Мария Клинская
Образовательная программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования „Умелые ручки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Этому я хочу научить детей своей группы «Сказка». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ подходы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила, что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клейстер во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Умелые ручки» перед собой поставила цели и задачи.
Цель
Способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей; мелкой моторики рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи
1. Формировать у детей интерес к видам труда.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7. Развивать твёрдость рук, технические навыки.
8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Возраст детей : 6 - 7 лет. Количество детей - 12.
Срок реализации: 1 год.
Подведение итогов: еженедельная выставка индивидуальных и коллективных (если таковые имеются) работ детей.
В программу кружка «Умелые ручки» входит ряд разделов :
- Работа с бумагой и картоном
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично - поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Схема занятия:
1. Вступительное слово воспитателя;
2. Загадка по теме;
3. Показ, объяснение порядка выполнения работы;
( Методика: Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку, воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. В старше группе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя)
4. Пальчиковая гимнастика;
5. Проговаривание правил техники безопасности при работе;
6. Работа детей индивидуальная помощь педагога;
7. Выставка детских работ;
8. Анализ, поощрение.
Перспективный план
СЕНТЯБРЬ.
№ Дата проведе-ния Тема Программное содержание
1 "Осенний лист" Закреплять умение у детей вырезать симметричные формы из сложенной вдвое бумаги. Учить вырезать некоторое число листьев из сложенной «гармошкой» полоски бумаги. Учить композиционно, располагать их на листе, красиво подбирая цвета. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к занятиям аппликацией, аккуратность.
ОКТЯБРЬ.
№ Дата проведения Тема Программное содержание
1 "Медведь в осеннем лесу" Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от цвета листьев. Учить подбирать цвета в соответствии с объектом: медведь, природа, небо. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к занятиям аппликацией, аккуратность.
2 "Веточка рябины" Формировать умение у детей аккуратно наклеивать детали аппликации; закреплять умение работать клеем-карандашом; Развивать творческую инициативу детей, самостоятельность; умение замечать прекрасное вокруг нас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; желание беречь природу.
3 "Совущка -сова - большая голова" Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни по средством, использования имеющихся умений и навыков работы с ножницами для создания креативной композиции. Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей. Закреплять приемы наклеивания волокнистых материалов на фон аппликации.
4 "Чайный сервиз" Расширять знания детей о посуде; познакомить с понятием «сервиз». Обобщить в речи понятие «посуда» Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к прекрасному. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.
НОЯБРЬ.
№ Дата проведения Тема Программное содержание
1 "Разноцветный ежик" Продолжать работать с бумагой;
Учить делать поделку в технике объемная аппликация; Закрепить знания о животных;
Совершенствовать работу с ножницами.
Развивать аккуратность, усидчивость;
Развивать воображение и творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе; Продолжать воспитывать умение слушать.
2 "Огни ночного города" Пополнить знания о свойствах и характеристиках предметов. Продолжается обучение умению находить различные геометрические формы, различать квадрат и прямоугольник по признакам равенства и параллельности противоположных сторон, улавливать разницу между овалом и кругом. Для формирования понимания геометрических закономерностей занятие аппликацией, которая позволяет сравнивать и сопоставлять детали разной формы, размера и цвета, является незаменимым по эффективности практическим приёмом.
3 "Открытка для мамы" Способствовать развитию художественного вкуса и творческой инициативы; Развивать мелкую моторику; Создать радостное настроение в подготовке к предстоящему празднику;
- Воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать;
- Воспитывать аккуратность и самостоятельность;
- Воспитывать художественно-эстетический вкус.
4 "Жар - птица" Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
ДЕКАБРЬ.
№ Дата проведения Тема Программное содержание
1 "Зайцы в зимнем лесу" Коллективная работа. Закреплять умение работать с бумагой и клеем, создавать единую целостную композицию.
Закреплять вырезывания по контуру, наклеивания шерстяных ниток. Развивать творчество детей, художественный вкус, фантазию при создании композиции. Воспитывать умение заботиться о животных и растительном мире. Воспитывать стремление доставлять радость себе и окружающим от качественно выполненной работы.
2 "Белый северный медведь" • познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации, расширять знания детей о белом медведе, учить выполнять объёмные изображения, развивать мелкую моторику рук, внимание, память; воспитывать эмоционально - положительное отношение к окружающему, умение сопереживать заботиться о животных (социально-коммуникативное развитие)
• активизировать мыслительную активность познавательно-исследовательской деятельности. (Познавательное развитие)
• развивать пространственное мышление и воображение (познавательное развитие)
3 "Красота зимнего леса" учить детей использовать различных материал в составлении композиции
-вызвать у детей интерес к составлению коллективной композиции
-развивать творчество детей.
- развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции, воспитывать стремление доставлять себе и другим радость.
4 "Новогодняя открытка" Закреплять умения разгадывать загадки. Закреплять знания о цветах (красный, синий, желтый); о геометрических формах (треугольнике, круге). Умение составлять композиции из готовых геометрических фигур по образцу; умение выкладывать размерный ряд из трех предметов одинаковой формы, располагать их в определенной последовательности; развивать умение слышать и понимать текст; развивать внимание, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез). Воспитывать аккуратность при выполнении аппликации.
ЯНВАРЬ.
№ Дата проведения Тема Программное содержание
1 «Дед Мороз»
Продолжать учить склеивать конус из полукруга, дополнять необходимыми деталями. Совершенствовать навыки работы с бумагой (Х-Э) Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. (П) Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми (Р) Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
2 "Снежинка" Продолжать учить скручивать элемент «свободная спираль» и наклеивать их на основу. Познакомить с новым элементом квиллинга
«капелька». Продолжать учить обводить трафарет и вырезать строго по контуру (П. Х-Э) Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. (П) Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми (Р) Развивать мелкую моторику рук (Ф) Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы (ХЭ).
3 "Снеговик" Учить создавать выразительный образ средствами бумажной пластики. Учить скатывать круглые комочки разной величины, упражнять в умении скатывать тонкие жгутики. Совершенствовать
навыки работы с бумагой (Х-Э). Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. (П) Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о
ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми (Р) Развивать мелкую моторику рук, глазомер (
Ф) Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
ФЕВРАЛЬ.
№ Дата проведения Тема Программное содержание
1 «Снегирь на ветке
рябины»
Продолжать учить скручивать элемент «свободная спираль» и наклеивать их на основу. Продолжать учить обводить трафарет и вырезать строго по контуру, составлять изображение из деталей. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. (П) Активизировать словарь детей на основе
углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми (Р) Развивать мелкую моторику рук (Ф) Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
2 «Зайка беленький»
Учить создавать выразительный образ средствами бумажной пластики. Учить скатывать из бумаги круглые и овальные комочки разной величины, составлять из них изображение. Совершенствовать
навыки работы с бумагой. (Х-Э) Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. (П) Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми (Р) Развивать мелкую моторику рук (Ф) Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
3 «Поздравительная
открытка» Познакомить детей с техникой айрис – фолдинг (П) Учить складывать полоски бумаги пополам, располагать готовые полоски по всему контуру. Учить работать по схеме. Совершенствовать
навыки работы с бумагой. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. (П) Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми (Р) Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
4 «Морская картинка»
Продолжать учить обводить трафарет и вырезать строго по контуру, составлять изображение из деталей. Учить детей наклеивать крупу на готовый силуэт (Х-Э) Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со
взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой и крупой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
МАРТ.
№ Дата проведения Тема Программное содержание
1 «Ветка мимозы»
Продолжать учить скручивать элементы «свободная спираль» и «капелька», наклеивать их, создавая изображение ветки мимозы. Формировать умение действовать в соответствии со словесной
инструкцией педагога. (П) Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми (Р) Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
2 «Поздравительная
открытка»
Продолжать знакомить детей с техникой айрис - фолдинг. Учить складывать полоски бумаги пополам, располагать готовые полоски по всему контуру. Учить работать по схеме. Совершенствовать навыки работы с бумагой (Х-Э) Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со
взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
3 «Цыплята»
Учить создавать выразительный образ средствами бумажной пластики. Учить скатывать из бумаги круглые и овальные комочки разной величины, составлять из них изображение. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
4 «Красивый цветок» Познакомить детей с техникой работы с бумагой – торцевание. Учить создавать изображение с помощью множества мелких элементов из бумаги. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с
бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
АПРЕЛЬ.
№ Дата проведения Тема Программное содержание
1 «Весёлые человечки»
Продолжать учить создавать выразительный образ средствами бумажной пластики. Учить скручивать из бумаги полоски разной величины, преобразовывать их в человечка, добавляя необходимые детали. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
2 «Птичка»
Продолжать учить создавать выразительный образ птички средствами бумажной пластики. Учить скатывать из бумаги круглые и овальные комочки разной величины, составлять из них изображение. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую
моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
3 «Золотая рыбка»
Продолжать учить создавать выразительный образ птички средствами бумажной пластики. Учить скатывать из бумаги круглые и овальные комочки разной величины, составлять из них изображение. Совершенствовать навыки работы с бумагой.
Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
4 «Сказочная птица» Учить детей составлять изображение птицы из деталей, вырезанных из ткани и разных видов бумаги. Совершенствовать навыки работы с разными видами бумаги. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
МАЙ.
№ Дата проведения Тема Программное содержание
1 «Ветка сирени» Продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой – торцевание. Учить создавать изображение с помощью множества мелких элементов из бумаги. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать
мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
2 «Бабочка»
Продолжать учить скручивать элементы «свободная спираль» и «капелька», наклеивать их, дополнять необходимыми деталями, создавая изображение бабочки. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы.
3 «Весёлая полянка»
(коллективная работа)
Закреплять умение скручивать элементы «свободная спираль» и «капелька», составлять из них композицию, дополняя необходимыми деталями. Формировать умение действовать в
соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук.