наталья захарова
Рабочая программа кружка «Весёлая математика» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКДОУ
детский сад «Улыбка»
___ Н. А. Ермолаева
«…» 2017г.
Рабочая программа кружка «Весёлая математика»
для детей 6- 7 лет
Составила:
Захарова
Наталья Викторовна
воспитатель высшей квалификационной категории
Содержание
I. Целевой раздел ….….
Публикация «Рабочая программа кружка „Весёлая математика“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1. Пояснительная записка….
1.1. Цели и задачи….
1.2. Прогнозируемый результат :…
II. Содержательный раздел….
2.1. Учебно-тематический план…
2.2. Перспективное планирование на 2017-2018учебный год…
2.3. Перспективный план по взаимодействию с родителями….
III.Организационный раздел….
3.1. Организация кружковой деятельности….
3.2. Используемый материал при работе ….
3.3. Список литературы… ….
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
1.1. Цели и задачи
Цели реализации программы :
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Основные задачи программы
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.
• Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
• Привить любовь к конкретному предмету – математике.
• Формирование представлений о числе и количестве:
• Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус -, равно (=).
• Развитие представлений о величине:
• Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
• Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
• Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
• Развитие пространственной ориентировки:
• самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
• Развитие ориентировки во времени.
1.2. Прогнозируемый результат :
В результате освоения программы воспитанники будут знать и уметь:
• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа
• натурального ряда (в пределах 10).
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
• Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др., шар, куб. Проводить их сравнение.
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
• Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
• Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
Тема Число занятий
Пространственные представления 1
Счёт до 10 2
Игра «Весёлые человечки» 1
Интеллектуальная игра с бусами 1
Интеллектуальная игра «Близкие по значению» 1
Круг, квадрат, прямоугольник 1
Сравнение 1
Сенсорное развитие 3
Графические умения 1
Счёт 1
Задачи на смекалку 3
Пирамида, цилиндр 1
Зрительно-мыслительный анализ 1
Работа с альбомами 1
Способы измерения 1
Игры-путешествия во времени 1
Предметы ближайшего окружения 1
Счёт в пределах 10 1
Состав чисел от 1 до 10 1
Классификация 1
Сколько всего 1
Формирование навыков сложения и вычитания 3
Символы 1
Закрепление математических знаний 2
Всего занятий: 32
2.2. Перспективное планирование на 2017-2018 учебный год
Октябрь
«Пространственные представления» Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.
«Счет до 10» Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»
Игра: «Весёлые человечки»
Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.
Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам» Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.
Ноябрь Интеллектуальная игра «Близкие по значению» Игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.
Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику.
Круг, квадрат, прямоугольник.
Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки)
Сравнение Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.
Сенсорное развитие Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.
Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис»
Декабрь Графические умения. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант)
Счет Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.
Задачи на смекалку Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.
Январь Задачи на смекалку Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.
Пирамида, цилиндр Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок»
Зрительно – мыслительный анализ Учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.
Сенсорное развитие Развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции, закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику Дидактические игры «Определи на глаз», «Что выше (шире)» Игра со счетными палочками. «Выложи предмет по образцу»
Февраль Работа с альбомами Развитие умения анализировать форму предметов
Способы измерения Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.
Игры – путешествие во времени Закрепить знания детей о днях недели.
Игра: «Что сначала, что потом».
Предметы ближайшего окружения Развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерево, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей
Март Счет в пределах 10. Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр
Состав чисел от 1 до 10. Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.
Классификация Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.
«Сколько всего» Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт?», «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения
Апрель
Формирование навыков сложения и вычитания. 1. Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.
Формирование навыков сложения и вычитания. 2 Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры».
Формирование навыков сложения и вычитания. 3 Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.
Символы Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер)Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду. Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.
Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;
Май
Закрепление математических знаний и умений» - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;
- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;
- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =
- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;
2.3. Перспективный план по взаимодействию с родителями
№ Форма работы Сроки
1 Консультация для родителей «Развитие математических способностей детей»
Индивидуальные консультации по вопросам формирования элементарных математических представлений детей.
Октябрь
2 Оформление папки: подбор и составление загадок с использованием цифр. Декабрь
3 Открытое мероприятие : КВН «Знатоки математики» Апрель
4 Консультация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»
Февраль
III. Организационный раздел
3.1. Организация кружковой деятельности
Методы работы :
• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
• Показ мультимедийных материалов
Место проведения: помещение группы «Ягодки»
Реализация программы : Программа рассчитана на 1 год с детьми 6-7 лет, 1 раз в неделю по 25-30 мин. Большую часть программы составляют практические занятия.
3.2. Используемый материал при работе
. Математические наборы
. Цветные карандаши
. Простые карандаши
. Листы тетрадные
. Линейки
. Наборы геометрических фигур
. Набор цифр
. Трафареты с геометрическими фигурами
. Счётные палочки
. Обручи
. Дидактические игры
3.3. Список литературы
1. Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий, Мозаика – синтез 2016 г.
2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В. П. Новикова. Мозаика – синтез 2016 г.
3. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
4. В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
5. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
6. Журналы «Дошкольное воспитание»
7. Интернет- ресурсы.