Погорелова Людмила
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов «Бумажные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№10
муниципального образования Каневской район Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 31.08. 2018года протокол№1
Председатель ___ Лашко Р. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Бумажные фантазии»
Направление - общекультурное
Форма проведения - кружок
Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов „Бумажные фантазии“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Поделки из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Уровень образования (класс) - начальное общее образование 1-4 классы
Количество часов - 135 часов
Срок реализации программы – 4 года
Периодичность – еженедельные
Руководитель – Погорелова Л. А.
Программа составлена на основе программы – М. Нагибиной «Из простой бумаги мастерим как маги», Издательство: «Академия развития». Год издания: 2000 г.
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Для чего мы учимся складывать бумагу, создавать из неё аппликации, объёмные изделия? Потому, что именно эта работа :
• развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
• знакомит с основными геометрическими понятиями;
• улучшает способность следовать устным инструкциям;
• расширяет коммуникативные способности;
• воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
• воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Педагоги отмечают положительное влияние занятий с бумагой на положительные успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты:
Учащиеся смогут :
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные результаты:
Обучающийся научится:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность :
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе : умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать навыки работы с информацией. Программа ориентирована на достижение воспитательных результатов. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство детей с целями и задачами, содержанием работы. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги. Назначение инструментов, правила пользования, приемы безопасной работы и способы хранения. Беседа о правилах поведения на занятиях.
2. Плоскостные композиции из бумаги (11ч.)
Технология обработки бумаги : разметка, сгибание, резание, крепление деталей клеем.
Изготовление изделий по образцу, рисунку с элементами самостоятельного творчества. Украшение изделия аппликацией.
Знакомство с мозаикой как разновидностью аппликации. Виды мозаики.
3. Оригами (3 ч.)
Знакомство с оригами как с искусством складывания из бумаги различных объемных фигурок. Приемы работы в технике оригами. Базовые формы.
4. Бумагопластика или объёмное конструирование (8 ч.)
Объёмные изделия из цвенной бумаги и упаковочных коробок.
Конструирование игрушек из цветной бумаги.
5. Другие виды работ с бумагой (6 ч.)
Знакомство с щелевым и ниточным соединением, с соединением плетением.
6. Выставки (3 ч.)
Демонстрация работ в форме выставки.
7. Итоговое занятие (1 ч.)
Демонстрация достигнутых результатов.
2-й год обучения
1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство детей с целями и задачами, содержанием работы. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги. Назначение инструментов, правила пользования, приемы безопасной работы и способы хранения. Техника безопасности при работе с инструментами.
2. Плоскостные композиции из бумаги (12ч.)
Технология обработки бумаги : разметка, сгибание, резание, крепление деталей клеем.
Изготовление изделий по образцу, рисунку с элементами самостоятельного творчества. Украшение изделия аппликацией. Знакомство с мозаикой как разновидностью аппликации. Различные виды мозаики.
3. Оригами (3 ч.)
Знакомство с оригами как с искусством складывания из бумаги различных объемных фигурок. Приемы работы в технике оригами. Базовые формы.
4. Бумагопластика или объёмное конструирование (8 ч.)
Объёмные изделия из цветной бумаги и упаковочных коробок.
Конструирование игрушек из цветной бумаги.
5. Другие виды работ с бумагой (6 ч.)
Знакомство с щелевым и ниточным соединением, с соединением плетением.
6. Выставки (4 ч.)
Демонстрация работ в форме выставки.
7. Итоговое занятие (1 ч.)
Демонстрация достигнутых результатов.
3-й год обучения
1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство детей с целями и задачами, содержанием работы. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги. Назначение инструментов, правила пользования, приемы безопасной работы и способы хранения. Беседа о правилах поведения на занятиях.
2. Аппликация (7 ч.)
Изготовление изделий по образцу, рисунку с элементами самостоятельного творчества. Украшение изделия аппликацией.
3. Оригами (5 ч.)
Приемы работы в технике оригами. Составление аппликаций из изделий оригами.
4. Вырезание из бумаги и картона (6 ч.)
Знакомство с симметричным и свободным вырезанием. Изготовление гирлянд в технике вырезания.
5. Конструирование из бумаги и картона (5 ч.)
Создание отдельных изделий и композиций из бумаги и картона.
6. Другие виды работ с бумагой (5 ч.)
Подвижные соединения.
7. Выставки (4 ч.)
Демонстрация работ в форме выставки.
8. Итоговое занятие (1 ч.)
Демонстрация достигнутых результатов.
4-й год обучения
1. Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство детей с целями и задачами, содержанием работы. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги. Назначение инструментов, правила пользования, приемы безопасной работы и способы хранения. Беседа о правилах поведения на занятиях.
2. Аппликация (5 ч.)
Изготовление изделий по образцу, рисунку с элементами самостоятельного творчества. Украшение изделия аппликацией.
3. Оригами (5 ч.)
Приемы работы в технике оригами. Составление аппликаций из изделий оригами.
4. Вырезание из бумаги и картона (6 ч.)
Знакомство с симметричным и свободным вырезанием. Изготовление гирлянд в технике вырезания.
5. Конструирование из бумаги и картона (7 ч.)
Создание отдельных изделий и композиций из бумаги и картона.
6. Другие виды работ с бумагой (5 ч.)
Подвижные соединения.
7. Выставки (4 ч.)
Демонстрация работ в форме выставки.
8. Итоговое занятие (1 ч.)
Демонстрация достигнутых результатов.
1-год обучения
№ Темы занятий Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Плоскостные композиции из бумаги
а) Аппликация
б) Художественное вырезание
в) Мозаика
1
1
1
3
2
3 11
3 Оригами 1 2 3
4 Бумагопластика или объёмное конструирование
А) Объёмные изделия из упаковочных коробок
Б) Конструирование игрушек из цветной бумаги
1
1
3
3
8
5 Другие виды работ с бумагой 1 5 6
6 Выставки - 3 3
7 Итоговое занятие - 1 1
Итого: 33
2-й год обучения
№ Темы занятий Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Плоскостные композиции из бумаги
а) Аппликация
б) Художественное вырезание
в) Мозаика
1
1
1
4
1
4 12
3 Оригами 1 2 3
4 Бумагопластика или объёмное конструирование
А) Объёмные изделия из упаковочных коробок
Б) Конструирование игрушек из цветной бумаги
1
1
3
3
8
5 Другие виды работ с бумагой 1 5 6
6 Выставки - 4 4
7 Итоговое занятие - 1 1
Итого: 34
3-й год обучения
№ Темы занятий Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Аппликация 1 6 7
3 Оригами 1 4 5
4 Вырезание из бумаги и картона 1 5 6
5 Конструирование из бумаги и картона 1 4 5
6 Другие виды работ с бумагой 1 4 5
7 Выставки - 4 4
8 Итоговое занятие - 1 1
Итого: 34
4-й год обучения
№ Темы занятий Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Аппликация 1 4 5
3 Оригами 1 4 5
4 Вырезание из бумаги и картона 1 5 6
5 Конструирование из бумаги и картона 1 6 7
6 Другие виды работ с бумагой 1 4 5
7 Выставки - 4 4
8 Итоговое занятие - 1 1
Итого: 34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата проведения
план факт
Вводное занятие 1
1 Введение. Беседа «История бумаги». 1
Плоскостные композиции из бумаги 11
2 Беседа «Что такое аппликация?» 1
3 Аппликация «Фрукты в вазе» 1
4 Аппликация «Бабочка» 1
5 Аппликация «Петушок» 1
6 Беседа «Художественное вырезание из бумаги и картона» 1
7 Вырезание снежинок, цветов, хороводов 1
8 Вырезание гирлянд. Маски. 1
9 Беседа «Что такое мозаика?» 1
10 Контурная мозаика «Грибок» 1
11 Мозаика из обрывных кусочков «Цветок» 1
12 Выставка детских работ. 1
13 Сплошная мозаика «Рыбка» 1
Оригами 3
14 Беседа «Оригами – искусство складывания из бумаги» 1
15 Оригами «Снежинка» 1
16 Оригами «Собачка» 1
Бумагопластика или объёмное конструирование. 8
17 Беседа «Что можно сделать из упаковочных коробок?» 1
18 Изделие «Клоун» 1 28.01
19 Изделие «Птичка» 1
20 Изделие «Весёлая мордашка» 1
21 Выставка детских работ. 1
22 Беседа «Что можно конструировать из бумаги?» 1
23 Игрушка «Утенок» 1
24 Игрушка «Лягушонок» 1
Другие виды работ с бумагой. 6
25 Беседа «Различные виды плетений" 1
26 Плетение. Коврики из полосок. 1
27 Плетение. Закладка. 1
28 Плетение «Клубничка» 1
29 Динамические игрушки из бумаги и картона «Колобок» 1
30 Динамические игрушки из бумаги и картона «Колобок» 1
31 Цветы из салфеток: маргаритки. 1
32 Выставка детских работ. 1
33 Итоговое занятие. 1
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата проведения
план факт
Вводное занятие 1
1 Введение. Беседа «Бумажные мельницы в России». 1
Плоскостные композиции из бумаги 11
2 Беседа «Какие бывают аппликации» 1
3 Аппликация «Угощение для ежа» 1
4 Аппликация «Березка в осеннем лесу» 1
5 Аппликация «Разноцветные неваляшки» 1
6 Аппликация «Собираем урожай» 1
7 Беседа «Художественное вырезание» 1
8 Вырезание гирлянды «Веселые человечки» 1
9 Беседа «Разновидность мозаики» 1
10 Контурная мозаика «Уточки» 1
11 Мозаика из обрывных кусочков «» 1
12 Сплошная мозаика «Угости Федору чаем» 1
13 Выставка детских работ. 1
Оригами 3
14 Беседа «Международные приемы складывания из бумаги» 1
15 Оригами «Птичка» 1
16 Оригами «Рыбка» 1
17 Выставка детских работ. 1
Бумагопластика или объёмное конструирование. 8
18 Беседа «Бумажные конструкции» 1
19 Изделие «Пруд» 1
20 Изделие «Грибочки» 1
21 Изделие «Колокольчики» 1
22 Выставка детских работ. 1
23 Беседа «Игрушки. Какие они бывают?» 1
24 Игрушка «Бусы» 1
25 Игрушка «Зайка» 1
26 Игрушка «Черепаха»
Другие виды работ с бумагой. 6
27 Беседа «Каким бывает плетение?»» 1
28 Плетение «Корзинка» 1
29 Плетение «Яблоко» 1
30 Динамические игрушки из бумаги и картона «Цыпленок» 1
31 Динамические игрушки из бумаги и картона «Колобок» 1
32 Цветы из салфеток. 1
33 Выставка детских работ. 1
34 Итоговое занятие. 1
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата проведения
план факт
Вводное занятие 1
1 Беседа «Волшебные свойства бумаги» 1
Аппликация 7
2 Беседа «Фантазии с листом бумаги» 1
3 Изделие «Ветка рябины»
(коллективная работа). 1
4 Изделие «Яблоки в корзине» 1
5 Изделие «Петушок-золотой гребешок» 1
6 Панно «Чудо-дерево» 1
7 Аппликация «Осенний день» 1
8 Аппликация «Ёжик» 1
9 Выставка детских работ 1
Оригами 5
10 Беседа «Тайны японских журавликов» 1
11 Изделие «Сова» 1
12 Изделие «Двухтрубный корабль» 1
13 Изделие «Подснежники в вазочке». 1
14 Изделие «Храбрый лягушонок» 1
15 Выставка детских работ 1
Вырезание из бумаги и картона 6
16 Беседа «Чудеса из бумаги» 1
17 Вырезание. Гирлянды. 1
18 Вырезание. Снежинки. 1
19 Изделие «Вращающаяся елочка» 1
20 Симметричное вырезание «Зимний ночной лес» 1
21 Изготовление записной книжки. 1
22 Выставка детских работ 1
Конструирование из бумаги и картона 5
23 Беседа «Как резать и сгибать бумагу и картон» 1
24 Изделие «Шкатулка» 1
25 Изделие «Веселый клоун» 1
26 Движущиеся модели. Собачка. 1
27 Изделие «Бабочка» 1
Другие виды работ с бумагой 5
28 Беседа «Свойства бумаги и картона» 1
29 Изделие «Цветы в подарок маме» 1
30 Ваза с цветами. Мозаика из обрывных кусочков 1
31 Шахматное плетение. Корзина с цветами. 1
32 Мозаика «Филин на ветке» 1
33 Выставка детских работ 1
34 Итоговое занятие 1
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п Тема занятия Количество часов Дата проведения
план факт
Вводное занятие 1
1 Беседа «Эта волшебная бумага» 1
Аппликация 5
2 Беседа «Аппликация из геометрических фигур»
«Черепаха» 1
3 Аппликация из геометрических фигур
«Кошечка» 1
4 Аппликация «Веселый клоун» 1
5 Аппликация «Ветка рябины» 1
6 Аппликация «Золотая осень»
7 Выставка детских работ 1
Оригами 5
8 Беседа «Древнее японское искусство» 1
9 Оригами «Птичка» 1
10 Оригами «Бабочка» 1
11 Оригами «Зайчик» 1
12 Оригами «Рыбка» 1
Вырезание из бумаги и картона 6
13 Беседа «Фантазии с листом бумаги» 1
14 «Забавные зверушки» 1
15 «Разноцветные жучки – ползунки». 1
16 Коллективная работа «Новогодняя ёлка» 1
17 Новогодние игрушки 1
18 Карнавальные очки 1
19 Выставка детских работ 1
Конструирование из бумаги и картона 7
20 Беседа «Как резать и сгибать бумагу и картон» 1
21 Коллективная работа «Букет цветов» 1
22 Открытка «Божья коровка» 1
23 «Матрешки» 1
24 Красивая коробочка 1
25 Коллективная работа «Лягушата на пруду» 1
26 «Пчелка на сотах» 1
27 Выставка детских работ 1
Другие виды работ с бумагой 5
28 Беседа «Волшебные свойства бумаги» 1
29 Изготовление цветов из салфеток 1
30 Подсолнух 1
31 Изготовление фоторамки 1
32 Объёмные цветы в горшочке 1
33 Выставка детских работ 1
34 Итоговое занятие 1
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей начальных классов СОШ № 10
от 29.08. 2018 года №1
Руководитель МО
___ /Л. А. Петрова/
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___/ М. Н. Головко/
«31» августа 2018года