Склярова Татьяна Евгеньевна
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных учреждений Луганской Народной Республики по окружающему миру для I – IV классов (базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 27.12.2016 г. № 483) в соответствии с нормативными документами:
Публикация «Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
2. Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
3. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
4. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
5. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
6. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».
7. Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.06.2017 № 77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».
8. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
9. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 19.07.2017 № 87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) города Краснодона и Краснодонского района
10. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году
11. ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
12. Устава ГОУ ЛНР Новоанновская средняя общеобразовательная школа-детский сад № 27
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина ЛНР в условиях культурного и конфессионального многообразия общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы общества;
международное сотрудничество как основа мира на Земле;
патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов родного края от поколения к поколению и жизнеспособности общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
• интерес к познанию окружающего мира;
• ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
• предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
• осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина республики, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
• понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
• ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
• сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
• понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
• принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
• понимание красоты природы родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
• способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• реализации основ гражданской идентичности в поступках;
• следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни;
• ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
• контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
• отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
• на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
• осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
• пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
• строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
• находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
• умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
• анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
• обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
• подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
• проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• находить разнообразные способы решения учебной задачи;
• осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
• строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
• ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать другое мнение и позицию;
• умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
• контролировать действия партнера;
• адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т. ч. при возможности средства и инструменты ИКТ;
• допускать возможность существования различных точек зрения, в т. ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
• оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
• использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты освоения программы «Окружающий мир»
Содержательный блок «Человек и природа»
Обучающийся научится:
• устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
• осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
• использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте;
• проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
• оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
• сравнивать изучаемые природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
• сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
• выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
• узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
• соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
• узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
• фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;
• составлять устную характеристику погоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
• узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
• оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
• моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
• планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Содержательный блок «Человек и общество»
Обучающийся научится:
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
• используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос, в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
• устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
• выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать устное высказывание одноклассников : его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
• оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
• осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
• наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе отводится 2 ч в неделю, 68 часов (34 учебные недели).
Основное содержание программы
«Окружающий мир»
Учебно – тематический план 1-4 классы
№ п\п Содержание программного материала
(разделы, темы программы) Количество часов
Всего 1
класс 2
класс 3
класс 4
класс
1 Вводный урок. 1 1 - - -
2 Что и кто? 20 20 - - -
3 Как, откуда и куда? 12 12 - - -
4 Где и когда? 11 11 - - -
5 Почему и зачем? 22 22 - - -
6 Где мы живём? 16 - 4 - 12
7
8 Природа 20 - 20 - -
9 Жизнь города и села. 10 - 10 - -
10 Здоровье и безопасность. 9 - 9 - -
11 Общение. 7 - 7 - -
12 Путешествие 33 - 18 15 -
13 Как устроен мир. 6 - - 6 -
14 Эта удивительная природа. 18 - - 18 -
15 Мы и наше здоровье 10 - - 10 -
16 Наша безопасность 7 - - 7 -
17 Чему учит экономика 12 - - 12 -
18 Земля и человечество 9 - - - 9
19 Родной край 13 - - - 13
20 Страницы всемирной истории 5 - - - 5
21 Страницы истории государства 20 - - - 20
22 Современная Республика 9 - - - 9
Всего 270 66 68 68 68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Количество часов в:
Год: 68 часов
І семестр: 32 часа
ІІ семестр: 36 часов
В неделю: 2 часа
Виды проверочных работ 1 семестр 2 семестр
Тематические контрольные работы 2 3
Всего 2 3
Практическая работа 7 4
№
п/п № урока
в теме Тема урока Дата проведения Примечание
по плану по факту
Как устроен мир (6 ч)
1. 1 Инструктаж по ТБ
Природа. 06.09
2 2 Значение природы для людей. Экскурсия 07.09
3 3 Человек 13.09
4 4 Общество. Государство 14.09
5 5 Что такое экология. Практическая работа 20.09
6 6 Природа в опасности! Охрана природы 21.09 ТЕМА
Эта удивительная природа (18 ч)
7 1 Тела, вещества, частицы 27.09
8 2 Разнообразие веществ 28.09
9 3 Воздух и его охрана 04.10
10 4 Вода. Свойства воды. Практическая работа 05.10
11 5 Превращения и круговорот воды 11.10
12 6 Берегите воду! 12.10
13 7 Тематическая контрольная работа по теме «Эта удивительная природа» 18.10 ТЕМА
14 8 Что такое почва? Практическая работа 19.10
15 9 Разнообразие растений 01.11
16 10 Солнце, растения и мы с вами 02.11
17 11 Размножение и развитие растений.
Практическая работа 08.11
18 12 Охрана растений 09.11
19 13 Разнообразие животных 15.11
20 14 Кто что ест 16.11
21 15 Размножение и развитие животных. Охрана животных 22.11
22 16 В царстве грибов 23.11
23 17 Великий круговорот жизни 29.11
24 18 Тематическая контрольная работа по теме «Эта удивительная природа»
30.11 ТЕМА
Мы и наше здоровье (10 ч)
25 1 Организм человека 06.12
26 2 Органы чувств 07.12
27 3 Надёжная защита организма.
Практическая работа 13.12
28 4 Опора тела и движение 14.12
29 5 Наше питание. Практическая работа 20.12
30 6 Дыхание и кровообращение.
Практическая работа 21.12
31 7 Умей предупреждать болезни 27.12
32 8 Здоровый образ жизни 28.12
II семестр
33 9 Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» 17.01
34 10 Тематическая контрольная работа по теме «Мы и наше здоровье» 18.01 ТЕМА
Наша безопасность (7 ч)
35 1 Огонь, вода и газ 24.01
36 2 Чтобы путь был счастливым 25.01
37 3 Дорожные знаки 30.01
38 4 Экскурсия. Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы 01.02
39 5 Опасные места 07.02
40 6 Природа и наша безопасность. 08.02
41 7 Экологическая безопасность. Практическая работа 14.02 ТЕМА
Чему учит экономика (12 ч)
42 1 Для чего нужна экономика? 15.02
43 2 Природные богатства и труд людей – основа экономики 21.02
44 3 Полезные ископаемые.
Практическая работа 22.02
45 4 Растениеводство. Практическая работа 28.02
46 5 Животноводство 01.03
47 6 Какая бывает промышленность 07.03
48 7 Что такое деньги. Практическая работа 14.03
49 8 Государственный бюджет 15.03
50 9 Семейный бюджет 21.03
51 10 Семейный бюджет
52 11 Экономика и экология
22.03
53 12 Тематическая контрольная работа по теме «Чему учит экономика»
04.04 ТЕМА
Путешествия по городам и странам (15 ч)
54 1 Золотое кольцо России 05.04
55 2 Золотое кольцо России 11.04
56 3 Наши ближайшие соседи 12.04
57 4 На севере Европы 18.04
58 5 Что такое Бенилюкс? 19.04
59 6 В центре Европы 25.04
60 7 По Франции и Великобритании
(Франция) 26.04
61 8 По Франции и Великобритании.
(Великобритания) 02.04 ТЕМА
62 9 На юге Европы. 03.05
63 10 По знаменитым местам мира 09.05
64 11 Обобщение по разделу «Путешествуем по городам и странам» 10.05
65 12 Кто нас защищает?
Музей путешествий 16.05
66 13 Кто нас защищает?
Музей путешествий
17.05
67 14 Тематическая контрольная работа по теме «Путешествия по городам и странам» 23.05
68 15 Обобщающий урок 24.05
ТЕМА