татьяна михалковская
Рабочая программа факультативного курса по психологии «Социализация личности старшеклассника» для 11 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного с учетом авторской программы «Основы конструктивного общения», для учащихся старших классов. Авторы Григорьева Г. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Новосибирск. Издательство Новосибирского университета 2012г. 3-е издание, исправленное. Рассмотрена и рекомендована к практическому применению на ШЭС, приказ МБОУ «СОШ № 26» от 13.06.2017 года №192.
Публикация «Рабочая программа факультативного курса по психологии „Социализация личности старшеклассника“ для 11 класса» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа рассчитана на учащихся 11-х классов, общее количество часов 34, в неделю - 1час
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции образования.
Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему основ психологии общения, достаточную для получения элементарного психологического образования.
В курсе «Социализация личности старшеклассника» также уделено внимание развитию интеллекта детей. Общение со сверстниками в учебной ситуации становится средством тренировки общеинтеллектуальных умений и навыков. При удовлетворении потребности в общении естественным образом создаются наиболее благоприятные условия для выявления причинно-следственных связей, развития способности к анализу и синтезу.
Новизна курса состоит в том, что содержание курса обладает социальной направленностью, затрагивает вопросы социального про-ектирования, управления, самоорганизации. Приобретение учащимся личностных и социальных знаний; переживание им ценности этих знаний, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение старшеклассником опыта самостоятельного общественного действия.
В основе курса также лежат общечеловеческие ценности: свобода, творчество, духовность, гуманность, индивидуальность и другие.
В содержание программы включены обсуждение различных ситуаций, групповые дискуссии, ролевое проигрывание, творческое самовыражение, самопроверка и групповое тестирование, которые создают условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
Цель программы
- развитие компонентов творческих и коммуникативных способностей личности и её социализации в обществе.
Задачи программы :
- воспитывать ценностного отношения к знаниям как важным и необходимым каждому человеку;
- способствовать развитию личности старшеклассников, их профессиональному самоопределению;
- развивать навыки психической и физической саморегуляции;
- формировать необходимые навыки анализа жизненных ситуаций;
сформировать интерес к творчеству как основному виду человеческой деятельности;
помочь в формировании и становлении как личности, ориентированной в реальной современной жизненной обстановке, умению ориентироваться в конфликтных ситуациях.
научить старшеклассников общению с другими учащимися, родителями, учителями, сформировать навыки организации продуктивного взаимодействия между людьми.
Содержание курса
Содержание данного курса состоит из следующих модулей:
«Познакомьтесь со своим «Я» (самопознание, 3 часа).
«Давайте говорить друг другу.» (конфликтология, 5 часов).
«Властелин или раб самому себе» (саморегуляция, 5 часов).
«Творческий человек» (творчество, 4 часа)
«Был ли прав Шекспир?» (игры, направлены на развитие личностного потенциала школьников, 4 часа).
«О душевной архитектуре» (основы психологических знаний, 5 часов)
«Мир вокруг нас» (социальное проектирование, 7 часов)
Итоговый урок предназначен для подведения итогов обуче-
ния, группового и индивидуального самоанализа (1 час).
Модуль «О душевной архитектуре» направлен на развитие ин-теллектуального компонента творческих способностей личности, он способствует освоению базовых гуманистических ценностей, в первую очередь, свободы мышления, принятию идей гуманизма, морально-этических норм современного общества. Также данный модуль предоставляет учащимся необходимый минимум информации о пси-хологии личности. Такая информация необходима для более эффективного обучения навыкам саморегуляции.
Модуль «Властелин или раб самому себе?» призван способствовать формированию мотивации к деятельности по самосовершенствованию, воспитывать потребность в самопознании, а через самопознание и самосовершенствование способствовать формированию навыков саморегуляции и в дальнейшем принятию таких ценностей, как гуманность, творчество и др.
Модуль «Мир вокруг нас» направлен на осознание значимости социальной сферы общества, на развитие способностей к проектировочной деятельности, формирование мотивации к внесению позитивных изменений в жизнь своего окружения.
Модуль 1. «Познакомьтесь со своим «Я»
(2 часа в начале учебного года и 1 час в конце учебного года)
Понятие о структуре личности человека, структура личности учителя, понятие качеств личности, понятие развития, понятие диагностики и методов диагностики. Содержание диагностических методик, направленных на выявление творческих способностей личности.
Модуль 2. «Давайте говорить друг другу.» (5 часов)
Урок 1. Конфликт. Введение.
Понятие общения, взаимодействия, субъект-субъектные взаимоотношения, условия эффективного общения. Понятие межличностного конфликта. Генезис конфликта. Этапы конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Уроки 2-3. Разрешение конфликтов в школе. Педагогический конфликт. Причины конфликтов между учителем и учеником, между учеником и родителями, между учениками. Посредничество как технология разрешения конфликтных ситуаций.
Качества личности, необходимые для продуктивного разрешения конфликта. Игры и упражнения, направленные на развитие таких качеств.
Урок 4. «Эмпатия».
Понятие эмпатии. Роль эмпатии в организации продуктивного взаимодействия. Игры и упражнения, направленные на развитие эмпатии.
Урок 5. «Театральная педагогика».
Что такое театральная педагогика. Использование методов и приемов театральной педагогики для организации продуктивного взаимодействия и общения. Актерские способности и их роль в профессиях социальной направленности. Игры и упражнения, направленные на освоение приемов театральной педагогики, развитие актерских способностей.
Модуль 3. «Властелин или раб самому себе?» (5 часов)
Урок 1. Саморегуляция.
Понятие саморегуляции, ее виды. Саморегуляция психических, эмоциональных состояний. Основные приемы саморегуляции, основные виды саморегуляции (дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, самовнушение). Роль умений саморегуляции в профессиональной деятельности в профессиях, связанных с общением и взаимодействием между людьми. Пути развития способностей к саморегуляции.
Урок 2. Резервы нашего организма.
Особенности человеческого организма, его отличия от организма животных. Особенности психики человека. Приспособляемость психики, ее компенсаторные возможности. Паранормальные способности человека, гипотезы, их объясняющие. Факты, иллюстрирующие возможности человеческого организма (в т. ч. психики).
Уроки 3-4. Умей владеть собой.
Способы саморегуляции психических и эмоциональных состояний человека. Игры и упражнения, направленные на развитие способностей к саморегуляции. Понятие самообладания, его роль в жизни человека, пути воспитания. Освоение основных методов и приемов саморегуляции посредством психотехнических игр и упражнений мозговой гимнастики.
Урок 5. Саморегуляция в профессиональной и учебной деятельности.
Роль саморегуляции в жизни школьника, ее значение для профессий, связанных с взаимодействием и общением. Игры и упражнения, направленные на формирование способностей к саморегуляции.
Модуль 4. «Творческий человек» (4 часа)
Уроки 1-4. Творческие способности.
Творческие способности, их структура. Основные пути и способы их развития. Основные средства и методы развития творческих способностей личности. Упражнения и игры, направленные на развитие творческих педагогических способностей личности учащихся.
Модуль 5. «Был ли прав Шекспир?» (4 часа)
Урок 1-2. Игра и школа.
Значение игр для развития творческих способностей личности школьников. Игры, направленные на развитие творческих способностей личности. Роль игры в процессе обучения и воспитания.
Урок 3-4. Игра и развитие личности.
Роль игры в развитии личности школьника. Игра и самосовер-шенствование. Игры, направленные на развитие личности. Самопознание и самосовершенствование при помощи игровых методов.
Модуль 6. «О душевной архитектуре» (5 часов)
Урок 1-2. Психология вокруг нас.
Психология как наука. Отрасли психологии. Краткая истор развития психологии. Понятие личности, ее структуры. Самопознание и самосовершенствование, способности и их развитие.
Урок 3. Способности.
Понятие способностей в психологии. Виды способностей (общие, специальные). Роль способностей в развитии личности. Способы диагно-стики и развития способностей. Способности и успешность человека.
Урок 4-5. Психология на каждый день.
Психология личности, характер человека. Роль психологических знаний в повседневной жизни. Понятия индивид, индивидуальность, личность. Учет индивидуальных особенностей личности в повседневном общении.
Модуль 7. «Мир вокруг нас» (7 часов)
Урок 1. Социальная сфера общества.
Понятие социальной сферы общества, ее структура. Человек как социальное существо и неотъемлемая часть социума. Понятие социума. Взаимовлияние человека и социума. Пути целенаправленного воздействия человека на социальную сферу общества.
Урок 2-4. Мы и наше окружение.
Понятие микросоциума, его границы, основные характеристики. Микросоциум и его влияние на личность. Социализирующие функции микросоциума. Необходимость изучения микросоциума. Пути и способы повышения благоприятности микросоциума для личности школьника. Роль школы в микросоциуме.
Урок 5-7. Изменим мир к лучшему.
Понятие социального проектирования и программирования. Технологии социального проектирования, его этапы. Особенности социальных проектов, их направленность. Разработка проекта, направленного на улучшение социального окружения учащихся, тема «Я в этом мире…»
Итоговое занятие.
Тест «Что я узнал из курса?». Анализ результатов диагностики. Самоанализ проделанной работы.
Календарно-тематический план
Название модуля и темы занятия Общее кол-во часов Теорет.
занятия
(час.) Практ.
занятия
(час.)
Модуль 1. «Познакомьтесь со своим «Я» 1 0,5 0,5
Модуль 2. «Давайте говорить друг другу.» 5 1 4
Модуль 3. «Властелин или раб самому себе?» 5 1 4
Модуль 4. «Творческий человек» 4 - 4
Модуль 5. «Был ли прав Шек-спир?» 4 2 2
Модуль 6. «О душевной архи-тектуре» 5 2 3
Модуль 7. «Мир вокруг нас» 6 2 4
Модуль 8. «Познакомьтесь со своим «Я» 2 - 2
Итоговое занятие, повторение и обобщение пройденного ма-териала 2 2
34
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- круг явлений в обществе, охватываемых социальной и социально-педагогической деятельностью;
- свои личностные особенности, способности и способы их совершенствования (достижения);
- основы организации и управления совместной творческой деятельности;
- основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, необходимые каждому гражданину общества и достаточные для профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере.
Уметь:
- саморегулировать психические состояния;
- планировать и организовывать собственную деятельность;
- владеть элементарными навыками социального проектирования, умениями организовать досуговую и социально значимую совместную деятельность.
Ожидаемые результаты.
В конце изучения курса у школьников должны произойти значимые изменения в развитии личности, в частности, в уровне развития творческих и коммуникативных способностей, способности к самоорганизации, мотивационной сфере личности.
Учащиеся научаться развивать навыки психической и физической саморегуляции.
Смогут сформировать необходимые навыки анализа жизненных си-туаций.
Научаться ориентироваться в конфликтных ситуациях и позитивнопростраивать общение с другими учащимися, родителями, учителями.
Сформируют навыки организации продуктивного взаимодействия между людьми.
Система оценивания обучающихся.
Оценивание в форме отметки по пятибалльной системе. Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы.
По каждому модулю программы дается самостоятельная работа по пройденным темам, что позволяет выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература для педагога:
1. Вайсбург А. А. Организация профориентационной работы
школы, ПТУ, предприятия. - М., 1996.
2. Воробьев Н. Е., Мизюрова Э. Ю. Развитие творческой актив-
ности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла
Монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 184 с.
3. Газман О. С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой. - М., 1991.
4. Гиргинов Г. Наука и творчество. - М. : Прогресс, 1999.
5. Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: учеб. пособ. - Волгоград: Перемена, 2004.- 102 с.
6. Гребешок О. С, Гребешок Т. Б. Введение в деятельность педагога-исследователя. - Калининград, 1998.
7. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. -М., 1990.
8. Гройсман А. Л. Психотерапия для всех. - М., 1991.
9. Делай добро своими руками. Учебно-методическое пособие. -М., 2001.- 152 с.
10. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! - Рига, 1997.
11. Под ред. В. В. Петрусинского Игры - обучение, тренинг, досуг. Кн. 1-4 /. - М., 1994.
12. Ингеикамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. - М. :! Педагогика, 1991. - 240 с.
13. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). - СПб. : «Петербург-XXI век», совме-стно с ЗАО «Пресс-Атташе»,1997. - 160 с.
14. Леей В. Л. Искусство быть собой. - М., 1999.
15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в об-разовании : Учеб. пособие. - М., 1995.
Литература для обучающихся:
1. Зюзько М. В. Пять шагов к себе. - М., 1998.