :
Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники:
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск печатками из ватных дисков: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Перспективный план кружковой работы
Тема занятия Нетрадиционная техника Задачи Материал
Сентябрь
Ранняя осень. Паучок.
1 – 2 неделя Рисование ватными палочками Учить работать детей с ватными палочками, развивать воображение, мелкую моторику рук Лист, гуашь, ватные палочки
Золотая осень.
3 – 4 неделя Рисование ватными палочками и пальчиками. Уточнять и расширять представления детей об осени, продолжать закреплять умения детей работать с ватными палочками, учить детей наносить один слой краски на другой методом тычка пальчика, развивать творчество и фантазию. Лист, гуашь, ватные палочки, салфетки.
Октябрь
Красивый букет
1 – 2 неделя Рисование ватными палочками и пальчиками Продолжать учить детей работать с ватными палочками. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Лист, гуашь, ватные палочки, салфетки.
Разноцветные бабочки
3 – 4 неделя Рисование пальчиками Продолжать вызывать интерес у детей рисованием пальчиками. Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Лист, гуашь, салфетки.
Ноябрь
Подсолнух
1 – 2 неделя Рисование ватными палочками и пальчиками Учить детей аккуратно обводить лепесточки подсолнуха ватными палочками на картоне, очень хорошо промазать середину цветка пальчиками. Лист с трафаретом цветка, гуашь, ватные палочки, салфетки.
Ежик
3 – 4 неделя Рисование ватными палочками и пальчиками Учить детей закрашивать по контуру тычком Лист, гуашь, ватные палочки, салфетки.
Декабрь
Первый снег.
1 – 2 неделя Рисование ватными дисками. Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Лист, гуашь, ватные диски, салфетки.
Новогодняя елочка.
3 – 4 неделя Рисование ладошками Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности. Лист, гуашь, салфетки
Январь
Зимний лес
1 – 2 неделя Рисование ладошками, печатание. Продолжать упражнять в печати ватными дисками. Лист бумаги, гуашь, ватные диски, салфетки.
Рыбки
3 – 4 неделя Рисование ладошками Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. Лист бумаги, гуашь, салфетки.
Февраль
Укрась варежки
1 – 2 неделя Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками. Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.
Военные кораблики
3 – 4 неделя Рисование ватными палочками. Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу бумаги). Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм. Лист бумаги, гуашь, ватные палочки, салфетки.
Март
Букет для мамы.
1 – 2 неделя Рисование ладошками Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Лист, гуашь, салфетки.
Веточка мимозы
3 – 4 неделя Рисование пальчиками Учить рисовать детей кисточкой веточку мимозы с натуры. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Лист бумаги, гуашь, салфетки.
Апрель
«Волшебная страна – подводное царство».
1 – 2 неделя Рисование ладошками Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.
«Волшебная страна – подводное царство».
3 – 4 неделя Рисование ладошками Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.
Май
Солнышко
1 – 2 неделя Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Листы, гуашь, салфетки.
Попугай
3 – 4 неделя Рисование ладошками Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.
Литература
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного
рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М. :Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
5. Колдина Д. Н. Нетрадиционные техники рисования 2009
6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО,2010.
7. Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Мозаика-синтез, 2007.
8. ВЛ. Строкина. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении» Шадринск, 2004г
9. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. С-Пб. 2009
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.